Коммерческие банки исключат из операций со средствами Госбюджета

12.06.2015

В будущем году коммерческие банки будут исключены из процесса исполнения доходной части госбюджета. Этот вопрос освещался в ходе семинара-тренинга «Казначейская система исполнения Государственного бюджета», который состоялся в столице 3 июня.

Организатором мероприятия выступил совместный проект Министерства финансов Республики Узбекистан и Программы Развития ООН  «Реформа бюджетной системы в Узбекистане».

На семинаре было несколько сессий, одна из которых освещала  исполнение казначейской системой госбюджета в его доходной части. Владимир Кильберг, независимый эксперт Проекта ПРООН,  показал разницу между действующим механизмом и тем, внедрение которого запланировано на 2016 год.

 Было отмечено, что используемый механизм казначейского исполнения доходной части госбюджета в настоящий момент не полностью отвечает требованиям Бюджетного Кодекса. С текстом этого документа можно ознакомиться в ИПС «Норма. Законодательство».

Основное несоответствие Кодексу  – участие коммерческих банков в процессе распределения налогов между бюджетами бюджетной системы. Их участие влечет не только затраты самих банков на необходимые программные комплексы, но также создает риски по несвоевременному перечислению налогов в госбюджет.

Другой недостаток – ручная обработка налоговой службой платежных документов, подтверждающих уплату налогов.

Отмечалось также отсутствие у финансовых органов оперативной информации о поступлении контингента налогов и, соответственно, возможности управления сбором налогов.

При этом следует иметь ввиду, что создание и функционирование действующего механизма обусловлено поэтапной эволюцией работы казначейской системы Республики Узбекистан и программных комплексов, которые она использует. 

За прошедший период был проделан значительный путь, включающий в себя использование 5 поэтапно совершенствовавшихся программных комплекса. На сегодняшний день Казначейство Республики Узбекистан использует программный комплекс «Казначейство 4».

Следующим этапом станет внедрение Информационной системы управления государственными финансами (ИСУГФ), созданной в соответствии с международными стандартами учета в госсекторе и подразумевающей ведение единой системы учета и классификации.

Переход на новый этап предполагает закрытие всех транзитных доходных счетов в коммерческих банках. Все налоги и другие обязательные платежи будут напрямую перечисляться на единый казначейский счет.  А их последующее распределение будет производиться казначейскими органами в соответствии с утвержденными нормативами.

Для внедрения нового механизма, наряду с созданием и внедрение в составе ИСУГФ программных модулей для обработки поступающих средств в разрезе территорий и видов налогов, а также для распределения их между бюджетами, речь шла и внедрении новых форм платежных документов для уплаты налогов юридическими и физическими лицами.

Преимущества новой системы в том, что:

– имея информацию о поступивших доходах в разрезе территорий, Казначейство сможет осуществлять контроль над правильным распределением налогов по уровням бюджетной системы;

– поступление налогов на единый казначейский счет позволит обеспечить прозрачный механизм их учета, распределения по уровням бюджетов в соответствии с установленными нормативами, своевременность уплаты, что особенно важно в конце отчетного периода.

    – внедрение электронного обмена информацией будет способствовать сокращению бумажного  документооборота и ручной обработки данных,    поступающих из банков. Это послужит повышению их качества, оперативности и достоверности.

В рамках семинара были рассмотрены понятия, роль, функции и структура Казначейства Республики Узбекистан, нормативно-правовая база, а также особенности казначейской системы исполнения Государственного бюджета Республики Узбекистан как в плане доходной, так и расходной части. При этом было отмечено, что в исполнении расходной части госбюджета в ближайшее время значительных изменений не планируется.

Напомним, что Казначейство – это специально уполномоченный орган, осуществляющий исполнение Госбюджета. Оно занимается расходованием и хранением средств Госбюджета, а  деятельность  построена на соблюдении принципа «единства кассы» т.е. поступления, хранения и выплаты бюджетных средств с единого счёта.

Саида Джанизакова, соб. корр. Norma

Похожие новости
Сообщение Центрального банка Республики Узбекистан касательно снятия наличных средств с международных платёжных карт физических лиц

26.09.2019

Сообщение Центрального банка Республики Узбекистан касательно снятия наличных средств с международных платёжных карт физических лиц

Обзор банковских микрозаймов Узбекистана

13.09.2019

Обзор банковских микрозаймов Узбекистана

Рассмотрены новые законы, регулирующие банковскую деятельность

09.09.2019

Рассмотрены новые законы, регулирующие банковскую деятельность



Система Orphus