JET: В каких банках самые низкие процентные ставки по автокредитам на вторичном рынке? Подробнее

Основные направления монетарной политики на 2018 год

28.12.2017

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2018 ГОД

ВВЕДЕНИЕ

I. АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ТЕКУЩЕГО ГОДА И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ИТОГАМ 2017 ГОДА

1.1. Экономические условия для проведения денежно-кредитной политики
1.2. Анализ внешнеэкономической деятельности
1.2.1. Экономическое положение в мире и в странах - основных торговых партнерах Узбекистана
1.2.2. Динамика мировых цен по основным экспортным и импортным товарам
1.2.3. Основные показатели внешнеэкономической деятельности
1.3. Инфляция
1.4. Анализ денежно-кредитной политики
1.4.1. Формирование и изменение предложения денег в экономике
1.4.2. Анализ применения инструментов денежно-кредитной политики
1.4.3 Анализ процентных ставок и межбанковского денежного рынка
1.4.4. Анализ валютного рынка

II. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА НА 2018 ГОД

2.1. Перспективы развития экономики в 2018 году
2.2. Цели и задачи денежно-кредитной политики в 2018 году
2.2.1. Прогнозные параметры денежно-кредитной политики на 2018 год
2.2.2. Меры по повышению эффективности денежно-кредитной политики в 2018 году
2.2.3. Возможные риски, влияющие на эффективность денежно-кредитной политики


ВВЕДЕНИЕ

2017 год стал переломным в социально-экономическом развитии страны. Произошедшие в течение года коренные изменения во всех отраслях экономики и в регулировании макроэкономических процессов обусловили, а также создали дополнительные возможности для проведения соответствующей новым условиям денежно-кредитной политики и реализации целенаправленных мер по ее качественному совершенствованию.

С учетом новых экономических реалий в целях предотвращения снижения внутренней покупательной способности национальной валюты, вследствие роста темпов инфляции, начиная с 2018 года, при осуществлении денежно-кредитной политики основное внимание будет уделяться обеспечению стабильности уровня цен в экономике. В связи с этим предусматривается внесение изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О Центральном банке Республики Узбекистан».

Конечной целью деятельности Центрального банка является замедление темпов роста уровня инфляции по индексу потребительских цен (ИПЦ) и сохранение их на стабильно низком уровне посредством осуществления соответствующих мер денежно-кредитной политики.

Дальнейшее снижение темпов роста цен и сохранение инфляции на стабильно низком уровне является одним из важнейших условий развития экономики в средне- и долгосрочной перспективе. В частности, низкий уровень инфляции и инфляционных ожиданий способствует росту объемов долгосрочных инвестиций в экономику и формированию необходимых для этого сбережений.

В 2018 году ожидается увеличение темпов роста экономики по сравнению с показателями 2017 года, в том числе за счет усиления инвестиционной активности в результате повышения прозрачности макроэкономической политики и улучшения предпринимательской среды и внешнеторговых условий.

В предстоящем году планируется также продолжить мероприятия по минимизации влияния монетарных факторов на инфляцию.

Как показывает мировая практика и предварительные расчеты, в периоды осуществления структурных реформ, связанных с либерализацией цен, валютной политики и внешнеэкономической деятельности для приспособления экономики к новым условиям требуется определенное время. В целом этот процесс сопровождается наличием относительно высокого уровня инфляционного давления.

В целях предотвращения инфляционных рисков меры по обеспечению стабильности уровня цен будут осуществляться во взаимодействии и при согласованности действий с Правительством и соответствующими министерствами на основе подходов, которые доказали свою эффективность в международной практике.

При этом основное внимание будет уделено своевременному и полному осуществлению мероприятий, предусмотренных на 2018 год в «Комплексе мер по дальнейшему совершенствованию денежно-кредитной политики в период 2017-2021 годы и поэтапному переходу к режиму инфляционного таргетирования», а также укреплению экономических и правовых основ обеспечения стабильности цен в средне- и долгосрочном периодах.


I. АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В 2017 ГОДУ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ИТОГАМ ГОДА

 1.1. Экономические условия для проведения денежно-кредитной политики

В 2017 году макроэкономическая ситуация в стране формировалась в условиях осуществления последовательных мероприятий по либерализации экономики и внутреннего валютного рынка, расширения программ комплексного и пропорционального развития регионов, а также наличия высокого инфляционного давления.

На протяжении последних трех лет наблюдалось укрепление реального эффективного курса национальной валюты вследствие девальвации обменных курсов национальных валют стран - основных торговых партнеров. В связи с этим в целях сохранения конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках, в первой половине 2017 года обменный курс национальной валюты был девальвирован более быстрыми темпами.

