2024-yilda pulni nimaga tiksa bo'ladi? Batafsil

Карты без правил

27.01.2010

CardsКак-то в декабре прошлого года, набрав кое-что для дома в магазине ниже среднего уровня, я подошел к кассиру, чтобы рассчитаться за покупки. Передо мной стояла женщина, набравшая полную корзину продуктов питания и предметов быта. Подойдя к стойке, она подала продавцу пластиковую карточку и вслух назвала ему пин-код. Так она, по-видимому, поступала всегда. Продавец подошел к терминалу, который находился довольно далеко от покупательницы, и включил пин-клавиатуру. Через некоторое время он повернулся к женщине и сообщил ей, что у нее на карточке не хватает суммы, чтобы рассчитаться за набранный ею товар.
- Как это так, - сказала она. - Я только что брала в другом магазине товар и рассчитывалась за него. У меня должно быть еще не менее ста тысяч сумов.
- Не знаю, - ответил продавец, - сколько у вас было, а сейчас на вашем счете 3 700 сумов.
- Почему?! - возмутилась она.
Не знаю, чем закончилась эта история. Про этот факт я рассказал директору магазина, хорошо знающему принцип работы терминалов. Он долго мне объяснял, что пользователь карты на сто процентов защищен от попыток воспользоваться его деньгами, да и владелец терминала не пойдет на "самоубийство", так как знает, что его "проделки" зафиксированы этой умной машиной и будут быстро обнаружены через банк.
Верю, но сомневаюсь. Знаю из жизненного опыта и практики, что к любому замку всегда найдется ключ. А что касается боязни риска, то надо помнить, что народная мудрость давно сделала выводы на этот счет: в семье не без урода; одна паршивая овца все стадо портит; зри в оба. Опираясь на современные реалии, их можно добавить следующей сентенцией: свою карточку держи при себе, а собственный, совершенно секретный пин-код - за семью замками в уме и памяти. И только при этих условиях может быть соблюден порядок применения электронных кошельков, установленный в интересах как отдельной личности, так и государства.
Конечно, есть надежда, что проблемы по обслуживанию владельцев пластиковых карт будут в будущем решены. Имея опыт сервисного обслуживания электронных машин в торговле и сфере услуг, я хотел бы поделиться своими соображениями на этот счет.
В числе важных и назревших вопросов в этой сфере наособицу стоят надежность, беспрерывность работы и эффективное использование терминалов. А как это можно обеспечить, если на конец 2009 года сервисное обслуживание 40 тысяч действующих в республике терминалов осуществляло практически одно ООО "Osiyo Sistemalari", в котором сосредоточено всего 10 специалистов. И из них лишь двое прошли обучение непосредственно на предприятиях-изготовителях. Для сравнения: работу 14 тысяч контрольно-кассовых машин только в Ташкенте обеспечивают 80-100 специалистов нескольких предприятий по сервисному обслуживанию ККМ.
Постановлением Президента "О дополнительных мерах по дальнейшему стимулированию привлечения свободных средств населения и хозяйствующих субъектов на депозиты в коммерческие банки" (от 6 апреля 2009 года N ПП-1090) несоблюдение требований по оснащению платежными терминалами и их использованию приравнено к нарушению порядка, действующего для ККМ. Поэтому, казалось бы, вопросы организации сервиса терминалов можно решить сравнительно легко. У предприятий, обслуживающих ККМ, есть достаточный опыт работы с применяемой в торговле электроникой. А потому зачем изобретать велосипед, когда уже есть колеса, рама, руль и передача? Повысь квалификацию специалистов по обслуживанию ККМ знаниями и навыками работы с терминалами, и пусть они оказывают еще и эти услуги.
Ан нет! Кому-то удобно, а может быть, и выгодно, чтобы терминалы при малейших причинах невозможности их эксплуатации находились в ремонте от двух недель до месяца, а то и более. И как можно понять и согласиться с тем, что по установленным кем-то порядку и нормам на одного специалиста (а их, напомним, в республике всего десять) приходится ремонт 16 терминалов за смену. Для сравнения: при значительном опыте и практике ремонта ККМ на одну машину затрачивается не менее двух-трех дней.
