"Карточных" дел мастера

12.11.2011

Cards FraudНаступившая постиндустриальная эра с ее информационными технологиями сулит качественные перемены в социально-экономической жизни общества. Но у прогресса есть и обратная сторона. С ним приходят и новые проблемы. От этих вызовов не увернешься, их приходится принимать и искать противоядие. Например, раньше о беловоротничковой преступности мало кто знал, хотя никуда не делись махинации с бухгалтерской отчетностью и манипуляции с ценными бумагами. Но с приходом новых технологий, всеобщей компьютеризацией и Интернетом для нее наступил "золотой век", к ней пришла известность. Палитра преступной деятельности стала богаче и разнообразнее.

Сегодня, наверное, любой школьник, даже двоечник, в курсе, кто такой хакер. Но компьютерный взломщик - это враг со стороны, знаешь, что он есть, и выстраиваешь систему защиты. Куда хуже, когда "паршивая овца" заводится в собственном коллективе. Тут уже никакая система внутренней безопасности не поможет. Ведь, как правило, разоблачение наступает, когда уже нанесен существенный материальный ущерб и на репутации учреждения "высвечивается" жирное пятно. Совсем недавно в центре скандала оказался один из крупнейших в мире банков - Швейцарский UBS, чей трейдер проигрался на биржевых спекуляциях и нанес банку ущерб почти на 3 млрд долларов США. А ведь это не первый подобный случай. Другой такой же прохвост пустил по миру один из старейших банков Англии.

Наши жулики тоже не лыком шиты. Да, они пока не могут похвастаться, что "жонглировали" миллиардами "зеленых", но уходить из родного банка с прикарманенными миллионами сумов - тоже неплохое свидетельство о способностях поставить преступный промысел на поток. Так, в Навоийском отделении одного из банков за какой-то год несколько недобросовестных банковских служащих "нагрели" кредитное учреждение и его клиентов почти на 90 млн сумов.

Есть такие автоматы, которые выдают кофе. А теперь представим, что в отделе пластиковых карт банка стоит не кофейный автомат, а чудо-банкомат. Вставил в него карту - и на нее посыпались денежки со счетов клиентов - владельцев пластиковых карт. Подобный "кувшин Аладдина" стоял не только в Навоийском подразделении банка, но и в его филиалах в Зарафшане и Учкудуке. Самое интересное, что пользовались им исключительно сотрудники, курирующие "карточный бизнес" банка, и никто из них не знал, что он не последний в очереди к чудо-банкомату и, естественно, ни словом не обронился коллегам о его существовании в отделе. Те в свою очередь тоже сделали вид, что ничего не видят, ничего не знают.

Под N 1 в этой "когорте" из 5 человек проходит главный специалист Навоийского отделения З.И. Неизвестно, была ли она первооткрывателем карточного "Сим-Сима", но именно она сорвала самый большой куш - более 67,3 млн сумов. Согласно занимаемой должности, в ее обязанности входили функции программирования платежных терминалов, их техническое обслуживание, открытие-закрытие счетов клиентов, разбирательства с владельцами пластиковых карточек, обратившихся в банк с заявлениями.

Имея доступ к базе данных и располагая всей информацией о клиентах, а также содержимом их электронных кошельков, она списывала мелкими суммами остатки с пластиковых карт с предварительным начислением на них положенных процентов. Затем деньги перечислялись на бездействующие микропроцессорные пластиковые карты и похищались. Нетрудно понять, владельцы карт даже не догадывались об этом. Действовала З.И. с размахом. С сентября 2009-го по август 2010 года 42 клиента лишились более 4,5 млн сумов. С октября 2009-го по август 2010 года еще 966 человек не заметили, как у них умыкнули около 35,8 млн сумов.

