В I полугодии 2017 года банковские активы увеличились на 26% или 19,3 трлн. сум, в том числе кредитные вложения – на 34% или 17,3 трлн. сум.
Рост кредитования приходился, в основном, на финансирование инвестиционных проектов государственных программ развития отраслей и регионов, кредитование субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства и на поддержку населения, начинающих предпринимательскую деятельность.
Повышение кредитной активности банков привело к ускорению темпов роста денежной массы в национальной валюте в I полугодии 2017 года на 15% и повлияло на рост уровня цен в экономике.
В сложившейся ситуации, в целях обуздания инфляционных процессов и ограничения темпов роста денежной массы, с 28 июня 2017 года ставка рефинансирования Центрального банка была повышена с 9 до 14%.
Ужесточение денежно-кредитной политики позволило постепенно снизить влияние монетарных факторов на уровень инфляции и сформировать устойчивую антиинфляционную динамику основных денежно-кредитных показателей. В частности, денежная масса в национальной валюте во втором полугодии сократилась на 4,7%, что позволило удержать темпы её роста в целом в 2017 году на уровне 9%.
Одним из важнейших макроэкономических факторов, определивших изменение денежно-кредитной политики во второй половине 2017 года, стала либерализация валютной политики.
Принятые меры способствовали стабильному увеличению среднемесячных объемов операций банков по купле-продаже иностранной валюты в сентябре-декабре 2017 года по сравнению с первым полугодием 2017 года: покупка юридическими лицами – на 60%, продажа – более чем в 4 раза. Население получило возможность продавать свои валютные средства в обменных пунктах коммерческих банков по рыночному курсу.
После сентябрьской девальвации обменный курс сохранился на стабильном уровне и колебался в диапазоне одного процента: 8049-8138 сум за 1 доллар США.
По итогам 2017 года объем чистых золотовалютных резервов составил 26,6 млрд. долл., увеличившись по сравнению с началом года на 1,4 млрд. долл.
Внедрение механизмов рыночного формирования валютного курса способствовало увеличению поступления наличных денег в кассы банков. В частности, если среднемесячный оборот наличных денег через кассы банков в первом полугодии 2017 года составил 4,8 трлн. сум при эмиссии наличных денег в объеме 900 млрд. сум, то во второй половине года данный показатель увеличился почти в 2 раза (до 9,4 трлн. сум), в том числе в декабре 2017 года – в 2,3 раза (до 11 трлн. сум), достигнув сбалансированности между объемами поступлений и расходов наличности.
Проводимые реформы и принятые меры в денежно-кредитной сфере также отразились на показателях деятельности коммерческих банков. В частности, банковские активы и кредитные вложения увеличились в 2 раза и составили 166,6 трлн. Сумм и 110,6 трлн. сум соответственно. Объем совокупных депозитов в коммерческих банках по итогам 2017 года достиг 58,7 трлн. сум, увеличившись по сравнению с 2016 годом на 61%.
В целях обеспечения финансовой стабильности банков в условиях перехода на рыночные механизмы формирования валютного курса, в уставный капитал крупных банков дополнительно внесены 670 млн. долларов США. В результате, по итогам 2017 года совокупный капитал банковской системы увеличился на 1,6 раза и составил 23,7 трлн. сум, что позволило обеспечить выполнение банками показателей достаточности капитала и ликвидности.
II. Основные задачи на 2018 год
1. В 2018 году будет продолжен жесткий курс денежно-кредитной политики, направленной, в первую очередь, на предотвращение влияния монетарных факторов на уровень инфляции. При этом с учетом потребностей экономики в кредитах, в 2018 году предусматривается удержание темпов роста денежной массы в пределах 12-14%.
Наряду с этим, будет продолжена активная работа по формированию необходимых условий для постепенного перехода к режиму инфляционного таргетирования в среднесрочной перспективе. В этих целях, на основе привлечения технической миссии МВФ предусмотрена разработка в первом квартале 2018 года «Среднесрочной концепции развития и осуществления денежно-кредитной политики».
2. Будут приняты меры по дальнейшему совершенствованию и упрощению порядка купли-продажи иностранной валюты юридическими и физическими лицами, увеличению степени доступности банковских операций, в частности:
а) внедрение механизма дистанционного проведения операций купли-продажи иностранной валюты (конверсия между платежными картами в национальной и иностранной валюте через мобильные приложения банков);
б) разрешение на снятие наличной иностранной валюты с конверсионных платежных карт внутри страны с расширением сети соответствующих банкоматов.
3. В рамках задач по совершенствованию наличного денежного обращения предусматривается продолжение работ по оптимизации структуры банкнот в обращении. В целях повышения удобства использования национальной валюты рассматривается вопрос о выпуске в обращении банкноты с более крупным номиналом и осуществление постепенной замены мелких купюр монетами нового образца номиналами 50, 100, 500 сум, а также выпуска монеты номиналом 200 сум.
4. Активизируется внедрение инновационных банковских технологий для создания условий оказания современных банковских услуг, включая организацию деятельности «цифровых» банков и подразделений банков, специализированных на оказании розничных услуг, совершенствование дистанционного банковского обслуживания, дальнейшее развитие платежной системы.
5. Особое внимание будет уделено обеспечению защиты прав и законных интересов потребителей банковских услуг путем проведения проверок соответствия финансовых услуг обязательным требованиям, повышению финансовой доступности для населения и субъектов предпринимательства и уровня их финансовой грамотности.
6. Будут разработаны проекты законов Республики Узбекистан в новых редакциях:
«О Центральном банке Республики Узбекистан» – с учетом необходимости совершенствования денежно-кредитной политики и банковского надзора в рамках широкомасштабного реформирования национальной экономики;
«О банках и банковской деятельности» – в целях создания конкурентных условий для формирования полноценных партнерских отношений между банками и субъектами предпринимательства и укрепления доверия населения к банковской системе как к надежному партнеру;
Закона «О валютном регулировании» – исходя из анализа влияния принятых мер по либерализации валютного рынка, для совершенствования валютной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата и бизнес-среды.
Более подробные обзоры валютного рынка, денежного обращения, монетарной политики и банковского сектора, по каждой отдельной тематике, будут представлены в ближайшие дни.
Трастбанк
Акционерный биржевой банк «Трастбанк», созданный в 1994 году, является одним из ведущих банков Республики Узбекистан. Банк предоставляет весь спектр банковских продуктов и услуг.
Краткая информация об итогах 2017 года и задачах на 2018 год в денежно-кредитной и банковской сфере