Банкиров взяли за горло

24.05.2010

SkufАмерика, как и после Великой депрессии 1930-х годов, вплотную приблизилась к новой фазе регулирования финансового сектора. Сенат США одобрил в конце прошлой недели законопроект о финансовой реформе. Как и предполагали эксперты, после дебатов и политического торга в нем сохранились многие поправки, которые серьезно отразятся на доходах крупных банков Уолл-стрит. Главная проблема теперь состоит в том, чтобы согласовать правила финансового регулирования для ведущих стран мира.

Президенту Бараку Обаме и его Демократической партии удалось осуществить одну из основных политических задач. Нынешняя реформа финансового регулирования является самой масштабной со времен Великой депрессии. Тогда, в 1933 году, был принят основополагающий закон Гласса-Стигалла, требовавший разграничить банковский, страховой и инвестиционный бизнес. В 1950-х власти ограничили возможности роста финансовых холдингов, запретив им оказывать небанковские услуги и осуществлять поглощения банков в других штатах. В 1990-е отмена этих законов открыла путь к многомиллиардным сделкам слияний и поглощений, стремительному росту самих финансовых институтов и их политическому влиянию. Фактически именно тогда началась эра «слишком больших, чтобы рухнуть».

Теперь, когда часть банков все-таки рухнула, а часть спасена налогоплательщиками, демократы намерены застраховаться от ошибок предшественников. «Благодаря финансовой реформе к американцам никогда больше не будут обращаться с просьбой оплатить счет за ошибки, допущенные Уолл-стрит, -- заявил Барак Обама. -- Финансовые институты больше не будут спасать за счет налогоплательщиков. С этим покончено. Реформа не ограничивает силу свободного рынка. Она просто устанавливает предсказуемые, ответственные, разумные правила на рынке. Если ваш бизнес не построен на обмане клиентов или уклонении от закона, вам не стоит бояться этого закона. Сейчас мы продолжаем выходить из рецессии, и эта реформа является важным шагом в укреплении нашей экономики».

Министр финансов США Тимоти Гайтнер, который при республиканцах трудился в МВФ и ФРС и которого многие считают причастным к созданию рухнувшей системы, теперь доволен: «Мы приблизились еще на один шаг к значимой финансовой реформе, которая пойдет на пользу каждой американской семье и каждому предприятию, будет способствовать увеличению конкурентоспособности наших финансовых рынков и усилит надежность и прочность финансовой системы».

Г-н Гайтнер поблагодарил за тяжелую работу над законопроектом председателя банковского комитета сената Кристофера Додда и лидера демократического большинства Гарри Рейда. Последний в свою очередь объявил: «У тех, кто хотел защитить Уолл-стрит, ничего не вышло. Они больше не смогут проигрывать чужие деньги». Лоббисты крупнейших компаний Уолл-стрит прилагали существенные усилия, чтобы предотвратить принятие законопроекта. По данным нью-йоркского Центра ответственной политики, различные финансовые фирмы потратили на лоббистскую деятельность не менее 600 млн долларов.

Многие политики и экономисты называют законопроект, предложенный администрацией Обамы, популистским. Однако именно политическая ситуация, накопившееся в обществе негодование по отношению к банкирам (впрочем, активно простимулированное риторикой из Белого Дома) вынудили большинство сенаторов дать старт реформе. Законопроект был одобрен 59 голосами (из которых четыре голоса республиканцев) против 39. При этом два демократа, которые были против законопроекта, так и не переменили своего решения. По их мнению, закон недостаточно жесткий по отношению к банкирам. Сенатор Мария Кантвелл призывает к более серьезному ужесточению правил по регулированию деривативов. Сенатор Расс Фейнгольд не верит, что законопроект в нынешнем виде достаточно силен для предотвращения очередного финансового кризиса.

Теперь законопроект должен пройти согласование в палате представителей, которая ранее одобрила свой вариант закона. Как отмечают эксперты, с этим не должно возникнуть проблем, поскольку разница между принятыми сенатом и палатой представителей законопроектами несущественна.