Одним из факторов стимулирования экономической активности в реальном секторе стало значительное увеличение объемов экспорта товаров и услуг в результате поэтапной либерализации внешнеэкономической деятельности и улучшения экономических условий в странах - основных торговых партнерах.

Ускоренная девальвация официального обменного курса в январе-августе 2017 года и дальнейшее усиление ожиданий, связанных с либерализацией внутреннего валютного рынка для населения и субъектов предпринимательства, оказали разнонаправленное влияние на инвестиционную активность в экономике.

Так, наблюдался рост кредитной активности коммерческих банков в результате расширения программ социально-экономического развития страны и ее регионов, а также широкого привлечения населения к предпринимательской деятельности. Это, в свою очередь, привело к значительному повышению предложения денег и совокупного спроса в экономике в январе-июне текущего года и, как следствие, ускорению темпов инфляции.

Меры по либерализации валютного рынка во второй половине года обусловили существенное изменение макроэкономических условий для проведения денежно-кредитной политики. В частности, либерализация валютного рынка способствовала ускорению процесса перетока денежных средств из внебанковского оборота в банковскую систему, а также укреплению экономических предпосылок для повышения эффективности денежно-кредитной политики.

1.2. Внешнеэкономические условия и деятельность

В текущем году восстановление темпов экономического роста в мире, в том числе в странах - основных торговых партнерах, формирование благоприятной конъюнктуры на внешних рынках, а также либерализация валютного рынка и внешнеэкономической деятельности, включая проводимую работу по развитию экономических связей с соседними странами, способствовало существенному увеличению внешнеторгового оборота страны.

1.2.1.Экономическое положение в мире и в странах - основных торговых партнерах Узбекистана

Согласно пересмотренным прогнозам Международного валютного фонда, рост мировой экономики в 2017 году повысится на 0,4 процентных пункта против 2016 года (3,2 процента) и составит 3,6 процента. В частности, в группе развивающихся стран ожидается повышение темпов роста с 4,3 процента в 2016 году до 4,6 процента до конца текущего года и в развитых странах - с 1,7 процента до 2,2 процента соответственно.

Текущие и прогнозируемые темпы роста мировой экономики обусловлены следующими основными факторами:

- повышение экономической активности по сравнению с предыдущим годом в таких крупных развивающихся странах, как Китай, Бразилия и Россия, и развитых странах, как США, Япония, Германия, Италия, Канада и Франция;

- повышение производительности труда в экономике и положительные результаты вложенных в предыдущие годы инвестиций в мировой экономике в развитие науки, техники и технологий в целях предотвращения отрицательных последствий мировых финансовых кризисов и снижения цен на сырьевые товары;

- стабильный рост совокупного спроса в крупных развитых и развивающихся странах, расширение производства в результате дальнейшего оживления глобальной инвестиционной активности, а также дальнейшее повышение международных торговых показателей;

 

- развитие экономических связей в рамках проекта «Один пояс – один путь», который соединяет Европейский и Азиатский континенты.

Ожидаются также положительные изменения в странах - основных торговых партнерах Узбекистана. В частности, после снижения на 0,2 процента в 2016 году, в России по итогам текущего года темпы экономического роста прогнозируются на уровне 1,8 процента. В Казахстане ожидается оживление по сравнению с предыдущим годом (рост на 1,1 процента) и по итогам 2017 года прогнозируется повышение темпов экономического роста до 3,3 процента.

Ожидается восстановление экономического роста в Китае и Турции, где темпы роста по итогам 2017 года составят соответственно 6,8 и 5,1 процента.

1.2.2. Динамика мировых цен по основным экспортным и импортным товарам

Стабильные темпы роста мировой экономики и внешнего спроса в странах - основных торговых партнерах в текущем году обусловили положительную динамику мировых цен для Узбекистана.

Тенденция снижения с 2014 года цен на сырьевые товары на мировом рынке замедлилась в 2017 году, и началось восстановление цен. В текущем году на мировых сырьевых товарных биржах цены на топливо оставались почти неизмененными, а на драгоценные и цветные металлы повысились.


В частности, в отчетном периоде цены на медь и золото, которые считаются основными экспортируемыми товарами Узбекистана, по сравнению с началом года повысились соответственно на 16 и 11 процентов.

Цены на хлопок повысились в январе-мае, а во втором полугодии произошло их снижение, в результате чего цены остались почти неизменными по сравнению с началом года. Цены на продовольственные товары, металлы и натуральный газ оставались неизменно на высоком уровне.

