За последние годы в республике проведена масштабная работа по улучшению архитектурного облика сельских населенных пунктов, повышению уровня и качества жизни сельского населения за счет строительства индивидуального жилья по типовым проектам, ускоренного развития на селе инженерных и транспортных коммуникаций, объектов социальной инфраструктуры. Так, только за 2009-2016 годы на 1308 жилых массивах на селе построено 69557 комфортабельных жилых домов общей площадью 9 миллионов 573 тысячи кв.метров. Жилищные условия улучшили свыше 83,5 тысячи сельских семей.
Вместе с тем итоги проведенного изучения показали необходимость выработки принципиально новых подходов, обеспечивающих высокую эффективность строительства, полноценно учитывающих реальные нужды и покупательную способность населения, а также национальный менталитет и условия проживания в сельской местности.
Растущая потребность сельского населения в современном и доступном жилье требует внедрения максимально благоприятных условий льготного кредитования, значительного расширения использования новых видов энергосберегающих материалов и оборудования, а также снижения себестоимости возводимого жилья.
С учетом этих важных задач принятое постановление направлено на кардинальное повышение уровня доступности современного и комфортабельного жилья для широких слоев сельского населения, обеспечение рационального использования земельных ресурсов и дальнейшее развитие индивидуального жилищного строительства в сельской местности.
Постановление закрепляет новый подход к осуществлению индивидуального жилищного строительства в сельской местности с учетом изучения накопленного опыта. В нем предусмотрена реализация масштабной Программы строительства доступных жилых домов в сельской местности, рассчитанной на пятилетний период. Обновленные типовые проекты, заложенные в основу Программы, полностью учитывают указанные выше потребности и нужды сельских жителей, так как разработаны с учетом их мнений и пожеланий.
Программой предусматривается дополнительное возведение трех наиболее доступных по ценовым параметрам и комфортности типов индивидуального жилья в сельской местности.
В частности, первый тип предусматривает возведение двух- и трехэтажных многоквартирных жилых домов, состоящих из трех или четырех подъездов, с надворными постройками и благоустроенными дворами. К примеру, двухкомнатные квартиры в таких домах планируется построить с общей площадью 42,4 кв.м и ориентировочной стоимостью 72,5 миллиона сумов, а с учетом хозяйственных построек – 85 миллионов сумов.
В свою очередь, трехкомнатные квартиры будут иметь площадь в размере 52,4 кв.м и ориентировочную стоимость 88,5 миллиона сумов, с учетом хозяйственных построек – 100,7 миллиона сумов.
Кроме того, в целях удовлетворения потребностей владельцев квартир при постройке указанных многоквартирных жилых домов предусматривается возведение надворных построек – детских площадок, навесов для отдыха, душевых и др.
В соответствии со вторым типом намечается строительство одноэтажных двух- и трехкомнатных доступных жилых домов, возводимых в густонаселенных районах на земельном участке размером в 2 сотки. Такие двухкомнатные жилые дома будут иметь общую площадь 53 кв.м и ориентировочную стоимость 93,8 миллиона сумов, а с учетом хозяйственных построек – 101,5 миллиона сумов.
Трехкомнатные дома будут иметь общую площадь 63,5 кв.м и ориентировочную стоимость 111 миллионов сумов, а с учетом хозяйственных построек – 118,7 миллиона сумов. В дворовой части жилых домов также предусматривается возведение надворных построек.
Третий тип предусматривает строительство двухэтажных четырехкомнатных жилых домов, объединенных в единый блок с общей площадью 115 кв.м, возводимых на земельном участке в размере 4 сотки. При этом ориентировочная стоимость указанных домов составляет 162 миллиона сумов, а с учетом хозяйственных построек – 181,8 миллиона сумов. В дворовой части жилых домов также предусматривается возведение надворных построек.
Необходимо отметить, что если в рамках Программы по строительству индивидуального жилья по типовым проектам в сельской местности, принятой в 2009 году, первоначальный взнос застройщика составлял 25 процентов, то по новой Программе данный взнос для застройщиков первого и второго типов жилья составляет всего лишь 15 процентов. Это будет способствовать вовлечению более широких слоев сельского населения в Программу доступного жилья.
Кроме этого, ипотечный кредит предоставляется сроком на 15 лет, с трехлетним льготным периодом и процентной ставкой в размере 7 процентов годовых в течение первых 5 лет. В последующие годы процентная ставка кредита не будет превышать ставку рефинансирования Центрального банка, которая в настоящее время составляет 9 процентов годовых.
На финансирование Программы только в 2017 году будет направлено 2 триллиона 121,5 миллиарда сумов, в том числе наряду со средствами застройщиков из Государственного бюджета на эти цели будет выделено 350 миллиардов сумов, а также предусматривается привлечь кредитные ресурсы коммерческих банков в размере более 2 триллионов сумов.
В целом Программой предусматривается возведение в 2017 году 15 тысяч новых жилых домов и квартир, в том числе жилья первого типа – 4608, второго типа – 3739, третьего типа – 3672, а также 2981 одноэтажного 3-, 4- и 5-комнатного жилого дома на площади 0,06 га.
Наряду с этим на вновь обустраиваемых жилых массивах намечается возведение исключительно за счет государственных ресурсов 415,3 км сетей водоснабжения, 291,5 км электроснабжения, 316,9 км газоснабжения и 260,3 км автомобильных дорог, включая подъездные и дороги внутри массивов, а также 134 объекта социальной и рыночной инфраструктуры.
Еще одной важной особенностью Программы является повышение требований к качеству строительно-монтажных работ. При этом снижение стоимости возводимого типового жилья будет обеспечено за счет оптимизации расходов строительно-подрядных организаций на основные строительные материалы и изделия.
Кроме того, доступность жилых домов будет достигнута также за счет предоставления налоговых, таможенных и иных льгот для участников Программы. Например, подрядные организации освобождаются от уплаты всех видов налогов и обязательных отчислений в государственные целевые фонды в части объемов работ в рамках строительства доступных жилых домов.
Эффективная реализация данной Программы будет находиться на особом контроле государственных структур с проведением системного мониторинга хода выполнения предусмотренных в ней показателей.
Следует отметить, что возводимые жилые дома по обновленным типовым проектам по своим ценовым параметрам, качественным характеристикам и комфортности не имеют аналогов в Центральной Азии.
Реализация постановления будет способствовать обеспечению преемственности и последовательности курса на дальнейшее расширение масштабов индивидуального жилищного строительства в сельской местности как одного из основных факторов благоустройства села и кардинального повышения уровня жизни сельского населения.
Источник: www.uza.uz
КОММЕНТАРИЙ к постановлению Президента Республики Узбекистан «О Программе по строительству доступных жилых домов по обновленным типовым проектам в сельской местности на 2017-2021 годы»