Ясно, что те структуры, которые сейчас осуществляют эти функции, при всем их стремлении и желании не в силах охватить весь объем навалившейся на них работы. Однако они стараются прочно удерживать эту сферу.
В то же время терминал может не работать из-за мелочей: в принтере застряла бумага; отогнулся или отлетел контакт, сгорел предохранитель (если он есть); невыход или недовключение вилки в сеть и т.д., и т.п. А при наличии местных специалистов, которые бы по заключенным договорам систематически следили за бесперебойностью работы расчетных аппаратов, все это и многое другое можно исключить. И если терминалы приравниваются к ККМ, то и обслуживать их должны те же предприятия и специалисты, которые уже десятки лет практикуют обеспечение сервисного и технического обслуживания контрольно-кассовых машин. Пренебрежение к совмещению сервисного обслуживания ККМ и терминалов может объясняться еще и тем, что банки выдают последние пользователям только в аренду.
Видится целесообразным в целях достижения высокого уровня работы терминалов установить порядок, по которому поставляться в республику могли бы только включенные в госреестр аппараты и обязательно с техническим паспортом (этого пока нет), инструкцией по эксплуатации, желательно с набором запасных частей и блоков для проведения срочного ремонта, особенно по истечении срока гарантии. Именно поставщики должны отвечать за конструктивные дефекты поставляемых расчетных терминалов и несоответствие их программного обеспечения эталонным образцам. Они или пользователи (если терминалы их собственность) должны заключать договоры об обслуживании с рекомендованными налоговыми органами сервисными предприятиями, которые, кроме высококвалифицированных специалистов, линейных мастеров, должны иметь материально-техническую базу и лаборатории с соответствующим современным оборудованием. Именно в этих лабораториях должны проводиться технический осмотр терминалов и их опломбирование не реже одного раза в год, в том числе после ремонта.
Планку применения расчетных устройств можно поднять еще выше, если ежедневно, перед началом работы, машина будет проверяться ответственными за их применение лицами с указанием даты и времени осмотра. Необходимо ужесточить требования и к пользователям, которые нередко приглашают для устранения "дефектов" юридических, а чаще физических лиц, не заключая с ними договора на сервисное обслуживание. А так как проверка работы терминала - дело не только хлопотное, но и требующее соответствующей квалификации, профессиональных знаний и навыков, необходимо организовать подготовку, систематическое обучение и повышение квалификации таких специалистов на курсах, семинарах и с помощью других форм обучения.
Если этот комплекс мер распространить на практику использования и ККМ, и терминалов в торговле и сфере услуг, то, безо всякого сомнения, он позволит успешно выполнить требования постановления Президента, названного выше. Однако для этого необходимо поспешать самим и поторопить заинтересованные министерства и ведомства. И прежде всего необходимо разработать и утвердить положения, регламентирующие порядок применения в розничной торговле и сфере услуг расчетных терминалов по приему платежей пластиковыми карточками, а также деятельность объектов и субъектов на этом важном участке работы, чтобы сделать "пластик" полноценным инструментом платежной системы республики, основы функционирования которого были заложены уже более пяти лет тому назад постановлением Кабинета Министров*.
 
Георгий ЛЮБИМОВ,
советник налоговой службы I ранга,
журналист.
 
--------------------------------------------------------------
*) "О мерах по дальнейшему развитию системы расчетов на основе пластиковых карточек" от 24 сентября 2004 года N 445.


Источник: Экономико-правовая газета "Норма"  N 2-3 (235-236)  от 18 января 2010 г.
 

O'xshash yangiliklar
Ислом банк тизимида депозитлар

10.06.2019

Ислом банк тизимида депозитлар

Ислом банк тизимида депозитлар

10.06.2019

Ислом банк тизимида депозитлар

Анъанавий ва ислом банкчилиги

07.06.2019

Анъанавий ва ислом банкчилиги



Orphus tizimi