Интернет и мобильный банкинг для физических лиц в Узбекистане

29.03.2011

 

Internet BankingРазвитие информационных технологий существенно влияет на стиль жизни современного человека. Людям из года в год предоставляется все больше возможностей совершать операции с помощью интернета и мобильного телефона. А иметь удаленный доступ к информации и услугам в режиме реального времени играет важную роль в развитии современного бизнеса.

 Сегодня банки предлагают достаточно широкий спектр услуг, объединенных общим термином - дистанционное банковское обслуживание (далее - ДБО). Наиболее востребованным и распространенным является интернет-банкинг и мобильный банкинг. Ряд банков Узбекистана предоставляют эти востребованные услуги не только юридическим, но и физическим лицам. Про Интернет- банкинг для корпоративных клиентов мы уже рассказывали в статье «Так ли «страшен» черт как его малюют….или собственные впечатления от интернет-банкинга».

Интернет-банкинг подразумевает удаленный доступ к банковскому счету и управление им через интернет круглосуточно в режиме реального времени со стационарного компьютера или ноутбука. Мобильный банкинг предоставляет практически такие же возможности, но в данном случае средством управления банковским  счетом является мобильный телефон. 

Сегодня на отечественном рынке по пальцам можно пересчитать банки, предоставляющие услугу интернет-банкинг или мобильный банкинг  физическим лицам.  Однако рост числа  пользователей интернета в Узбекистане, (по данным УзАСИ на 1 января 2011 года составило 7,4 млн. человек) заставляет банки серьезно задуматься о предоставление своих услуг населению через интернет. На развитие ДБО в стране направлено Постановление Президента от 26 ноября 2010 года, согласно которому все коммерческие банки Узбекистана к 2015 году должны предоставлять физическим и юридическим лицам услуги интернет- банкинга.

 

Выбор пока невелик.

В Узбекистане интернет-банкинг появился в 2007 году как сервис для корпоративных клиентов. Следующим шагом его развития в стране, стало внедрение этой услуги и для физических лиц.

Первым банком в Узбекистане, который наиболее полноценно предложил физическим лицам услуги интернет - банкинга, стал банк "Samarkand". Банк 1 мая 2009 года объявил о запуске новой услуги в интернете и назвал свой продукт Sam.online – Интернет- банкинг.

Клиенты банка Samarqandbank могут  дистанционно оплачивать сотовую и городскую телефонную связь, услуги интернет-провайдеров, коммунальные услуги, совершать покупки в интернет-магазинах, переводить средства на счета юридических и физических лиц, отправлять в банки финансовые документы и получать информацию о движении по счету. Также с недавнего времени банк начал предоставлять возможность клиентам дистанционно  выбирать и размещать свои деньги на банковских депозитах. 

Samarqandbank стал первым в республике и в запуске мобильного банкинга, который был внедрен 1 марта 2010 года.  Сегодня, с помощью мобильного телефона, клиенты банка могут оплачивать сотовую связь и услуги интернет провайдеров.    

Вторым внедрил интернет-банкинг Алокабанк, который с 1 ноября 2010 года начал  предлагать физическим лицам эту услугу. Сегодня он позволяет удаленно оплачивать коммунальные услуги, услуги UzMobile, UzNet и следить за информацией по своим счетам. 

В феврале 2011 года молодой банк Hi-Tech Bank также объявил о запуске услуги мобильного банкинга для физических лиц. Данная услуга позволяет его клиентам с помощью мобильного телефона оплачивать за сотовую связь, услуги интернет-провайдеров,  домашний телефон и получать информацию о текущем состоянии и движении по счету.

Мобильный банкинг является логическим развитием интернет-банкинга. Однако сегодня, во многих отечественных банках функционирует неполный его вариант, так называемый SMS-банкинг с информационным уровнем доступа, позволяющий отправлять и получать SMS - сообщения с информацией о текущих остатках и движении средств по депозитным счетам в том числе по карточным счетам держателей банковских пластиковых карт UZKART.

