Развитие информационных технологий существенно влияет на стиль жизни современного человека. Людям из года в год предоставляется все больше возможностей совершать операции с помощью интернета и мобильного телефона. А иметь удаленный доступ к информации и услугам в режиме реального времени играет важную роль в развитии современного бизнеса.
Сегодня банки предлагают достаточно широкий спектр услуг, объединенных общим термином - дистанционное банковское обслуживание (далее - ДБО). Наиболее востребованным и распространенным является интернет-банкинг и мобильный банкинг. Ряд банков Узбекистана предоставляют эти востребованные услуги не только юридическим, но и физическим лицам. Про Интернет- банкинг для корпоративных клиентов мы уже рассказывали в статье «Так ли «страшен» черт как его малюют….или собственные впечатления от интернет-банкинга».
Интернет-банкинг подразумевает удаленный доступ к банковскому счету и управление им через интернет круглосуточно в режиме реального времени со стационарного компьютера или ноутбука. Мобильный банкинг предоставляет практически такие же возможности, но в данном случае средством управления банковским счетом является мобильный телефон.
Сегодня на отечественном рынке по пальцам можно пересчитать банки, предоставляющие услугу интернет-банкинг или мобильный банкинг физическим лицам. Однако рост числа пользователей интернета в Узбекистане, (по данным УзАСИ на 1 января 2011 года составило 7,4 млн. человек) заставляет банки серьезно задуматься о предоставление своих услуг населению через интернет. На развитие ДБО в стране направлено Постановление Президента от 26 ноября 2010 года, согласно которому все коммерческие банки Узбекистана к 2015 году должны предоставлять физическим и юридическим лицам услуги интернет- банкинга.
Выбор пока невелик.
В Узбекистане интернет-банкинг появился в 2007 году как сервис для корпоративных клиентов. Следующим шагом его развития в стране, стало внедрение этой услуги и для физических лиц.
Первым банком в Узбекистане, который наиболее полноценно предложил физическим лицам услуги интернет - банкинга, стал банк "Samarkand". Банк 1 мая 2009 года объявил о запуске новой услуги в интернете и назвал свой продукт Sam.online – Интернет- банкинг.
Клиенты банка Samarqandbank могут дистанционно оплачивать сотовую и городскую телефонную связь, услуги интернет-провайдеров, коммунальные услуги, совершать покупки в интернет-магазинах, переводить средства на счета юридических и физических лиц, отправлять в банки финансовые документы и получать информацию о движении по счету. Также с недавнего времени банк начал предоставлять возможность клиентам дистанционно выбирать и размещать свои деньги на банковских депозитах.
Samarqandbank стал первым в республике и в запуске мобильного банкинга, который был внедрен 1 марта 2010 года. Сегодня, с помощью мобильного телефона, клиенты банка могут оплачивать сотовую связь и услуги интернет провайдеров.
Вторым внедрил интернет-банкинг Алокабанк, который с 1 ноября 2010 года начал предлагать физическим лицам эту услугу. Сегодня он позволяет удаленно оплачивать коммунальные услуги, услуги UzMobile, UzNet и следить за информацией по своим счетам.
В феврале 2011 года молодой банк Hi-Tech Bank также объявил о запуске услуги мобильного банкинга для физических лиц. Данная услуга позволяет его клиентам с помощью мобильного телефона оплачивать за сотовую связь, услуги интернет-провайдеров, домашний телефон и получать информацию о текущем состоянии и движении по счету.
Мобильный банкинг является логическим развитием интернет-банкинга. Однако сегодня, во многих отечественных банках функционирует неполный его вариант, так называемый SMS-банкинг с информационным уровнем доступа, позволяющий отправлять и получать SMS - сообщения с информацией о текущих остатках и движении средств по депозитным счетам в том числе по карточным счетам держателей банковских пластиковых карт UZKART.
Возможность контролировать свой счет в режиме реального времени с помощью мобильного телефона предоставляют: Узпромстройбанк, Асакабанк, Трастбанк, Микрокредитбанк, Алокабанк, Универсалбанк, Samarkandbank, Hi-Tech Bank, Asia Alliance Bank, Туркистонбанк, Узбекско-Турецкий банк, УзКДБ, банк Ипак Йули и НБУ. Некоторые из них информируют своих клиентов об операциях по их счетам по электронной почте, факсу и стационарному телефону.
Стоит отметить, что дополнительному развитию услуг Интернет-банкинга в Узбекистане поспособствует появление системы мобильных электронных платежей - «SMS-To'lov». Данная система безналичных платежей представляет собой процесcинговую систему платежей, сгенерированную в банковскую автоматизированную систему управления платежами между клиентом и компанией, в которую направляется платеж.
В отличие от услуги мобильного банкига, которая позволяет оплачивать услуги по мобильному телефону через сети интернета, система SMS-To'lov осуществляет платежи посредством отправки SMS сообщений. Кроме того система также предоставляет клиенту возможность оплачивать приобретение товаров и услуг через личный кабинет на сайте компании.
17 марта 2011 года тестовые платежи через SMS-To'lov стартовали в операционном управлении Микрокредитбанка. В свою очередь к приему платежей при помощи новой системы приступил и оператор сотовой связи Билайн.
Не забывайте о безопасности.
Рядовых пользователей особенно волнует вопрос - насколько безопасно Дистанционное Банковское Обслуживание. Несмотря на то, что на отечественном рынке ДБО еще не было случаев мошенничества, но мировой опыт говорит о реальных случаях правонарушений в этой сфере. Тем не менее, при соблюдении правил, которые банки обязательно сообщают на своих сайтах, опасность пользованием интернет-банкингом минимальна.
Список таких мер прост: установить на компьютере антивирусное программное обеспечение с регулярным обновлением баз данных; соблюдать осторожность при установке на компьютер иного программного обеспечения (особенно – полученного из непроверенных источников), хранение паролей, ПИН-кодов, электронных цифровых подписей в недоступных для посторонних людей местах.
Особую бдительность нужно соблюдать при «серфинге» в интернете и посещении малоизвестных подозрительных сайтов, в том числе – по ссылкам, пришедших в электронных письмах от незнакомых отправителей. Кроме того, физическим лицам крайне не рекомендуется пользоваться системой интернет-банкинга со служебного компьютера или из интернет-кафе.
Специалисты мировых банков отмечают, что большинство обманутых мошенниками клиентов сами и сообщают злоумышленникам необходимую им информацию.
Заключение.
Сегодня в качестве и разнообразии услуг отечественные банки значительно отстают от мировых стандартов. Тем не менее, радует уже то, что банки начали уделять внимание физическим лицам и развивать ДБО, которое выгодно как населению, так и банкам. Например, клиенту не нужно для совершения каких-либо банковских операций ехать в филиал банка и тратить время на дорогу, на простаивание в очередях, беседу со служащими банка, он получает возможность 24 часа в сутки, практически в режиме реального времени отслеживать состояние и контролировать свои счета. Банкам ДБО позволит снизить издержки, как минимум, сократятся затраты на кассиров и консультантов, аренду помещения.
Как видим, в развитии ДБО заинтересованы обе стороны, так что пожелаем нашим банкам развивать, совершенствовать и расширять функциональные возможности этой перспективной услуги.
Тимур Тухтаров, Bank.uz
Интернет и мобильный банкинг для физических лиц в Узбекистане