Рейтинг служб поддержки банков Узбекистана Подробнее

Решением от 16 января 2020 года Правление Центрального банка сохранило основную ставку на уровне 16% годовых.

16.01.2020

Данное решение обусловлено необходимостью формирования более твердой уверенности в снижающемся прогнозном тренде инфляции, а также сохранением некоторых неопределённостей касательно уровня корректировки регулируемых цен.

При этом существует вероятность пересмотра основной ставки в сторону небольшого снижения на следующих заседаниях.

Динамика и прогноз инфляции. По итогам 2019 года, инфляция сформировалась вблизи верхней границы прогнозного коридора (13,5-15,5%) и составила 15,2%.

Основное ускорение произошло во второй половине года в результате либерализации регулируемых цен (рост на 21,6%), а также более быстрой девальвации национальной валюты в августе 2019 года.

В течение 2019 года наиболее заметный рост наблюдался в ценах на муку и хлебобулочные изделия (24,8%), мясопродукты (23,4%), фрукты и овощи (14,5%), а также в сфере пассажирского транспорта (13%).

В октябре – декабре 2019 года квартальная инфляция замедлилась до 5% по сравнению с 5,7% в аналогичном периоде 2018 года.

Центральный банк сохраняет базовый прогноз инфляции на 2020 год, который установлен на уровне 12-13,5%. Предпосылки снижения уровня инфляции к концу года основаны на следующих прогнозных оценках:

исчерпание эффектов некоторых инфляционных импульсов, возникших в 2019 году, и прогноз более медленного роста цен продовольственных и непродовольственных товаров с учетом того, что цены на многие из этих товаров уже скорректировались до среднего уровня в регионе Центральной Азии, а также в других странах – основных торговых партнёрах;

прогнозируемый рост объемов производства сельскохозяйственной продукции, текстильной и строительной промышленности поспособствует увеличению объёмов предложения на внутреннем потребительском рынке. Важным фактором при этом будет постепенное улучшение конкурентной среды;

обеспечение умеренного роста кредитования за счёт проведения надлежащей денежно-кредитной и макропруденциальной политики, а также оптимизации государственных расходов и общего фискального дефицита позволит предотвратить чрезмерный рост спроса в экономике, уменьшая, таким образом, давление на инфляцию и обменный курс.

Снижению влияния со стороны факторов спроса также будет способствовать прогнозируемый умеренный рост номинального уровня доходов населения в 2020 году, в том числе среднего уровня заработной платы после их существенной корректировки в 2018-2019 гг.

Внешние и внутренние экономические условия. Согласно предварительным оценкам, рост ВВП за 2019 год составил 5,5-5,6%.
В целом, несмотря на замедление глобального экономического роста, условия для роста экономики в течение прошлого года оставались благоприятными, во многом, благодаря стимулирующей фискальной и кредитной политике, а также положительной динамике цен на основные сырьевые экспортные товары.

При этом, согласно прогнозным расчётам, более быстрые темпы роста кредитных вложений и государственных расходов 2018-2019 годов, в некоторой степени продолжат оказывать свое положительное влияние на экономику в первом полугодии 2020 года.

Предполагается, что, во второй половине 2020 года темпы прироста номинального ВВП несколько снизятся по отношению к соответствующему периоду 2019 года. Несмотря на сдерживающее воздействие фискальной и монетарной политик на совокупный спрос, увеличение прямых иностранных инвестиций и активизация инвестиционных процессов окажут поддерживающий эффект на экономический рост.

Денежно-кредитные условия. В последнем квартале 2019 года ставки на денежном рынке сформировались под воздействием различных факторов и рыночных трендов. Характер их изменений существенно отличался от предыдущих кварталов года.

В частности, средневзвешенные ставки по депозитам возросли с 15,2% в октябре до 16,4% в ноябре и 17,5% в декабре 2019 года. При этом, наблюдалось увеличение средних сроков депозитных операций.

В октябре-декабре 2019 года объемы межбанковских операций выросли более чем в 2 раза относительно их средних значений в прошлых кварталах.

При этом, несмотря на отсутствие устойчивого роста инфляционных ожиданий и прогнозной динамики инфляции, процентные ставки по депозитным операциям на денежном рынке со сроком от 1-го до 3-х месяцев повысились до 18-20%. Это может быть вызвано нехваткой ликвидных ресурсов на более длительные сроки и стремлением банков привести в соответствие показатели достаточности банковской ликвидности.

