Как-то в декабре прошлого года, набрав кое-что для дома в магазине ниже среднего уровня, я подошел к кассиру, чтобы рассчитаться за покупки. Передо мной стояла женщина, набравшая полную корзину продуктов питания и предметов быта. Подойдя к стойке, она подала продавцу пластиковую карточку и вслух назвала ему пин-код. Так она, по-видимому, поступала всегда. Продавец подошел к терминалу, который находился довольно далеко от покупательницы, и включил пин-клавиатуру. Через некоторое время он повернулся к женщине и сообщил ей, что у нее на карточке не хватает суммы, чтобы рассчитаться за набранный ею товар.
- Как это так, - сказала она. - Я только что брала в другом магазине товар и рассчитывалась за него. У меня должно быть еще не менее ста тысяч сумов.
- Не знаю, - ответил продавец, - сколько у вас было, а сейчас на вашем счете 3 700 сумов.
- Почему?! - возмутилась она.
Не знаю, чем закончилась эта история. Про этот факт я рассказал директору магазина, хорошо знающему принцип работы терминалов. Он долго мне объяснял, что пользователь карты на сто процентов защищен от попыток воспользоваться его деньгами, да и владелец терминала не пойдет на "самоубийство", так как знает, что его "проделки" зафиксированы этой умной машиной и будут быстро обнаружены через банк.
Верю, но сомневаюсь. Знаю из жизненного опыта и практики, что к любому замку всегда найдется ключ. А что касается боязни риска, то надо помнить, что народная мудрость давно сделала выводы на этот счет: в семье не без урода; одна паршивая овца все стадо портит; зри в оба. Опираясь на современные реалии, их можно добавить следующей сентенцией: свою карточку держи при себе, а собственный, совершенно секретный пин-код - за семью замками в уме и памяти. И только при этих условиях может быть соблюден порядок применения электронных кошельков, установленный в интересах как отдельной личности, так и государства.
Конечно, есть надежда, что проблемы по обслуживанию владельцев пластиковых карт будут в будущем решены. Имея опыт сервисного обслуживания электронных машин в торговле и сфере услуг, я хотел бы поделиться своими соображениями на этот счет.
В числе важных и назревших вопросов в этой сфере наособицу стоят надежность, беспрерывность работы и эффективное использование терминалов. А как это можно обеспечить, если на конец 2009 года сервисное обслуживание 40 тысяч действующих в республике терминалов осуществляло практически одно ООО "Osiyo Sistemalari", в котором сосредоточено всего 10 специалистов. И из них лишь двое прошли обучение непосредственно на предприятиях-изготовителях. Для сравнения: работу 14 тысяч контрольно-кассовых машин только в Ташкенте обеспечивают 80-100 специалистов нескольких предприятий по сервисному обслуживанию ККМ.
Постановлением Президента "О дополнительных мерах по дальнейшему стимулированию привлечения свободных средств населения и хозяйствующих субъектов на депозиты в коммерческие банки" (от 6 апреля 2009 года N ПП-1090) несоблюдение требований по оснащению платежными терминалами и их использованию приравнено к нарушению порядка, действующего для ККМ. Поэтому, казалось бы, вопросы организации сервиса терминалов можно решить сравнительно легко. У предприятий, обслуживающих ККМ, есть достаточный опыт работы с применяемой в торговле электроникой. А потому зачем изобретать велосипед, когда уже есть колеса, рама, руль и передача? Повысь квалификацию специалистов по обслуживанию ККМ знаниями и навыками работы с терминалами, и пусть они оказывают еще и эти услуги.
Ан нет! Кому-то удобно, а может быть, и выгодно, чтобы терминалы при малейших причинах невозможности их эксплуатации находились в ремонте от двух недель до месяца, а то и более. И как можно понять и согласиться с тем, что по установленным кем-то порядку и нормам на одного специалиста (а их, напомним, в республике всего десять) приходится ремонт 16 терминалов за смену. Для сравнения: при значительном опыте и практике ремонта ККМ на одну машину затрачивается не менее двух-трех дней.
Ясно, что те структуры, которые сейчас осуществляют эти функции, при всем их стремлении и желании не в силах охватить весь объем навалившейся на них работы. Однако они стараются прочно удерживать эту сферу.
В то же время терминал может не работать из-за мелочей: в принтере застряла бумага; отогнулся или отлетел контакт, сгорел предохранитель (если он есть); невыход или недовключение вилки в сеть и т.д., и т.п. А при наличии местных специалистов, которые бы по заключенным договорам систематически следили за бесперебойностью работы расчетных аппаратов, все это и многое другое можно исключить. И если терминалы приравниваются к ККМ, то и обслуживать их должны те же предприятия и специалисты, которые уже десятки лет практикуют обеспечение сервисного и технического обслуживания контрольно-кассовых машин. Пренебрежение к совмещению сервисного обслуживания ККМ и терминалов может объясняться еще и тем, что банки выдают последние пользователям только в аренду.
Видится целесообразным в целях достижения высокого уровня работы терминалов установить порядок, по которому поставляться в республику могли бы только включенные в госреестр аппараты и обязательно с техническим паспортом (этого пока нет), инструкцией по эксплуатации, желательно с набором запасных частей и блоков для проведения срочного ремонта, особенно по истечении срока гарантии. Именно поставщики должны отвечать за конструктивные дефекты поставляемых расчетных терминалов и несоответствие их программного обеспечения эталонным образцам. Они или пользователи (если терминалы их собственность) должны заключать договоры об обслуживании с рекомендованными налоговыми органами сервисными предприятиями, которые, кроме высококвалифицированных специалистов, линейных мастеров, должны иметь материально-техническую базу и лаборатории с соответствующим современным оборудованием. Именно в этих лабораториях должны проводиться технический осмотр терминалов и их опломбирование не реже одного раза в год, в том числе после ремонта.
Планку применения расчетных устройств можно поднять еще выше, если ежедневно, перед началом работы, машина будет проверяться ответственными за их применение лицами с указанием даты и времени осмотра. Необходимо ужесточить требования и к пользователям, которые нередко приглашают для устранения "дефектов" юридических, а чаще физических лиц, не заключая с ними договора на сервисное обслуживание. А так как проверка работы терминала - дело не только хлопотное, но и требующее соответствующей квалификации, профессиональных знаний и навыков, необходимо организовать подготовку, систематическое обучение и повышение квалификации таких специалистов на курсах, семинарах и с помощью других форм обучения.
Если этот комплекс мер распространить на практику использования и ККМ, и терминалов в торговле и сфере услуг, то, безо всякого сомнения, он позволит успешно выполнить требования постановления Президента, названного выше. Однако для этого необходимо поспешать самим и поторопить заинтересованные министерства и ведомства. И прежде всего необходимо разработать и утвердить положения, регламентирующие порядок применения в розничной торговле и сфере услуг расчетных терминалов по приему платежей пластиковыми карточками, а также деятельность объектов и субъектов на этом важном участке работы, чтобы сделать "пластик" полноценным инструментом платежной системы республики, основы функционирования которого были заложены уже более пяти лет тому назад постановлением Кабинета Министров*.
Георгий ЛЮБИМОВ,
советник налоговой службы I ранга,
журналист.
--------------------------------------------------------------
*) "О мерах по дальнейшему развитию системы расчетов на основе пластиковых карточек" от 24 сентября 2004 года N 445.
Источник: Экономико-правовая газета "Норма" N 2-3 (235-236) от 18 января 2010 г.
Карты без правил