Как и положено настоящему "артисту", у З.И. были и свои "гастрольные" поездки в Зарафшан и Учкудук. Ей не нужно было беспокоиться о своем алиби. Ведь она совмещала криминальный промысел со служебными командировками по оказанию "практической помощи" и мониторингу работы платежных терминалов в сфере розничной торговли города золотодобытчиков. Так что ее легенде мог бы позавидовать сам Штирлиц. Да к тому же зарафшанским коллегам и в страшном сне не могло присниться, что к ним приезжает сотрудник вышестоящей организации ради того, чтобы обчистить электронные кошельки местной банковской клиентуры, хотя на самом деле так оно и было. Более того, вольно или невольно, но, нарушая требования инструктивных норм, местные банковские работники способствовали реализации преступных замыслов З.И.

- Она попросила открыть ей служебной карточкой АРМ (автоматизированное рабочее место) контролера-кассира, чтобы проверить, не активизированы ли пластиковые карточки, которые сданы клиентами на закрытие счета, - пояснила контролер-кассир Ю.Р. из Зарафшанского филиала банка. - Свою служебную карточку я ей не давала, а только открывала программы АРМ бухгалтера-участника и АРМ контролера-кассира.

Ну, и зачем, спрашивается, "лисе" нужна карточка, если ее уже впустили в "курятник"? Дальнейшие события разворачивались по отработанной схеме. По такому же сценарию прошли командировки в Учкудук. В итоге вояжи в Зарафшан обогатили З.И. на 18,7 млн сумов, а в Учкудук - на 8,3 млн сумов. Главным же потерпевшим от ее противозаконной деятельности стал родной банк, который она обобрала в общей сложности на 57 млн сумов.

Другой главный специалист Навоийского отделения А.Ш. занимался тем же самым, что и его коллега З.И. И пластиковые карты он обчищал по той же технологии, что и она. Но переплюнуть мадам он не смог. Его "улов" потянул лишь на 12,8 млн сумов.

Вполне резонно задаться вопросом, куда же смотрел начальник отдела пластиковых карт Ё.Х., когда у него под носом подчиненные "поставили на конвейер" процесс подчищать "закрома" банка? Дело в том, что и сам начальник оказался небезгрешен. Он тоже не погнушался использовать в личных целях остатки средств на бездействующих пластиковых картах. В одном случае он присвоил 100 тысяч, в другом - 60 тысяч сумов. Правда, деньги он потом вернул.

Но на этом банковские "чудеса" в Навоийской области не кончаются. Даже возникли подозрения, а не обладают ли сотрудники карточных отделов банка уникальными телепатическими способностями? Но если нет сговора, то каким образом специалисты банка из отделов пластиковых карт Зарафшанского филиала Л.Ж., С.У. и А.Е. смогли точь-в-точь повторить преступные деяния своих региональных коллег и присвоить более 8 млн сумов? Загадка, да и только.

Зарафшанский суд по уголовным делам разгадывать ее не стал и поддержал сторону обвинения, которая просила суд применить в отношении всех пятерых "карточных" дел мастеров санкции, предусмотренные статьями 169 и 205 Уголовного кодекса. По приговору суда З.И. предстоит 4 года и 6 месяцев провести в колонии общего режима. Мужской половине обвиняемых повезло больше. Учитывая, что все они в полном объеме возместили ущерб, банкиры отправятся на 3-годичные исправительные работы. С их заработков будет удерживаться 30 процентов в доход государства. Все осужденные лишены права в течение 2 лет (З.И. - 3 лет) занимать в банковской системе республики материально ответственные должности.

 

Эта криминальная история высветила довольно любопытный аспект в отношениях кредитных учреждений и потребителей банковских услуг. 15 владельцев пластиковых карт проходили в этом уголовном деле в качестве потерпевших. Получат ли они свои кровно заработанные - это еще большой вопрос, потому что возмещать потери им по решению суда должен не банк, а осужденная З.И., которая не смогла полностью погасить ущерб и осталась должна банку приличную сумму - более 37 млн сумов.