Возможность контролировать свой счет в режиме реального времени с помощью мобильного телефона предоставляют:  Узпромстройбанк, Асакабанк, Трастбанк, Микрокредитбанк, Алокабанк, Универсалбанк, Samarkandbank, Hi-Tech Bank, Asia Alliance Bank, Туркистонбанк, Узбекско-Турецкий банк, УзКДБ, банк Ипак Йули и НБУ. Некоторые из них информируют своих клиентов об операциях по их счетам  по электронной почте, факсу и стационарному телефону.

Стоит отметить, что дополнительному развитию услуг Интернет-банкинга в Узбекистане поспособствует появление системы мобильных электронных платежей - «SMS-To'lov». Данная система безналичных платежей представляет собой процесcинговую систему платежей, сгенерированную в банковскую автоматизированную систему управления платежами между клиентом и компанией, в которую направляется платеж.

В отличие от услуги мобильного банкига, которая позволяет оплачивать услуги по мобильному телефону через сети интернета, система SMS-To'lov осуществляет платежи посредством отправки SMS сообщений. Кроме того система также предоставляет клиенту возможность оплачивать приобретение товаров и услуг через личный кабинет на сайте компании.

17 марта 2011 года тестовые платежи через SMS-To'lov стартовали в операционном управлении Микрокредитбанка. В свою очередь к приему платежей при помощи новой системы приступил и оператор сотовой связи Билайн.

 

Не забывайте о безопасности.

Рядовых пользователей особенно волнует вопрос - насколько безопасно Дистанционное Банковское Обслуживание. Несмотря на то, что на отечественном рынке ДБО еще не было случаев мошенничества, но мировой опыт говорит о реальных случаях правонарушений в этой сфере. Тем не менее, при соблюдении правил, которые банки обязательно сообщают на своих сайтах, опасность пользованием интернет-банкингом минимальна.

Список таких мер прост: установить на компьютере антивирусное программное обеспечение с регулярным обновлением баз данных; соблюдать осторожность при установке на компьютер иного программного обеспечения (особенно – полученного из непроверенных источников), хранение паролей, ПИН-кодов, электронных цифровых подписей в недоступных для посторонних людей местах.

Особую бдительность нужно соблюдать при «серфинге» в интернете и посещении малоизвестных подозрительных сайтов,  в том числе – по ссылкам, пришедших  в электронных письмах от незнакомых отправителей. Кроме того, физическим лицам крайне не рекомендуется пользоваться системой интернет-банкинга со служебного компьютера или из интернет-кафе.

Специалисты мировых банков отмечают, что большинство обманутых мошенниками клиентов сами и сообщают злоумышленникам необходимую им информацию.

 

Заключение.

Сегодня в качестве и разнообразии услуг отечественные банки значительно отстают от мировых стандартов. Тем не менее, радует уже то, что банки начали уделять внимание физическим лицам и развивать ДБО, которое выгодно как населению, так и банкам. Например, клиенту не нужно для совершения каких-либо банковских операций ехать в филиал банка и тратить время на дорогу, на простаивание в очередях, беседу со служащими банка, он получает возможность 24 часа в сутки, практически в режиме реального времени отслеживать состояние и контролировать свои счета.  Банкам ДБО позволит снизить издержки, как минимум, сократятся затраты на кассиров и консультантов, аренду помещения.

Как видим, в развитии ДБО заинтересованы обе стороны, так что пожелаем нашим банкам развивать, совершенствовать и расширять функциональные возможности этой перспективной услуги.

 

Тимур Тухтаров, Bank.uz

O'xshash yangiliklar
Ислом банк тизимида депозитлар

10.06.2019

Ислом банк тизимида депозитлар

Ислом банк тизимида депозитлар

10.06.2019

Ислом банк тизимида депозитлар

Анъанавий ва ислом банкчилиги

07.06.2019

Анъанавий ва ислом банкчилиги



Orphus tizimi