Пластиковые карты: планируем расходы

06.02.2015
Пластиковые карты: планируем расходы

О возможности прожить на «пластик» рассуждалось не раз. Однако налицо тенденция тратить деньги с карты в первые дни зачисления.

Кто-то «карточные средства» конкретно направляет на ежемесячную оплату коммунальных услуг, Интернета, сотовой связи. Другие же «спускают» все в первом попавшемся магазине, потому что «по терминалу». Многие признаются, что деньги, зачисленные на «пластик» не жалко, а между тем - это половина заработной платы, а у кого-то и больше.

Зачем же тогда жаловаться на низкую зарплату и невозможность прожить на карточку, если тратить все в первый день?

- Действительно, наличные деньги я трачу с неохотой, – скажут многие – Зато с карточки накупаю всякую бесполезную ерунду. Иногда откровенно переплачиваю за те или иные товары, потому что пытаюсь поскорее избавиться от «пластиковых» денег.

И такое отношение к карточке не редкость, поэтому стоит задуматься над тем, куда и зачем мы тратим средства.

Топ-5 платежей по карточке

Платежи бывают разные – какие-то обязательные, а что-то мы покупаем для «себя любимых». В число обязательных обычно входят оплата коммунальных услуг и связи.

Действительно, терминалом у работника коммунальных служб уже мало кого удивишь. Даже те представители служб, которые ходят по домам, носят его с собой, что создает дополнительные удобства для жителей: квитанцию дадут, в отчетную книгу и в «компьютер» внесут данные сразу.  Это удобно и поэтому такие платежи пользуются особой популярностью среди населения. Те же, кого коммунальщики визитами не балуют, предпочитают оплачивать услуги в кассах банков, почтовых отделениях или пайнете. Похоже, население еще не привыкло к оплате коммунальных услуг посредством мобильного или онлайн банкинга. Возможно, это вопрос зачисления средств на счет, т.к. все равно домой придет тот же инспектор с терминалом и старательно внесет в свою «амбарную книгу» данные о ваших платежах. Однако Единый общереспубликанский процессинговый центр (ЕОПЦ) анонсировал, что оплата через терминалы в пайнете и других местах сразу попадет на счет. Это радует, но по старинке многие продолжают носить деньги в кассу самостоятельно.

Сотовая связь так же один из распространенных видов платежей по «карточке». А вот здесь большую роль сыграло внедрение мобильного, USSD банкинга. Они позволяют оплатить услуги сотовой связи, не обращаясь в другие организации. Достаточно работающей мобильной сети и регистрации в сервисах USSD или онлайн банкинга.

Что примечательно, на этом рынке сильная конкуренция, поэтому операторы связи стараются использовать все возможности, облегчая клиентам оплату. Именно они первыми «приучили» людей к пайнету и другим платежным системам.

Стараются «избавиться» от денег на карточке и в вещевых магазинах. При этом не всегда смотрят на стоимость товара. Не секрет, что в разных магазинах - разные цены. Но, напомним, что потребитель проще «расстается» с деньгами на карточке, чем с наличностью. При этом продавцы иногда предлагают оплатить вещь по «терминалу соседа» за небольшой процент (10%). Учитывая, что деньги эти с карточки, потребитель нет-нет, да и согласится. Напомним, что такие действия не законны. И потребитель имеет право обратиться в Госкомконкуренции за защитой своих прав.

 Тратят деньги с карточки также в заведениях досуга и отдыха. Конкуренция среди них высока, и многие из них установили терминалы. Пообедать или поужинать в ресторане недешево, и у клиента не всегда достаточно наличных. Но почти у каждого есть карточка, которая выручает.

Расстаются проще с «карточными средствами» и в супермаркетах. Как показывает практика, некоторые продукты в них дешевле, чем на базаре. Впрочем, и на рынках терминалы не редкость.

Как сэкономить и распределить?

Прежде всего, чтобы не «разбазаривать» деньги с карточки, необходимо позаботиться о ведении бюджета. Если стоимость коммунальных услуг меняется 1-2 раза в год, то другие расходы по карте можно и нужно контролировать ежемесячно.

Стоимость телефонной связи и Интернета тоже относительно стабильна. Но, чтобы сэкономить и на них не поленитесь проверить список подключенных вами услуг. Может какими-то из них вы не пользуетесь совсем. Для этого можно посетить головной офис оператора связи или получить информацию, отправив USSD запрос (узнать его можно на сайте оператора).

Сложность составляет ведение ежедневного бюджета, например, расчет продуктовой корзины. Так, можно сравнить стоимость той же картошки в магазинах около дома, в крупных супермаркетах или на базаре. Сравнив соотношение цена-качество, выбирайте более приемлемый вариант. Та же ситуация и с магазинами одежды. Не стоит опрометчиво переплачивать за понравившуюся кофточку только потому, что продавец обзавелся терминалом. Деньги на карточке заработаны также, как и наличность в кармане, так почему же надо отдавать на 10% больше?

