В Узбекистане разработан проект «ОБ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ» в новой редакции

17.03.2014

Центральным банком разработан проект Закона «Об электронной коммерции» в новой редакции в соответствии с поручением Президента Республики Узбекистан в докладе, посвященном итогам социально-экономического развития республики в 2013 году и важнейшим приоритетам экономической программы на 2014 год, на заседании Кабинета Министров 17 января текущего года, в целях дальнейшего развития и стимулирования электронной коммерции в республике.

В Республике Узбекистан внедрению информационных технологий в деятельности государственных органов и хозяйствующих субъектов, а также в повседневной жизни граждан уделяется особое внимание и это стало одним из важнейших направлений государственной политики.

Следует отметить, что сегодня большинство крупных торговых компаний в мире, наряду с традиционными способами продажи, повсеместно используют электронную коммерцию. Так, по данным аналитических исследований, в настоящее время около 10 процентов населения мира делают покупки через сеть Интернет, и эта цифра имеет устойчивую динамику роста.

Интеграция Республики Узбекистан в мировую экономическую систему неизбежно влечет применение соответствующих технологий отечественным бизнесом, не только на внешнем, но и на внутреннем рынках.

В нашей республике для законодательного урегулирования электронной коммерции принята соответствующая нормативно-правовая база. Однако, сегодняшний уровень развития информационных технологий и коммерции требует более детального регулирования отношений в сфере электронной коммерции.

Проект закона направлен на усовершенствование сферы электронной коммерции в рамках реализации приоритетных задач в сфере дальнейшего углубления демократических рыночных реформ в республике и либерализации экономики.

Он будет способствовать созданию дополнительных условий для развития предпринимательства и улучшению деловой среды, а также организации технологичной рыночной инфраструктуры, отвечающей международным стандартам.

Основной целью проекта закона является создание благоприятных условий для эффективного функционирования электронной коммерции – деятельности по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг, осуществляемой с использованием электронных документов и сообщений, а также установление правовых механизмов реализации и защиты прав участников электронной коммерции.

В ходе разработки проекта закона был проведен анализ практики регулирования сферы электронной коммерции ряда государств. Следует отметить, что в этих странах электронная коммерция регулируется:

общими положениями гражданского права и законодательством об информационных технологиях (Индия, большинство стран СНГ и Балтии);

законодательством об электронных документах (Беларусь, Украина, Италия);

отдельными законами, регулирующими электронную коммерцию и цифровую подпись (США, Южная Корея, Сингапур, Австралия, Канада, Российская Федерация и др.).

Действующий Закон Республики Узбекистан «Об электронной коммерции» базируется на понятиях и терминах, принятых в законах Республики Узбекистан «Об электронном документообороте» и «Об электронной цифровой подписи», в частности, на определении электронного документа как информации в электронном виде с реквизитами, позволяющими установить его целостность и подлинность с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП).

Технология применения ЭЦП предполагает наличие предварительных договорных отношений между сторонами, либо использование услуг удостоверяющих центров на основе инфраструктуры публичных ключей и имеет ограниченную сферу применения.

При этом в международной практике для осуществления розничных продаж, связанных с покупками товаров через интернет-магазины, как правило, используются другие доступные средства идентификации отправителей сообщений в качестве аналога собственноручной подписи (в том числе путем отправки одноразовых идентификаторов на мобильный телефон или на электронную почту).

В настоящее время в банковской системе республики реализованы механизмы оплаты по банковским картам в режиме реального времени через сеть Интернет, а также широко развита система дистанционного банковского обслуживания.

Аналогочно зарубежному опыту в “Правилах организации платежных систем, использующих сети телекоммуникаций общего пользования” (рег. № 1767 от 13 февраля 2008 года) в данных системах для аутентификации и подтверждения подлинности операций предусмотрены методы, отличные от ЭЦП.

В связи с этим, для упрощения процедуры заключения сделок, проектом закона допускается использование подписи посредством одноразовых идентификаторов и других аналогов собственноручной подписи, которые позволят значительно упростить оформление электронной сделки.

Кроме того, в проекте закона регламентируются отношения, возникающие при использовании электронных документов (сообщений) в целях совершения сделок и иных юридических действий в электронной коммерции, устанавливаются особенности заключения договоров с использованием электронных документов (сообщений) и требования к участникам электронной коммерции, в том числе к информационным посредникам.

Данный проект закона в новой редакции отличается от действующей редакции следующими особенностями:

во-первых, отменяется требование обязательного наличия электронной цифровой подписи на электронном документе для физических лиц - субъектов электронной коммерции и допускается использование подписи одноразовым идентификатором или другого аналога собственноручной подписи. Это позволит упростить оформление электронной сделки и совмещать акцепт с механизмами оплаты по банковским картам через сеть Интернет;

во-вторых, расширяется состав информационных посредников (операторы сетей телекоммуникаций, платежные агенты, лица, осуществляющие организацию электронных торгов и оказывающие услуги по депозитарному хранению электронных документов), предоставляющих субъектам электронной коммерции услуги по обеспечению совершения электронных сделок;

в третьих, учитывая особенности заключения договоров с использованием электронных документов (сообщений) и специфику заключения договоров в электронной форме, установливается дополнительные требования к процедурам предложения оферты, акцепта коммерческих предложений и к условиям договоров в электронной коммерции;

в четвертых, в законопроект вводится норма о возможности оформления счетов-фактур и других необходимых документов в электронной форме. В настоящее время согласно законодательству, при продаже товаров (работ, услуг) существует необходимость подписания счетов-фактур и других документов по исполнению договоров в бумажном виде, что создает дополнительные барьеры при осуществлении электронной коммерции через сеть Интернет;

в пятых, в целях создания благоприятных условий и выработки стратегии развития электронной коммерции в современных условиях, обеспечения единого подхода к решению организационных, технологических и законодательных вопросов, вносятся нормы о государственном регулировании данной сферы уполномоченным органом и устанавливаются его полномочия.

В проекте закона также уделяется особое внимание обеспечению безопасности информации и защите персональных данных участников электронной коммерции.

Исходя из вышеизложенного, принятие данного закона и дальнейшее широкое внедрение электронной коммерции в республике позволит:

значительно сократить расходы на проведение торговых операций (транзакционные издержки) и решить проблемы, связанные с географической удаленностью друг от друга субъектов электронной коммерции;

создать условия для оперативного установления прямых контрактных отношений между продавцами и покупателями, а также появления новых участников на рынках (в этих условиях субъекты малого бизнеса могут успешно конкурировать даже на международных рынках);

на основе электронной торговли посредством информационных сетей и потоков повышается прозрачность операций, что позволит покупателям и продавцам практически мгновенно получать информацию о ценах, качестве и условиях поставки, предлагаемых различными конкурентами.

Проект Закона Республики Узбекистан “Об электронной коммерции” в новой редакции будут широко обсужден с заинтересованными министерствами и ведомствами, а также представителями общественности.

Источник: ЦБ РУз 

Похожие новости
Сообщение Центрального банка Республики Узбекистан касательно снятия наличных средств с международных платёжных карт физических лиц

26.09.2019

Сообщение Центрального банка Республики Узбекистан касательно снятия наличных средств с международных платёжных карт физических лиц

Обзор банковских микрозаймов Узбекистана

13.09.2019

Обзор банковских микрозаймов Узбекистана

Рассмотрены новые законы, регулирующие банковскую деятельность

09.09.2019

Рассмотрены новые законы, регулирующие банковскую деятельность



Система Orphus