Логотип Bank.uz
КУРСЫ ВАЛЮТ ЦБ РУз
USD 19.02 8392.20
EUR 19.02 9477.31
RUB 19.02 126.25
КУРСЫ ВАЛЮТ
КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
Банк USD EUR
KAPITALBANK 8360/40 9060/110
UZPSB 8360/40 9400/50
NBU 8360/40 9490/70
Интернет и мобильный банкинг для физических лиц в Узбекистане
29.03.2011

 

Internet BankingРазвитие информационных технологий существенно влияет на стиль жизни современного человека. Людям из года в год предоставляется все больше возможностей совершать операции с помощью интернета и мобильного телефона. А иметь удаленный доступ к информации и услугам в режиме реального времени играет важную роль в развитии современного бизнеса.

 Сегодня банки предлагают достаточно широкий спектр услуг, объединенных общим термином - дистанционное банковское обслуживание (далее - ДБО). Наиболее востребованным и распространенным является интернет-банкинг и мобильный банкинг. Ряд банков Узбекистана предоставляют эти востребованные услуги не только юридическим, но и физическим лицам. Про Интернет- банкинг для корпоративных клиентов мы уже рассказывали в статье «Так ли «страшен» черт как его малюют….или собственные впечатления от интернет-банкинга».

Интернет-банкинг подразумевает удаленный доступ к банковскому счету и управление им через интернет круглосуточно в режиме реального времени со стационарного компьютера или ноутбука. Мобильный банкинг предоставляет практически такие же возможности, но в данном случае средством управления банковским  счетом является мобильный телефон. 

Сегодня на отечественном рынке по пальцам можно пересчитать банки, предоставляющие услугу интернет-банкинг или мобильный банкинг  физическим лицам.  Однако рост числа  пользователей интернета в Узбекистане, (по данным УзАСИ на 1 января 2011 года составило 7,4 млн. человек) заставляет банки серьезно задуматься о предоставление своих услуг населению через интернет. На развитие ДБО в стране направлено Постановление Президента от 26 ноября 2010 года, согласно которому все коммерческие банки Узбекистана к 2015 году должны предоставлять физическим и юридическим лицам услуги интернет- банкинга.

 

Выбор пока невелик.

В Узбекистане интернет-банкинг появился в 2007 году как сервис для корпоративных клиентов. Следующим шагом его развития в стране, стало внедрение этой услуги и для физических лиц.

Первым банком в Узбекистане, который наиболее полноценно предложил физическим лицам услуги интернет - банкинга, стал банк "Samarkand". Банк 1 мая 2009 года объявил о запуске новой услуги в интернете и назвал свой продукт Sam.online – Интернет- банкинг.

Клиенты банка Samarqandbank могут  дистанционно оплачивать сотовую и городскую телефонную связь, услуги интернет-провайдеров, коммунальные услуги, совершать покупки в интернет-магазинах, переводить средства на счета юридических и физических лиц, отправлять в банки финансовые документы и получать информацию о движении по счету. Также с недавнего времени банк начал предоставлять возможность клиентам дистанционно  выбирать и размещать свои деньги на банковских депозитах. 

Samarqandbank стал первым в республике и в запуске мобильного банкинга, который был внедрен 1 марта 2010 года.  Сегодня, с помощью мобильного телефона, клиенты банка могут оплачивать сотовую связь и услуги интернет провайдеров.    

Вторым внедрил интернет-банкинг Алокабанк, который с 1 ноября 2010 года начал  предлагать физическим лицам эту услугу. Сегодня он позволяет удаленно оплачивать коммунальные услуги, услуги UzMobile, UzNet и следить за информацией по своим счетам. 

В феврале 2011 года молодой банк Hi-Tech Bank также объявил о запуске услуги мобильного банкинга для физических лиц. Данная услуга позволяет его клиентам с помощью мобильного телефона оплачивать за сотовую связь, услуги интернет-провайдеров,  домашний телефон и получать информацию о текущем состоянии и движении по счету.

Мобильный банкинг является логическим развитием интернет-банкинга. Однако сегодня, во многих отечественных банках функционирует неполный его вариант, так называемый SMS-банкинг с информационным уровнем доступа, позволяющий отправлять и получать SMS - сообщения с информацией о текущих остатках и движении средств по депозитным счетам в том числе по карточным счетам держателей банковских пластиковых карт UZKART.

Возможность контролировать свой счет в режиме реального времени с помощью мобильного телефона предоставляют:  Узпромстройбанк, Асакабанк, Трастбанк, Микрокредитбанк, Алокабанк, Универсалбанк, Samarkandbank, Hi-Tech Bank, Asia Alliance Bank, Туркистонбанк, Узбекско-Турецкий банк, УзКДБ, банк Ипак Йули и НБУ. Некоторые из них информируют своих клиентов об операциях по их счетам  по электронной почте, факсу и стационарному телефону.