В законопроект вошло даже радикальное предложение председателя сельскохозяйственного комитета сената Бланш Линкольн, которая решила обязать банки разделить их основные бизнесы и своповую торговлю. Идея демократов состоит в том, что банкам, которые получают господдержку со стороны Федеральной корпорации по страхованию депозитов (FDIC) или Федеральной резервной системы, не нужно позволять использовать эти привилегии для «авантюрной торговли» на рынке деривативов.

Кроме того, в законопроект вошли правила, предложенные советником президента Барака Обамы и бывшим главой ФРС Полом Волкером. «Правила Волкера» предполагают ограничить размер системообразующих банков и торговые операции, которыми активно занимаются ведущие финансовые институты. Под запрет подпадает торговля ценными бумагами за счет средств, размещенных на депозитах, в том числе торговля ипотечными ценными бумагами. Также предполагается разделение коммерческих банков и подразделений, занимающихся спекулятивной высокорисковой торговлей, в частности хедж-фонды.

Законопроект может пойти на подпись Бараку Обаме уже в июне, и президент США, таким образом, предстанет на саммитах G8/G20 в Канаде автором важнейшей финансовой реформы.

Как отмечается в отчете аналитика UBS Филиппа Финча, главная проблема состоит в том, что американские законодатели, похоже, не координируют свои действия с международными регуляторами. «Пока США движутся независимо от других стран в своих реформах, Базельский комитет тоже разрабатывает новые правила», -- подчеркнул г-н Финч.

Канцлер Германии Ангела Меркель на прошлой неделе обратилась к странам G20 с призывом «действовать в унисон при решении актуальных финансовых проблем». Однако единства пока нет даже внутри самой Европы. В частности, у 27 стран ЕС нет общего законодательства о банкротстве. Это осложняет выработку общеевропейского механизма регулирования, при том что основные банки Европы действуют в нескольких странах.

На следующей неделе Европейская комиссия должна огласить свою программу по созданию специального фонда для спасения банков в будущем. Соответствующие законы должны быть приняты в 2011 году.

Существуют и другие различия в финансовом регулировании ведущих стран. В соответствии с одобренным в США законопроектом банкам предстоит выделить отделы по своповой торговле в отдельные бизнесы, чтобы снять риски с вкладчиков банка. При этом «большая двадцатка» решила, что деривативы должны быть стандартизированы в тех сферах, где это возможно, и если ценные бумаги соответствуют стандартам, в этом случае торговые операции с ними не будут ограничены для банков. Евросоюз вообще не намерен пока усиливать требования к своповой торговле. Также европейцы уделяют меньше внимания валютной торговле и не будут останавливаться на этом вопросе до конца года.

«Главное для банков не финансовая реформа, а появившаяся возможность делать прогнозы прибыли по банковскому сектору, -- отмечается в отчете аналитика Credit Agricole Майка Мэйо. -- Банки получили больше определенности, за это им придется произвести некоторые постепенные изменения. Кроме того, макроэкономические факторы, такие как замедление роста мирового ВВП, приведут к уменьшению зарплат в банковском секторе и доходов компаний».

«Принятие законопроекта о финансовой реформе может снять главную угрозу, которая нависла над сектором, -- угрозу неопределенности, -- отмечается в отчете аналитика UBS Филиппа Финча. -- Многие банки заявляют, что они старались воздерживаться от кредитования, увеличивая размер своего бизнеса, повышая дивиденды и т.д. Однако теперь они готовы изменить свою стратегию, потому что узнали новые правила игры».

Источник: Время новостей

Похожие новости
Откуда узбеки будут отправлять денежные переводы

19.02.2019

Откуда узбеки будут отправлять денежные переводы

Процесс выдачи займа

24.01.2019

Процесс выдачи займа

КПК «Московский Финансовый Центр»: сбережение средств и кредитование пайщиков

24.01.2019

КПК «Московский Финансовый Центр»: сбережение средств и кредитование пайщиков



Система Orphus