Такие факторы, как рост объема операций на мировом рынке финансовых ресурсов, обесценение курса доллара США и геополитические риски, а также повышение спроса на ювелирные изделия в Индии и Китае в первом полугодии текущего года, способствовали повышению спроса на золото, в результате чего в начале сентября текущего года цены на золото повысились до 1350 долл. США за унцию. С другой стороны, под влиянием повышения процентных ставок Федеральной Резервной Системы США в октябре стоимость доллара стала восстанавливаться и цена на золото снизилась до 1280 долл. за унцию.


В отчетном периоде динамика цен на нефть демонстрировала два противоположных тренда.

В частности, в первом полугодии 2017 года цены на нефть марки «Брент» снизились на 15,7 процента. Увеличение объемов производства нефти в странах, не входящих в ОПЕК – Канаде, США, Европе и Латинской Америке – способствовало повышению предложения этого товара на рынке топлива и, соответственно, снижению цен на него.

В третьем квартале текущего года принятие решения о продлении соглашения «ОПЕК плюс» до марта 2018 года, а также снижение производства нефти в Венесуэле и России, способствовали повышению цен на этот продукт на 20,1 процента, и по итогам 9 месяцев цены на нефть по сравнению с началом года повысились на 1,3 процента.

В январе-сентябре текущего года наблюдалось заметное снижение цен на отдельные виды основных импортируемых в Узбекистан товаров: мировые цены на сахар по сравнению с началом года снизились на 22,2 процента, а на растительное масло - на 6,1 процента.


1.2.3.  Основные показатели внешнеэкономической деятельности

За 9 месяцев 2017 года внешнеторговый оборот Узбекистана по сравнению с предыдущим годом повысился на 16,7 процента и составил около 20 млрд. долл. США. При этом, объем экспорта товаров и услуг повысился на 25,6 процента и составил 10,4 млрд. долл. США, а объем импорта вырос на 8,4 процента и составил 9,6 млрд. долл. США.

Высокие темпы роста экспорта обеспечивались со стороны экспорта продовольственных товаров (темп роста 23,5 процента и доля в общем объеме экспорта 5,7 процента), энергоносителей и нефтепродуктов (11,3 и 13,4 процента), черных и цветных металлов (24,8 и 6,2 процента), машин и оборудования (60,5 и 2,4 процента), услуг (10,8 и 24,9 процента). Вместе с тем, экспорт хлопка снизился на 18,6 процента (доля 2,7 процента), химической продукции - на 2,2 процента (доля 6,3 процента).

Рост импорта обуславливался увеличением импорта химической продукции (темп роста 5,6 процента и доля в общем объеме импорта 17,1 процента), энергоносителей и нефтепродуктов (13,5 и 5,2 процента), машин и оборудования (1,8 и 38,7 процента), услуг (22,5 и 7,3 процента). В то же время, импорт продовольственных товаров снизился на 8,2 процента (доля в объеме импорта 10,2 процента).


За данный период в общем объеме экспорта 15,7 процента приходилось на Российскую Федерацию, 14,3 процента - Китай, 8,0 процентов - Казахстан, 6,0 процентов - Турцию и 4,1 процента -Афганистан.

Доля Российской Федерации в общем объеме импорта составила 20,3 процента, Китая - 20,9 процента, Республики Корея - 9,2 процента, Казахстана - 7,5 процента, Турции - 4,8 процента, Германии - 4,7 процента и Украины - 1,3 процента.


По итогам 2017 года ожидается сохранение динамики роста объемов экспорта и положительного сальдо внешнеторгового оборота.

1.3. Инфляция

Согласно данным Государственного комитета по статистике Республики Узбекистан, в январе-сентябре 2017 года уровень инфляции, рассчитанный по индексу потребительских цен, составил 9,3 процента.

Основными причинами инфляционного давления, наблюдаемого в первом полугодии текущего года, стало увеличение высокими темпами объемов кредитования экономики и денежной массы, а также девальвация валютного курса.

В отчетном периоде, наряду с монетарными факторами, на уровень инфляции существенное влияние оказали традиционные сезонные факторы и факторы предложения.

В структуре инфляции по группам товаров цены на продовольственные и непродовольственные товары выросли больше, чем цены на услуги. В частности, цены на продовольственные товары выросли на 9,4 процента (в 2016 году снизились на 2,5 процента), и их влияние на уровень инфляции составило 4,1 процента.

В составе этой товарной группы наблюдалось существенное повышение цен на говядину, баранину и птицу, а также на некоторые виды фруктов и овощей под влиянием факторов сезонного характера.

Наряду с этим, повышение быстрыми темпами цен на отдельные продовольственные товары связано с сокращением производства этих товаров по разным причинам (снижение объема урожая в 2016/2017 гг., болезни и вредители сельхозкультур, нестабильность предложения этих товаров на внутреннем рынке в зимне-весенний период).