Стоит отметить, что дополнительному развитию услуг Интернет-банкинга в Узбекистане поспособствует появление системы мобильных электронных платежей - «SMS-To'lov». Данная система безналичных платежей представляет собой процесcинговую систему платежей, сгенерированную в банковскую автоматизированную систему управления платежами между клиентом и компанией, в которую направляется платеж.

В отличие от услуги мобильного банкига, которая позволяет оплачивать услуги по мобильному телефону через сети интернета, система SMS-To'lov осуществляет платежи посредством отправки SMS сообщений. Кроме того система также предоставляет клиенту возможность оплачивать приобретение товаров и услуг через личный кабинет на сайте компании.

17 марта 2011 года тестовые платежи через SMS-To'lov стартовали в операционном управлении Микрокредитбанка. В свою очередь к приему платежей при помощи новой системы приступил и оператор сотовой связи Билайн.

 

Не забывайте о безопасности.

Рядовых пользователей особенно волнует вопрос - насколько безопасно Дистанционное Банковское Обслуживание. Несмотря на то, что на отечественном рынке ДБО еще не было случаев мошенничества, но мировой опыт говорит о реальных случаях правонарушений в этой сфере. Тем не менее, при соблюдении правил, которые банки обязательно сообщают на своих сайтах, опасность пользованием интернет-банкингом минимальна.

Список таких мер прост: установить на компьютере антивирусное программное обеспечение с регулярным обновлением баз данных; соблюдать осторожность при установке на компьютер иного программного обеспечения (особенно – полученного из непроверенных источников), хранение паролей, ПИН-кодов, электронных цифровых подписей в недоступных для посторонних людей местах.

Особую бдительность нужно соблюдать при «серфинге» в интернете и посещении малоизвестных подозрительных сайтов,  в том числе – по ссылкам, пришедших  в электронных письмах от незнакомых отправителей. Кроме того, физическим лицам крайне не рекомендуется пользоваться системой интернет-банкинга со служебного компьютера или из интернет-кафе.

Специалисты мировых банков отмечают, что большинство обманутых мошенниками клиентов сами и сообщают злоумышленникам необходимую им информацию.

 

Заключение.

Сегодня в качестве и разнообразии услуг отечественные банки значительно отстают от мировых стандартов. Тем не менее, радует уже то, что банки начали уделять внимание физическим лицам и развивать ДБО, которое выгодно как населению, так и банкам. Например, клиенту не нужно для совершения каких-либо банковских операций ехать в филиал банка и тратить время на дорогу, на простаивание в очередях, беседу со служащими банка, он получает возможность 24 часа в сутки, практически в режиме реального времени отслеживать состояние и контролировать свои счета.  Банкам ДБО позволит снизить издержки, как минимум, сократятся затраты на кассиров и консультантов, аренду помещения.

Как видим, в развитии ДБО заинтересованы обе стороны, так что пожелаем нашим банкам развивать, совершенствовать и расширять функциональные возможности этой перспективной услуги.

 

Тимур Тухтаров, Bank.uz



Версия для печати
Прочитано: 39706 раз(а)  |  Комментариев: 8  |  Средняя оценка (макс. 7): 7 (Голосов: 2)
Теги материала: SMS-To'lov, интернет-банкинг

Другие статьи раздела
18.10.2012 Снижены тарифы системы денежных переводов BLIZKO
18.10.2012 Потребительские кредиты для молодых семей
18.10.2012 Национальный банк ВЭД РУз предлагает новые вклады
15.10.2012 ОАК "Туронбанк" совместно с «Золотой Короной» открыл специализированный пункт денежных переводов
15.10.2012 Количество выдаваемых ипотечных и потребительских кредитов молодым семьям со стороны АКИБ «Ипотека-банк» растет

Комментарии к статье (8)
  • 1
  • 2
Эту тему могут комментировать только зарегистрированные пользователи.
Если Вы заметили ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий ошибку, и нажмите Ctrl+Enter.
Сайт разработан в ООО «Norma».
Все имущественные права на сайт принадлежат ООО "Norma".
Адрес: 100005, Узбекистан, г. Ташкент, ул. Таллимарджон , 1/1
e-mail: info@bank.uz
Любое копирование материалов сайта возможно только с активной гиперссылкой на Bank.uz;
в остальных СМИ – ссылка на Bank.uz как на источник информации.

© ООО «Norma»; 2018. Все права защищены.

Рейтинг@Mail.ru Курс у.е. в онлайн-магазинах 18+