Постепенный выпуск и насыщение внутреннего финансового рынка облигациями Центрального банка и Министерства финансов наряду с мерами со стороны банков по улучшению состояния их ликвидности должны поспособствовать формированию кривой доходности, соответствующей прогнозной траектории инфляции.

Ожидается, что меры по десегментации рынка посредством постепенного перехода к рыночным механизмам выделения кредитов также послужат сокращению разрыва между процентными ставками на кредитном рынке.

Совокупная денежная масса в 2019 году выросла на 13,8%, а в национальной валюте – 14,4%. При этом, в структуре денежной массы наблюдались положительные тренды, в частности:

срочные депозиты в национальной валюте выросли на 43%, в том числе физических лиц – на 54%;

удельный вес вкладов населения в составе депозитов увеличился с 25% до 31%;

наличные деньги в обращении увеличивались сравнительно медленными темпами - на 9,4%. Развитие инфраструктуры платежных систем и финансовых технологий, а также постепенное укрепление доверия к национальной валюте и, в целом, к банковской системе стало оказывать положительное влияние. В результате, за 2019 год доля наличных денег в общей денежной массе снизилась с 27,6% до 26,6%.

Согласно скорректированным показателям кредитные вложения в экономику в 2019 году выросли на 54.7%. В частности, кредиты в национальной валюте увеличились на 48,7% (в том числе населению – на 63,5%), также отмечается рост кредитования в иностранной валюте – на 62,6%.

По прогнозным оценкам, темпы роста кредитных вложений вернутся к фундаментальному тренду или сбалансированному росту, соответствующему темпам роста номинального ВВП, и будут находиться 
в пределах 20-25%.

Обеспечение прогнозируемого уровня роста кредитных вложений в 2020 году с перенаправлением вновь выделяемых кредитов за счет погашения ранее выданных в более эффективные проекты, в целом, окажет положительное влияние на экономику и послужит фактором снижения роста цен и улучшения платежного баланса, предотвращая избыточный спрос.

В области макропруденциальной политики усилия сконцентрируются на обеспечении строгого соблюдения установленных требований по ликвидности, достаточности капитала и предельной долговой нагрузки населения.

Меры денежно-кредитной политики будут направлены на улучшение каналов ее воздействия, в т.ч. через рост кредитования, сберегательную активность, инфляционные ожидания и стабильность обменного курса.
Планируется проведение процентных операций и применение инструментов коммуникации в более практичном формате.

Риски и неопределенности. Неопределенность сохраняется в сфере услуг, себестоимость которых во многом определяется уровнем заработных плат, а цены на коммунальные услуги сильно зависят от цен на энергоносители.

Сохраняется неопределенность, связанная с повышением регулируемых цен. Возрастающая необходимость разрешения проблем, связанных с бесперебойной подачей электроэнергии и газа для экономики, может потребовать существенной корректировки цен в 2020 году. Это, в свою очередь, обуславливает пересмотр базового прогноза. Но данный фактор рассматривается как единовременный и будет принят во внимание при рассмотрении уровня основной ставки на следующих заседаниях.

Ключевым фактором устойчивого замедления инфляции является проведение надлежащей структурной политики в области развития транспортной инфраструктуры, конкуренции на рынках, обеспечения бесперебойной поставки газа и электроэнергии в отраслях экономики.

При этом Центральный банк продолжит внимательно изучать характер факторов и рисков инфляции, и по мере формирования более твердой уверенности в прогнозной динамике инфляции, будет принимать соответствующие решения по снижению уровня основной ставки.

ЦБ РУз В соответствии со статьей 3 Закона Республики Узбекистан «О Центральном банке Республики Узбекистан» Центральный банк является юридическим лицом и находится в исключительной собственности государства, осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Центральный банк принимает решения в пределах своих полномочий и функций независимо от других органов государственной власти и управления. В соответствии со статьей 4 Закона Республики Узбекистан «О банках и банковской деятельности» Центральный банк Республики Узбекистан является государственным органом, регулирующим сферу банковской деятельности и осуществляющим полномочия по лицензированию, регулированию и пруденциальному надзору.
Источник: cbu.uz
Похожие новости
Разрешена деятельность системы электронных денег

22.11.2021

Разрешена деятельность системы электронных денег

cbu.uz

Разрешена деятельность системы электронных денег

19.11.2021

Разрешена деятельность системы электронных денег

cbu.uz

Международная консалтинговая компания провела оценку качества предоставляемых услуг в банках Узбекистана

11.11.2021

Международная консалтинговая компания провела оценку качества предоставляемых услуг в банках Узбекистана



Система Orphus