В результате увеличения объемов экспорта отдельных продовольственных товаров на внутреннем рынке наблюдалось снижение предложения этих товаров. В частности, в январе-августе экспорт моркови повысился в 3 раза, яблок – в 2,3 раза, помидоров – в 1,4 раза. Кроме того, отмена ограничений на экспорт яиц способствовала повышению цен на этот продукт на внутреннем рынке на 10 процентов.


Цены в группе непродовольственных товаров повысились на 10,3 процента (в 2016 году повышение на 7,2 процента), а их влияние на уровень инфляции составило 3,7 процента. Так, одежда подорожала на 10,9 процента, обувь – на 10,2 процента, строительные материалы – на 10,7 процента, основные бытовые товары – на 11,5 процента, моющие и чистящие средства – на 11,2 процента, культтовары - на 9,5 процента, средства связи - на 10,7 процента. Повышение цен на эти товары, в основном, было вызвано ростом импортных цен вследствие ускоренных темпов девальвации валютного курса.

Тарифы на услуги, в целом, выросли на 7,2 процента (за январь-октябрь 2016 года повышение на 9,6 процента), и их влияние на общий уровень цен составило 1,5 процента. Цены на жилищно-коммунальные услуги повысились на 6,8 процента, пассажирский транспорт – на 6,9 процента, железнодорожный транспорт – на 17,7 процента, воздушный транспорт – на 48,2 процента, услуги связи - на 23,8 процента, услуги детских дошкольных учреждений - на 8,3 процента.

Принимая во внимание сложившуюся динамику цен в текущем году, инфляция по итогам года прогнозируется на уровне 12-14 процентов.

1.4 Анализ денежно-кредитной политики

1.4.1. Формирование и изменение предложения денег в экономике

Активное расширение в первой половине текущего года программ комплексного и пропорционального социально-экономического развития регионов страны, а также увеличение объемов кредитования экономики, в том числе предпринимательской деятельности, привели к ускорению темпов роста денежной массы.

В первой половине 2017 года остаток совокупного кредитного портфеля коммерческих банков вырос на 32 процента, а объем денежной массы - на 15 процентов.

Наблюдалось увеличение доли наличных денег в структуре денежной массы. Рост объемов наличных денег в обращении обуславливался в основном увеличением спроса на наличные деньги в связи с обеспечением своевременных выплат социальных и первоочередных платежей, а также непропорциональным ростом поступлений наличных денег в кассы банков вследствие имеющихся на тот момент проблем на внутреннем валютном рынке.

Ускоренный рост объемов кредитования и наличных денег в обращении привел к снижению ликвидности во многих банках и в целом по банковской системе за этот период в 2,5 раза.

В сложившейся ситуации, в целях обуздания инфляционных процессов и ограничения темпов роста денежной массы, а также оптимизации объемов кредитования экономики, с 28 июня текущего года ставка рефинансирования Центрального банка была повышена с 9 до 14 процентов.

В то же время, для своевременного предотвращения отрицательного влияния ускоренного роста кредитного портфеля на финансовое положение коммерческих банков были усилены меры банковского надзора.

Ужесточение денежно-кредитной политики позволило снизить с июля текущего года темпы роста объемов кредитования и денежной массы, а также ограничить возникшее инфляционное давление.

Снижение с июля 2017 года темпов роста кредитов и денежной массы свидетельствует о сдерживающем характере монетарных факторов во второй половине года. 


Среднемесячные темпы роста остатка кредитов и денежной массы в национальной валюте снизились с 4,7 и 2,3 процента в первой половине текущего года до 0,1 и 0,2 процента соответственно в июле-октябре. В этот же период наблюдалось увеличение объемов кредитования в иностранной валюте.

Исполнение государственного бюджета с профицитом, а также увеличение остатков денежных средств на счетах бюджета и внебюджетных фондов за 10 месяцев 2017 года явилось фактором сдерживания роста денежной массы. За январь-октябрь текущего года значительно вырос остаток денежных средств на счетах правительства. Данное увеличение объясняется, в основном, ростом экспортной выручки в пересчете на национальную валюту и поступлений от производства драгоценных металлов в результате перехода на рыночные механизмы формирования курса национальной валюты.

В целом ожидается сохранение антиинфляционной динамики денежной массы до конца текущего года, в результате чего темпы роста денежной массы в национальной валюте по итогам года будут в пределах 17-20 процентов.

1.4.2. Анализ применения инструментов денежно-кредитной политики

Активизация операций Центрального банка по предоставлению коммерческим банкам краткосрочных кредитов под залог иностранной валюты и проведение своп-операций расширили возможности для эффективного использования денежно-кредитных инструментов в регулировании ликвидности банковской системы.

