Уточнены критерии сомнительных и подозрительных банковских операций

31.05.2017

Утверждены новые Правила внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма в коммерческих банках (рег. № 2886 от 23.05.2017 г.).  

Для справки: в настоящее время действуют Правила рег. № 2528 от 21.11.2013 г. Далее приводится сравнительный анализ двух редакций документа. 

 Правила дополнены рядом норм о приостановлении операций, замораживании денежных средств или иного имущества лиц, включенных в перечень участвующих или подозреваемых в участии в террористической деятельности или распространении оружия массового уничтожения.

 Подробнее об указанных механизмах можно прочитать здесь.

Ряд новшеств касается надлежащей проверки клиентов. В частности, банки будут обязаны осуществлять ее также в случаях:

  • размены, замены и (или) обмена на другую иностранную валюту (конверсии) физлицами наличной иностранной валюты на сумму, равную или превышающую 100 МРЗП (ранее – 25 МРЗП);
  • получения у клиентов на инкассо и (или) для экспертизы наличной иностранной валюты на сумму, равную или превышающую 100 МРЗП;
  • осуществления физлицами операций с использованием пластиковых карт (снятие наличных средств, оплата товаров и услуг) через терминалы, находящиеся в коммерческом банке (за исключением оплаты коммунальных услуг, услуг связи, платежей в бюджет, внебюджетные фонды и других обязательных платежей) на сумму, равную или превышающую 300 МРЗП;
  • получения клиентами из банковской кассы наличной иностранной валюты по пластиковым картам, эмитированным другими банками, на сумму, равную или превышающую 100 МРЗП.

Кроме того, в отдельных случаях банки вправе применять усиленные меры по надлежащей проверке клиентов, включающие:

  • сбор и фиксирование дополнительной подтвержденной информации о клиенте, доступной в открытых источниках и базах данных;
  • получение от клиента информации об источниках денежных средств или иного имущества по осуществляемым им операциям;
  • изучение целей запланированных или проведенных данным клиентом операций;
  • ведение постоянного мониторинга за осуществляемыми операциями данного клиента.

Скорректированы также критерии и признаки сомнительных и подозрительных операций. К сомнительным операциям дополнительно отнесены:

  • необоснованное и (или) досрочное прекращение деловых отношений по инициативе клиента, сопровождаемое снятием или переводом всех средств в другие коммерческие банки;
  • немедленное прекращение деловых отношений по инициативе клиента после обоснованного применения коммерческим банком мер, предусмотренных Правилами (подразумевается надлежащая проверка клиентов, меры по выявлению сомнительных и подозрительных операций, определение и оценка уровня риска и т.д.);
  • снятие со счета физлица наличных денег в сумме, равной или превышающей 500 МРЗП на день осуществления операции;
  • обращение клиента за снятием наличных денег, ранее поступивших на его счет, в течение периода, не превышающего 3 банковских дней с момента поступления, в размере, равном или превышающем 100 МРЗП.

Подозрение у банков должны вызывать в т.ч следующие операции:

  • перечисление денежных средств за пределы Узбекистана на счет получателя, открытого в банке, зарегистрированном в оффшорной зоне, отличающейся от места регистрации получателя;
  • снятие наличности или осуществление оплаты за товары (услуги) на сумму, равную или превышающую 100 МРЗП, совершенные в течение 30 дней, с использованием банковской пластиковой карты в зонах ведения активных боевых действий или контролируемых террористическими организациями, либо в районах, непосредственно граничащих с ними;
  • операция, связанная с использованием денежных средств или иного имущества, к которым предоставлен доступ, включая попытку ее проведения.

Центральный банк будет вести дистанционный мониторинг соблюдения правил внутреннего контроля по представленным ему отчетам коммерческих банков.

Документ вступит в силу через 3 месяца после опубликования в Собрании законодательства № 22 (781) от 29.05.2017 г. Тогда же действующая редакция Правил утратит силу.

С полным текстом данного документа, с комментариями и ссылками на связанные с ним другие акты законодательства можно ознакомиться в информационно-поисковой системе «Законодательство Республики Узбекистан».

 

Олег Заманов,

эксперт Norma.uz

Похожие новости
Сообщение Центрального банка Республики Узбекистан касательно снятия наличных средств с международных платёжных карт физических лиц

26.09.2019

Сообщение Центрального банка Республики Узбекистан касательно снятия наличных средств с международных платёжных карт физических лиц

Обзор банковских микрозаймов Узбекистана

13.09.2019

Обзор банковских микрозаймов Узбекистана

Рассмотрены новые законы, регулирующие банковскую деятельность

09.09.2019

Рассмотрены новые законы, регулирующие банковскую деятельность



Система Orphus