JET: Вклады в сумах или долларах: что выгоднее в Узбекистане? Подробнее

Краткая информация об итогах 2017 года и задачах на 2018 год в денежно-кредитной и банковской сфере

17.01.2018
I. Итоги 2017 года

В I полугодии 2017 года банковские активы увеличились на 26% или 19,3 трлн. сум, в том числе кредитные вложения – на 34% или 17,3 трлн. сум.

Рост кредитования приходился, в основном, на финансирование инвестиционных проектов государственных программ развития отраслей и регионов, кредитование субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства и на поддержку населения, начинающих предпринимательскую деятельность.

Повышение кредитной активности банков привело к ускорению темпов роста денежной массы в национальной валюте в I полугодии 2017 года на 15% и повлияло на рост уровня цен в экономике.

В сложившейся ситуации, в целях обуздания инфляционных процессов и ограничения темпов роста денежной массы, с 28 июня 2017 года ставка рефинансирования Центрального банка была повышена с 9 до 14%.

Ужесточение денежно-кредитной политики позволило постепенно снизить влияние монетарных факторов на уровень инфляции и сформировать устойчивую антиинфляционную динамику основных денежно-кредитных показателей. В частности, денежная масса в национальной валюте во втором полугодии сократилась на 4,7%, что позволило удержать темпы её роста в целом в 2017 году на уровне 9%.

Одним из важнейших макроэкономических факторов, определивших изменение денежно-кредитной политики во второй половине 2017 года, стала либерализация валютной политики.

Принятые меры способствовали стабильному увеличению среднемесячных объемов операций банков по купле-продаже иностранной валюты в сентябре-декабре 2017 года по сравнению с первым полугодием 2017 года: покупка юридическими лицами – на 60%, продажа – более чем в 4 раза. Население получило возможность продавать свои валютные средства в обменных пунктах коммерческих банков по рыночному курсу.

После сентябрьской девальвации обменный курс сохранился на стабильном уровне и колебался в диапазоне одного процента: 8049-8138 сум за 1 доллар США.

По итогам 2017 года объем чистых золотовалютных резервов составил 26,6 млрд. долл., увеличившись по сравнению с началом года на 1,4 млрд. долл.

Внедрение механизмов рыночного формирования валютного курса способствовало увеличению поступления наличных денег в кассы банков. В частности, если среднемесячный оборот наличных денег через кассы банков в первом полугодии 2017 года составил 4,8 трлн. сум при эмиссии наличных денег в объеме 900 млрд. сум, то во второй половине года данный показатель увеличился почти в 2 раза (до 9,4 трлн. сум), в том числе в декабре 2017 года – в 2,3 раза (до 11 трлн. сум), достигнув сбалансированности между объемами поступлений и расходов наличности.

Проводимые реформы и принятые меры в денежно-кредитной сфере также отразились на показателях деятельности коммерческих банков. В частности, банковские активы и кредитные вложения увеличились в 2 раза и составили 166,6 трлн. Сумм и 110,6 трлн. сум соответственно. Объем совокупных депозитов в коммерческих банках по итогам 2017 года достиг 58,7 трлн. сум, увеличившись по сравнению с 2016 годом на 61%.

В целях обеспечения финансовой стабильности банков в условиях перехода на рыночные механизмы формирования валютного курса, в уставный капитал крупных банков дополнительно внесены 670 млн. долларов США. В результате, по итогам 2017 года совокупный капитал банковской системы увеличился на 1,6 раза и составил 23,7 трлн. сум, что позволило обеспечить выполнение банками показателей достаточности капитала и ликвидности.

II. Основные задачи на 2018 год

1. В 2018 году будет продолжен жесткий курс денежно-кредитной политики, направленной, в первую очередь, на предотвращение влияния монетарных факторов на уровень инфляции. При этом с учетом потребностей экономики в кредитах, в 2018 году предусматривается удержание темпов роста денежной массы в пределах 12-14%.

Наряду с этим, будет продолжена активная работа по формированию необходимых условий для постепенного перехода к режиму инфляционного таргетирования в среднесрочной перспективе. В этих целях, на основе привлечения технической миссии МВФ предусмотрена разработка в первом квартале 2018 года «Среднесрочной концепции развития и осуществления денежно-кредитной политики».

2. Будут приняты меры по дальнейшему совершенствованию и упрощению порядка купли-продажи иностранной валюты юридическими и физическими лицами, увеличению степени доступности банковских операций, в частности:

а) внедрение механизма дистанционного проведения операций купли-продажи иностранной валюты (конверсия между платежными картами в национальной и иностранной валюте через мобильные приложения банков);

б) разрешение на снятие наличной иностранной валюты с конверсионных платежных карт внутри страны с расширением сети соответствующих банкоматов.

3. В рамках задач по совершенствованию наличного денежного обращения предусматривается продолжение работ по оптимизации структуры банкнот в обращении. В целях повышения удобства использования национальной валюты рассматривается вопрос о выпуске в обращении банкноты с более крупным номиналом и осуществление постепенной замены мелких купюр монетами нового образца номиналами 50, 100, 500 сум, а также выпуска монеты номиналом 200 сум.

4. Активизируется внедрение инновационных банковских технологий для создания условий оказания современных банковских услуг, включая организацию деятельности «цифровых» банков и подразделений банков, специализированных на оказании розничных услуг, совершенствование дистанционного банковского обслуживания, дальнейшее развитие платежной системы.

5. Особое внимание будет уделено обеспечению защиты прав и законных интересов потребителей банковских услуг путем проведения проверок соответствия финансовых услуг обязательным требованиям, повышению финансовой доступности для населения и субъектов предпринимательства и уровня их финансовой грамотности.

6. Будут разработаны проекты законов Республики Узбекистан в новых редакциях:

«О Центральном банке Республики Узбекистан» – с учетом необходимости совершенствования денежно-кредитной политики и банковского надзора в рамках широкомасштабного реформирования национальной экономики;

«О банках и банковской деятельности» – в целях создания конкурентных условий для формирования полноценных партнерских отношений между банками и субъектами предпринимательства и укрепления доверия населения к банковской системе как к надежному партнеру;

Закона «О валютном регулировании» – исходя из анализа влияния принятых мер по либерализации валютного рынка, для совершенствования валютной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата и бизнес-среды.

Более подробные обзоры валютного рынка, денежного обращения, монетарной политики и банковского сектора, по каждой отдельной тематике, будут представлены в ближайшие дни.
Трастбанк Акционерный биржевой банк «Трастбанк», созданный в 1994 году, является одним из ведущих банков Республики Узбекистан. Банк предоставляет весь спектр банковских продуктов и услуг.
Источник: Trastbank
Похожие новости
Uzum Bank открыл оформление карт Visa для всех жителей Республики Узбекистан

30.10.2024

Uzum Bank открыл оформление карт Visa для всех жителей Республики Узбекистан

ATTO на EXPO 2024 UZCARD: Демонстрация решений для использования транспортных карт

24.10.2024

ATTO на EXPO 2024 UZCARD: Демонстрация решений для использования транспортных карт

AVO bank выпустил мини интернет-сериал на тему цифровой безопасности

21.10.2024

AVO bank выпустил мини интернет-сериал на тему цифровой безопасности



Система Orphus