Центральным банком были выданы коммерческим банкам кредиты в размере 1,4 трлн. сумов, в том числе в июле - 689 млрд. сумов, в августе - 466 млрд. сумов и в сентябре - 262 млрд. сумов. С учетом погашенных кредитов в августе (131,7 млрд. сумов), в сентябре (848,9 млрд. сумов) и в октябре (313,2 млрд. сумов) остаток непогашенных коммерческими банками кредитов по состоянию на 1 ноября т.г. составил 84,4 млрд. сумов.

В сентябре и октябре т.г. погашение кредитов Центрального банка объясняется удовлетворением спроса банков на ликвидность посредством продажи коммерческими банками на валютной бирже валютных средств, ранее использованных в качестве залога в условиях перехода на рыночные механизмы формирования валютного курса.

Кредитами Центрального банка за прошедший период воспользовались 11 коммерческих банков. При этом 62 процента данных операций приходилось на долю системно значимых банков, в том числе Халкбанка, Асакабанка, Агробанка, Кишлок курилиш банка.

В целом, предоставление Центральным банком кредитов рефинансирования способствовало повышению эффективности процентного канала трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. Это создало условия для оказания эффективного воздействия, в первую очередь, на изменение процентных ставок на межбанковском денежном рынке, кредитов и депозитов коммерческих банков, динамики денежных агрегатов, и, как следствие, позволило поэтапно снизить влияние монетарных факторов на уровень инфляции в экономике.

Активизация указанных операций позволила также своевременно удовлетворять спрос на краткосрочную ликвидность со стороны банковской системы и поддерживать стабильную работу платежной системы. 


Исходя из сложившейся ситуации в экономике и денежно-кредитной сфере, при регулировании ликвидности коммерческих банков был гибко использован инструмент обязательных резервов.

По состоянию на 1 ноября 2017 года остаток средств на счетах обязательных резервов коммерческих банков в Центральном банке увеличился с начала года на 32 процента (с 3,9 трлн. сумов до 5,2 трлн. сумов). Этот рост объясняется реальным ростом депозитной базы коммерческих банков и увеличением сумового эквивалента депозитов в иностранной валюте.

Удельный вес средств в национальной валюте в структуре обязательных резервов снизился с 60 процентов в начале года до 8 процентов по состоянию на 1 ноября текущего года. Это, в свою очередь, отражает сохранение на высоком уровне спроса со стороны коммерческих банков на ликвидность в национальной валюте и показывает, что данный инструмент служил одним из основных источников покрытия дефицита ликвидности в сумах.

1.4.3. Анализ процентных ставок и межбанковского денежного рынка

Снижение объема ликвидности в коммерческих банках, в свою очередь, привело к увеличению объемов операций по привлечению денежных средств на межбанковском денежном рынке. В частности, объем операций на межбанковском денежном рынке в январе-сентябре текущего года увеличился в 1,9 раза по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и составил 7,1 трлн. сумов. При этом, только в мае он увеличился по сравнению с соответствующим месяцем прошлого года в 4,5 раза и составил 1,2 трлн. сумов.

Вследствие повышения ставки рефинансирования средняя процентная ставка на межбанковском денежном рынке повысилась с 7,9-9,2 процента в январе-июне до 12 процентов в июле и 12,2 процента в августе. Вместе с тем, за счет улучшения состояния ликвидности в коммерческих банках средневзвешенная процентная ставка снизилась до 12,1 процента в сентябре и 11,75 процента в октябре. В течение октября коридор процентных ставок по операциям на межбанковском денежном рынке составил 11-14,5 процента.

В свою очередь, наблюдалось повышение процентных ставок коммерческих банков. Так, средневзвешенная процентная ставка по кредитам, выделенным в 2017 году (без учета льготных кредитов), повысилась с 14,1 процента в первом полугодии до 16,8 процента в октябре текущего года.


Также наблюдалось повышение процентных ставок по депозитам. Если в январе-июне 2017 года средневзвешенная процентная ставка по срочным депозитам юридических и физических лиц составила 11,9 процента, то данный показатель в июле-октябре составил соответственно 12,9, 13,5, 15,2 и 14,2 процента. При этом увеличение происходило, в основном, за счет процентных ставок по срочным депозитам юридических лиц. В частности, процентные ставки по данным депозитам повысились с 6,4 процента в июле до 9,8 процента в августе, 11,4 процента в сентябре, но снизились до 10,9 процента в октябре. Данная динамика также происходит вследствие взаимосвязи между изменением объемов ликвидности банковской системы и процентных ставок.

Увеличение процентных ставок по кредитам и депозитам произошло, в основном, за счет увеличения процентных ставок по краткосрочным ресурсам.

На изменение процентных ставок также оказали воздействие такие факторы, как снижение объемов ликвидности в банках и сокращение объемов операций между коммерческими банками на межбанковском денежном рынке.

