В России по кредитным картам не платит каждый восьмой должник

11.02.2013

Увлечение банков кредитными картами привело к закономерному результату: просрочка по этому продукту продемонстрировала взрывной рост. Как констатируют крупнейшие бюро кредитных историй, в прошлом году каждый восьмой заемщик, оформивший кредитку, перестал обслуживать свой кредит.

Рынок кредитных карт по итогам прошлого года рос в два с половиной раза быстрее, чем розничное кредитование вообще, которое и само по себе продемонстрировало темпы роста, даже насторожившие регуляторов. По данным Frank Research Group, количество займов, выданных в 2012 году по кредитным картам, выросло по сравнению с 2011 годом на 92% до 781,2 млрд руб. Общий портфель розничных кредитов российских банков увеличился на 39,5% до 7,7 трлн руб. И наиболее серьезный рост просрочки в прошлом году показали именно кредитные карты, как свидетельствуют данные ежеквартального аналитического справочника, подготовленного Национальным бюро кредитных историй (НБКИ). По общему кредитному портфелю, как показывают данные НБКИ, доля просрочки по кредитным картам снижается. Если в 2011 году этот показатель составил 2,8%, то в 2012 году — 2,2%. Однако при быстром росте общего портфеля большой объем вновь выданных кредитов размывает долю просрочки, мешая оценить, как обслуживаются старые займы. Винтажный анализ (исследование динамики качества определенного портфеля кредитов без учета новых выдач) показывает, что ситуация вовсе не такая безоблачная. Так, например, в портфеле всех займов, выданных в январе 2012 года, доля плохих кредитов (просрочка от 30 дней) достигла 13,4%, тогда как в аналогичном портфеле за январь 2011 года доля просрочки составляла всего лишь 6,7%. "Быстрый рост кредитного портфеля несколько маскирует его качество,— объясняет аналитик Moody's Евгений Тарзиманов.— Винтажный анализ — это единственное, что показывает реальную картину качества кредитного портфеля розничных банков".

Аналогичные данные "Ъ" предоставили и в других крупных бюро кредитных историй — Объединенном кредитом бюро (ОКБ) и "Эквифакс кредит сервисиз". По их данным, просрочка по кредиткам за прошлый год выросла в 2-2,5 раза. Эти два бюро вместе с НБКИ аккумулируют порядка 90% информации на рынке кредитных историй.

По другим банковским продуктам просрочка росла менее активно. Так, по данным НБКИ, просрочка (согласно винтажному анализу) по потребительским кредитам, выданным в 2011 году, составляла 7,9%, в 2012 году — 9,6%. Для автокредитования показатель составил 3,8% и 4,2% соответственно. Ипотечные заемщики вообще продемонстрировали рост сознательности: доля просроченной задолженности в этом сегменте снизилась с 0,54% до 0,15%.

Участники рынка считают, что причина ухудшения качества кредитного портфеля в том, что банки значительно смягчили условия кредитования. "Банки стали выдавать кредитные карты бонусом к прочим кредитным продуктам, и отношение должников к "бонусным" кредитам было несерьезное",— считает гендиректор "Эквифакс кредит сервисиз" Олег Лагуткин. "Рост просрочки по кредитным картам мы связываем в первую очередь с бурным развитием экспресс-кредитования,— говорит заместитель генерального директора ОКБ Николай Мясников.— В этот высокорисковый сегмент вышло много банков, они практикуют выдачу экспресс-кредитов через банковские карты, обладатели которых плохо обслуживают свои займы". "Тенденция к повышению просрочки по кредитным картам связана с тем, что в прошлом году многие банки активно продвигали это продукт в новых для себя сегментах, например в интернете",— говорит зампред правления КБ "Ренессанс Капитал" Татьяна Хондру. По ее словам, для того чтобы отладить скоринговые модели и механизмы принятия решений, необходимо от 6 до 12 месяцев.

Банкиры намечают пути решения обозначившейся проблемы. "Мы заметили рост рисков в 2012 году,— говорит вице-президент ТКС-банка Олег Анисимов.— Поэтому стараемся выдавать кредит клиентам, у которых наш кредит будет первым, а излишне закредитованным в других банках клиентам отказываем в кредитной карте".

Времени на улучшение ситуации у банкиров мало. "Из-за новых требований ЦБ, ужесточающих подходы к оценке рисков в сегменте потребительского кредитования, рост кредитных портфелей замедлится, а значит, доля просрочки вырастет",— прогнозирует господин Тарзиманов. Согласно инструкции ЦБ N139-И, с 1 июля вводятся повышенные коэффициенты риска по потребительским кредитам в зависимости от размера их полной стоимости для заемщиков. Так, при эффективных ставках по рублевым ссудам 25-35% годовых коэффициент риска будет равен 1,1; 35-45% — 1,4; 45-60% — 1,7; более 60% годовых — 2. Кредитные карты — самый высокодоходный для банков продукт, и рост просрочки по таким кредитам грозит повышенными отчислениями в резервы. "Согласно базовому сценарию Moody's, который в том числе включает новые регулятивные требования, снижение кредитной активности может достигнуть 30%, а просрочка по потребительским кредитам к концу может достигнуть 20%,— говорит господин Тарзиманов.— Лидеры смогут покрыть убытки за счет высокой доходности этого сегмента, но некоторым игрокам придется уйти с рынка".


Источник: Коммерсантъ

Похожие новости
АҚШдаги Capital One Financial Corp банкига киберҳужум уюштирилди

31.07.2019

АҚШдаги Capital One Financial Corp банкига киберҳужум уюштирилди

Кредит на открытие собственного бизнеса

19.02.2019

Кредит на открытие собственного бизнеса

Виды кредитов для малого бизнеса

29.01.2019

Виды кредитов для малого бизнеса



Система Orphus