В крупных магазинах расставляют товары по правилам мерчендайзинга. Поэтому при их посещении старайтесь покупать не то, на что упал взгляд, а исключительно необходимые товары. И не уговаривайте себя что «это по карточке». Вообще стоит завести практику составления бюджета «нужных вещей и платежей». Конечно, не обязательно быть бухгалтером, но контролировать свои средства все-таки стоит. А сэкономленные деньги потратить, например, на экскурсию. Ведь приобрести билеты и рассчитаться с туристическим агентством можно карточкой.

Ведение бюджета поможет вам распределить наличные средства и средства на карте так, чтобы ее хватало не на первую неделю, а на весь месяц.

Если срочно нужны «наличные»

 Не возбраняется снять наличные средства с пластиковой карты. Согласно законодательству* дебетовая банковская карта (к этому типу относится зарплатная карта) позволяет ее держателю распоряжаться денежными средствами в пределах остатка на соответствующем картсчете для оплаты товаров (работ, услуг) и (или) получения наличных денежных средств (за исключением корпоративных банковских карточек) на условиях договора между эмитентом и держателем банковской карты… Таким образом, для того, чтобы снять деньги, для начала изучите договор, заключенный с банком. Который вы подписали при открытии карты.

К сожалению, просмотрев веб-сайты банков республики, найти типовой договор удалось только на сайте АКБ «Микрокредитбанк». Так, в нем говорится, что собственник карты имеет право пополнять счет на минимальную сумму, которая устанавливается в договоре индивидуально, а также получать выписку по счету.

Жаль, многие, когда подписывали свои договора на получение карты, не удосужились прочесть о своих правах. Между тем, их регулирует тот самый недоступный или неопубликованный договор. Поэтому сравнить договоры других банков не смогли, а открывать зарплатные карты просто так, чтобы ознакомиться с договором, нам никто не позволит.

В свою очередь, согласно Главе IX «Расчеты с БПК» Положения о безналичных расчетах в Республике Узбекистан**, банковская пластиковая карточка (БПК) эмитированная банком, персонифицированная, используемая в качестве платежного средства и предоставляющая своему держателю возможность осуществления операций в пределах средств на банковском счете, в том числе безналичных расчетов (платежей) через счет, получения с него наличных денежных средств и банковский кредит. БПК используются при безналичных расчетах, осуществляемых физическими и юридическими лицами, а также при получении наличных денежных средств с пунктов выдачи наличности и банкоматов. Ознакомиться с полным тестом Положения, вы сможете в ИПС «Norma: законодательство» или «Norma Online».

Итак, предполагается, что выдача наличных средств все же быть должна, и мы решили проверить, как это работает на практике. Вооружившись всеми имеющимися в наличии картами (на их обороте указывается номер телефона пластикового отдела банка), мы обзвонили ряд банков в качестве физического лица. В два из них мы попытались обратиться по телефонам, опубликованным на веб-сайтах, но учитывая, что это номера телефонов доверия, особого успеха в «узнавании» мы не достигли.

В KDB банке сказали, что у них такой практики нет.

Сотрудники Инфинбанка предложили приехать лично и обратиться к начальству.

В Ипотека банке можно снять часть средств с карты в том районном отделении банка, где карта выдавалась, т.к. в первую очередь он обслуживает «районных» клиентов. По телефону районного отделения пообещали помочь в получении суммы, не превышающей 30 000 сумов, в зависимости от наличия средств в кассе. Однако может случиться, что в банке наличных нет, потому уйдете вы от заветного окошка несолоно хлебавши. Но в такой возможности сотрудники банка не отказали.

При обращении по телефону в Алокабанк, нас направили на ближайшую АТС, и там обратиться в кассы банка. Их сотрудники, при наличии средств могут выдать некую сумму, но ограничивать ее или вообще называть они не стали, обещав разобраться «на месте».

В Банк Ипак Йули и в Капиталбанке предложили прийти лично и обратиться к начальнику, который поможет или не поможет с получением средств. В Азия Альянс банке в деньгах не отказали, но долго расспрашивали о месте работы. Кстати, аналогичный вопрос задали и в Банке Ипак Йули.

Подытожив, отметим, если все-таки очень нужно получить часть средств наличными, можно обратиться в свой банк и побеседовать со специалистами пластикового отдела, которые, при необходимости, организуют встречу с управляющим или их руководителем. Помните, что нужно будет предъявить документ удостоверяющий личность. Но учитывая реалии современного рынка сейчас рассчитаться пластиковой картой можно практически везде.

Ольга Кирьякова, корр Norma.

*Положение о порядке выпуска банковских карт коммерческими банками и их обращения в Республике Узбекистан (Приложение к Постановлению правления ЦБ от 21.02.2004 г. N 4/20, зарегистрированному МЮ 30.04.2004 г. N 1344), пункт 8 а).

**Приложение к Постановлению правления ЦБ от 26.04.2013 г. N 9/1, зарегистрированному МЮ 03.06.2013 г. N 2465

O'xshash yangiliklar
Ислом банк тизимида депозитлар

10.06.2019

Ислом банк тизимида депозитлар

Ислом банк тизимида депозитлар

10.06.2019

Ислом банк тизимида депозитлар

Анъанавий ва ислом банкчилиги

07.06.2019

Анъанавий ва ислом банкчилиги



Orphus tizimi