1.4.4. Анализ валютного рынка

Внедрение рыночных механизмов формирования валютного курса и либерализация деятельности внутреннего валютного рынка с сентября текущего года создали прочную основу для осуществления кардинальных положительных изменений не только в денежно-кредитной сфере, но и в экономике в целом.

Проведение данных реформ способствует разрешению накопившихся проблем в сфере денежного обращения, привлечению в банковскую систему денежных средств из внебанковского оборота, а главное – повышению эффективности денежно-кредитной политики.

В свою очередь, формирование валютного курса на основе рыночных механизмов, т.е. текущего соотношения спроса на иностранную валюту и её предложения, служит построению эффективного механизма распределения валютных ресурсов в экономике.

В течение сентября-ноября 2017 года коммерческими банками были куплены у населения валютные средства в размере около 730 млн. долл. США. Учитывая, что данные валютные средства ранее находились в обороте неформального рынка, можно считать, что они служат дополнительным источником предложения на валютной бирже.

В целом, в сентябре-ноябре 2017 года средний объем операций на валютной бирже увеличился почти в 1,5 раза, а объем продажи валютной выручки со стороны экспортеров вырос более чем 2 раза по сравнению со средним показателем первого полугодия т.г.

Учитывая, что основная часть внешнеторговых операций осуществляется в долларах США, при определении обменного курса сума по отношению к другим валютам как операционная цель использовался курс сума по отношению к доллару США.

В данном периоде изменения курса сума по отношению к доллару США отражали динамику общего спроса и предложения на валютном рынке.

В частности, в результате превышения объема предложения над объемами спроса на внутреннем валютном рынке, обменный курс на валютной бирже в сентябре-ноябре повысился с 8110 сум/долл. до 8054 сум/долл.

В октябре и ноябре текущего года динамика спроса и предложения имела изменчивый характер. В ноябре т.г. вследствие относительно большего объема спроса на иностранную валюту наблюдалось снижение обменного курса сума до 8099 сум/долл.

Относительно небольшие колебания в динамике обменного курса сума (в районе 1 процента) в течение последних трех месяцев оказывают положительное влияние на формирование стабильных ожиданий по обменному курсу в экономике и повышение объемов вкладов и инвестиций в национальной валюте.

Более высокая доходность вкладов в национальной валюте по сравнению с вкладами в иностранной валюте отражается в стабильном повышении объемов срочных депозитов населения в национальной валюте. В частности, только в сентябре-ноябре т.г. наблюдалось увеличение объемов данных депозитов на 13 процентов.


2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА НА 2018 ГОД

В 2018 году денежно-кредитная политика будет направлена на обеспечение полноценного выполнения утвержденных на предстоящий год планов в соответствии с «Комплексом мер по дальнейшему совершенствованию денежно-кредитной политики в период 2017-2021 годы и поэтапному переходу к режиму инфляционного таргетирования», предупреждение резкого увеличения инфляционного давления и рисков в период экономических реформ и укрепление экономической и правовой базы для эффективного обеспечения стабильности цен в экономике. 

2.1. Перспективы развития экономики в 2018 году

Либерализация валютного рынка и сферы внешнеторговой деятельности, меры по улучшению инвестиционного климата и бизнес- среды, а также продолжение мероприятий в данных направлениях являются основными факторами, которые будут определять развитие экономики республики в 2018 году.

 Прогнозируемое в 2018 году дальнейшее оживление темпов экономического роста в мире и основных торговых партнерах нашей страны также создадут благоприятные условия для экономического роста в республике.

Международными экспертами также положительно оцениваются перспективы развития в 2018 году стран - основных торговых партнеров нашей страны.

В частности, прогнозируемый рост экономики России и Турции приведет к повышению внутреннего и внешнего спроса в этих странах. Основным фактором экономического роста в Казахстане будет введение в эксплуатацию новых месторождений нефти и повышение объемов добываемого сырья.

Предполагается, что темпы роста экономики Китая в 2018 году немного замедлятся и составят 6,5%.

Наряду с этими положительными прогнозами, в мировой экономике сохраняется ряд неопределенностей, в том числе риски политических изменений в США и Великобритании, а также другие геополитические и финансовые риски.

В целом, по предварительным прогнозам, в 2018 году в нашей стране темпы экономического роста составят 5,5-6,0 процентов, ожидается исполнение Государственного бюджета с профицитом и положительное сальдо платежного баланса страны, в том числе по счету текущих операций.

Положительное сальдо платежного баланса и счета текущих операций, в свою очередь, послужит укрепляющим фактором стабильности обменного курса сума.