Что интересно, этих потерпевших и вовсе могло не быть. Никто из них прежде себя ущемленным в правах и обманутым не чувствовал. Они "всплыли" и заинтересовались судьбой своих денег, потому что их нашли правоохранительные органы, когда перебирали "грязное банковское белье".

- Пластиковую карточку я получила в 2001 году, когда работала на НГМК, - рассказывает потерпевшая Л.Б. - Последний раз пользовалась ею в 2002 году, какая сумма денег осталась на карточке - не помню. Но я не обращалась в банк с заявлением об открытии мне дополнительной карточки и не давала никаких поручений о переводе денег на другую карту.

Примерно то же самое говорили все остальные пострадавшие, и главный лейтмотив всех этих выступлений - давно это было, сколько денег оставалось - не помню, с банком никаких контактов не поддерживал, никаких заявлений и поручений банкирам не давал, прошу суд возместить ущерб. Их можно было бы отнести к группе обманутых, если бы не одно примечательное обстоятельство. Одно дело, когда человек теряет интерес к своему электронному кошельку, когда там остается 100-200, максимум 1 000 сумов. Но в нашем случае речь идет о забытых десятках тысячах. Та же Л.Б. лишь в ходе следствия узнала, что на ее карточке с 2002 года "зависли" 180 тыс. сумов. Все потерпевшие - не богачи и не миллионеры - обычные граждане, работающие на различных предприятиях региона. Но всех их объединяет одно - беспечность. Автослесарь А.М. "забыл" о пластиковой карточке с 130 тыс. сумов, электромонтера М.К. более 8 лет не волновала судьба его 31 700 сумов, оставшихся на карточке, которой он перестал пользоваться. Машиниста мельниц А.Н. столько же лет не беспокоило, что на пластиковой карточке осталось 201 885 сумов.

Это не оправдание жуликам, но, скорее всего, беспечность владельцев пластиковых карточек стала одной из причин, подвигнувших их начать манипуляции со "спящими" счетами. Ведь они видят, что прошло 8-9 лет, и владельцы бездействующих пластиковых карт совершенно утратили интерес к содержимому своих электронных кошельков. Как тут не устоять перед искушением и не воспользоваться ситуацией?..

 

С другой стороны, эта история показательна тем, что она лишь еще одно подтверждение тому, что деловые партнерские отношения между банками и физическими лицами пока не стали нормой. Например, мой договор с банком не предусматривает каких-либо процентов, которые бы начислялись на денежные средства, остающиеся на пластиковой карточке. Более того, в соглашении сказано, что, если я в течение 30 дней не буду использовать пластик, банк вправе заморозить движение денежных средств до выяснения, почему я прекратил операции с картой. А судя по нашей криминальной истории, клиентам банка - владельцам пластиковых карт на остающиеся денежные средства проценты начисляются. Только вот есть большие сомнения по поводу того, что клиенты вообще что-либо знают об этих "премиальных".

Наконец, наша малоприятная история - это еще одна возможность убедиться, что банковский ритейл находится на начальной стадии своего развития и вся политика кредитных учреждений в этой сфере сводится лишь к тому, чтобы привлекать средства населения на депозиты. Весь набор услуг наших банков зачастую ограничивается перечнем предлагаемых вкладов. И пока розничный бизнес банков еще не вышел на уровень международных стандартов, ответственными за привлечение наличных денежных средств в кредитные учреждения по-прежнему будут оставаться налоговые органы…

 

Амир МАХМУДОВ,

Источник: Газета "Норма" N 42 (327)  18 октября 2011 г

O'xshash yangiliklar
Ислом банк тизимида депозитлар

10.06.2019

Ислом банк тизимида депозитлар

Ислом банк тизимида депозитлар

10.06.2019

Ислом банк тизимида депозитлар

Анъанавий ва ислом банкчилиги

07.06.2019

Анъанавий ва ислом банкчилиги



Orphus tizimi