В предстоящем 2018 году также прогнозируются сохранение определенного инфляционного давления в экономике и рисков роста цен, в основном, из-за немонетарных факторов:

а) корректировка внутренних цен к внешним ценам в условиях либерализации экономической деятельности;

б) рост цен на энергоресурсы, в особенности, на бензин, дизельное топливо и электроэнергию в результате повышения себестоимости производства в рыночных условиях, в том числе из-за увеличения затрат на импорт необходимого сырья;

в) повышение зарплаты, пенсий и других социальных выплат.

Расширение программ социально-экономического развития, а также ускорение строительных работ может привести к сравнительно быстрому увеличению темпов совокупного, в том числе инвестиционного спроса, что будет оказывать повышающее давление на инфляцию.

В 2018 году также ожидается усиление инфляционных рисков в экономике из-за воздействия внешних факторов. В частности, увеличение объема экспорта продукции за счет роста внешнего спроса со стороны основных торговых партнеров и укрепления конкурентоспособности местных производителей в результате экономической и валютной либерализации, увеличение международных денежных переводов, а также положительные ожидания относительно притока капитала в страну из внешних источников могут привести к усилению давления на стабильность цен на внутреннем рынке.

Необходимо подчеркнуть, что переход в 2018 году к расчету уровня инфляции на основе метода фиксированных весов, широко используемого в международной практике, также приведет к изменению показателей инфляции по сравнению с предыдущими годами.

Таким образом, текущая ситуация и прогнозы показывают, что темпы инфляции в 2018 году, как и в текущем году, будут высокими, составив в годовом исчислении 11,5-13,5 процента.

Исходя из этого, Центральный банк будет принимать все необходимые меры по снижению темпов инфляции до однозначных показателей в возможно короткие сроки.

Принимая во внимание имеющиеся инфляционные ожидания и риски, Центральный банк намерен сохранить установленную ставку рефинансирования в течение 2018 года.

2.2. Цели и задачи денежно-кредитной политики на 2018 год

Денежно-кредитная политика в 2018 году будет проводиться в условиях сравнительно высоких инфляционных ожиданий.

Исходя из этого, в предстоящем году в проведении денежно-кредитной политики основное внимание будет уделено созданию необходимых условий для обеспечения стабильности цен посредством минимизации влияния монетарных факторов на уровень инфляции.

Принимая во внимание взаимосвязь уровня инфляции с денежной массой и обменным курсом на данном этапе развития экономики страны и банковско-финансовой системы, в качестве промежуточной цели денежно-кредитной политики будет использовано изменение денежной массы.

Для уменьшения инфляционного давления в экономике будут активно и гибко использованы денежно-кредитные инструменты, оказывающие воздействие на объем ликвидности и денежной массы в банковской сфере.

Проведение жесткой денежно-кредитной политики также позволит обеспечить положительные реальные процентные ставки в экономике и уменьшить влияние внутренних факторов резких колебаний обменного курса.

Одновременно будут осуществляться меры по повышению эффективности денежно-кредитной политики и совершенствованию её инструментов.

2.2.1. Прогнозные параметры денежно-кредитной политики на 2018 год

Учитывая прогноз инфляции и спроса на деньги в рамках предусмотренных темпов экономического роста в 2018 году, прогнозируется увеличение денежной массы в следующем году в размере 12-15 процентов. Вместе с тем, ожидается соответствующее увеличение объемов остатка кредитования экономики.

Прогнозируемое исполнение государственного бюджета с профицитом позволит предотвратить резкое увеличение денежной массы.

Сохранение положительного сальдо текущих счетов платежного баланса страны (в размере 2,5-3 процентов к ВВП), а также увеличение объемов иностранных инвестиций и международных кредитных линий могут привести к более быстрому росту денежной массы.

Исходя из вышеизложенного, Центральным банком будет регулярно проводиться структурный и пофакторный анализ изменений денежной массы. При этом отдельное внимание будет уделено изучению каждого фактора, который приводит к увеличению денежной массы.

2.2.2. Меры по повышению эффективности денежно-кредитной политики в 2018 году

Мероприятия по повышению эффективности денежно-кредитной политики и её инструментов для эффективного обуздания инфляции будут охватывать меры, направленные на укрепление необходимых экономических и юридических основ для обеспечения поэтапного перехода к режиму инфляционного таргетирования в среднесрочной перспективе.

Разработка в первом квартале 2018 года «Среднесрочной концепции развития и осуществления денежно-кредитной политики» будет служить «Дорожной картой», которая позволит обеспечить переход в режим инфляционного таргетирования в 2018-2021 годах.

Концепция будет отражать практические подходы Центрального банка по повышению эффективности трансмиссионного механизма и созданию необходимых условий для совершенствования денежно-кредитных инструментов с учетом изменений внутренних макроэкономических факторов и внешних условий.

В частности, в 2018 году меры по повышению эффективности использования денежно-кредитных инструментов будут направлены на совершенствование обязательных резервных требований в соответствии с новой экономической реальностью и требованиями: расширение деятельности межбанковского денежного рынка, повышение роли и влияния монетарных операций, а также повышение согласованности денежно-кредитной и фискальной политики.

Эффективное применение пруденциальных мер банковского надзора, направленного на обеспечение финансовой устойчивости и стабильности банковской системы, является одним из необходимых условий повышения влияния денежно-кредитной политики.

Совершенствование банковского надзора в соответствии с международной практикой и стандартами, наряду с улучшением конкурентной среды в банковской системе, продолжением работ по широкому применению рыночных механизмов в кредитной политике банков, укрепит доверие к банковской системе и обеспечит эффективность денежно-кредитной политики.

Совершенствование процентных инструментов денежно-кредитной политики

Центральный банк продолжит активное использование рыночных инструментов денежно-кредитной политики при управлении ликвидностью коммерческих банков.

Будет активизирована работа по внедрению новых, а также совершенствованию действующих инструментов по предоставлению ликвидности коммерческим банкам с учетом международной практики и особенностей банковской системы республики.

В целях снижения инфляционного давления вследствие возможного возникновения излишней ликвидности в банковской системе, намечается совершенствование и расширение операций по привлечению свободных денежных средств коммерческих банков в депозиты Центрального банка.

Осуществление указанных мер создаст основу для повышения эффективности процентных инструментов Центрального банка и формирования «процентного коридора» по денежно-кредитным операциям.

Операции на открытом рынке

В целях активизации операций на открытом рынке в 2018 году Центральный банк будет тесно сотрудничать с Министерством финансов по вопросу выпуска в обращение государственных ценных бумаг.

В 2018 году будет продолжена работа по разработке и введению в действие ряда нормативно-правовых актов по дальнейшему совершенствованию операций Центрального банка. В частности, планируется совершенствование правовых основ по своп и другим операциям.

Совершенствование деятельности денежного рынка

В 2018 году предусмотрено введение в действие единой электронной платформы для межбанковского рынка финансовых ресурсов по предоставлению краткосрочной ликвидности.

Осуществление данной меры позволит собрать информацию о свободных средствах коммерческих банков в единую платформу и создать возможность для участников рынка наблюдать за динамикой процентных ставок и, тем самым, обеспечить формирование процентных ставок на основе рыночных механизмов.

В тоже время, единая электронная платформа расширит возможности Центрального банка по оперативному оказанию воздействия на краткосрочные процентные ставки через рыночные операции и усилит влияние процентного канала трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики.

Требования по обязательному резервированию

В целях дальнейшего укрепления потенциала по эффективному управлению ликвидностью банковской системы в 2018 году намечается совершенствование норм и требований по обязательному резервированию.

В связи с этим в предстоящем году планируется пересмотреть порядок формирования коммерческими банками обязательных резервов в Центральном банке с учетом международной практики.

Валютная политика

При проведении валютной политики основное внимание будет направлено на формирование валютного курса на основе рыночных механизмов с минимальным участием Центрального банка на валютной бирже. При этом, в целях соблюдения принципа «нейтральности золотовалютных резервов» интервенции Центрального банка на валютной бирже будут направлены на «стерилизацию» дополнительно возникающей в экономике ликвидности и денежной массы в результате проведения операций по покупке монетарного золота.

Данный подход к курсовой политике соответствует требованиям режима плавающего обменного курса и создает необходимые условия для выполнения обменным курсом функции «внутреннего автоматического стабилизатора» в экономике.

Повышение прозрачности и совершенствование коммуникационной системы

В новых реалиях результативность денежно-кредитной политики во многом обуславливается эффективностью коммуникационного канала в повышении прозрачности принимаемых мер в денежно-кредитной сфере и предотвращении необоснованных инфляционных ожиданий.

Исходя из этого, в целях повышения прозрачности своей деятельности, в 2018 году Центральным банком будет уделяться особое внимание разъяснению населению и бизнес-сообществу причин и сути принимаемых решений в электронных и печатных СМИ, а также через публикации аналитических материалов по вопросам инфляции и прилагаемых усилий для предотвращения инфляционных рисков.

Укрепление потенциала в аналитике и прогнозировании

Переход в среднесрочной перспективе на инфляционное таргетирование обуславливает укрепление и последовательное совершенствование с 2018 года аналитического и прогнозного потенциала Центрального банка.

В частности, в следующем году будет усилена работа по анализу факторов инфляции и ликвидности в банковском секторе, внедрению в практику современной методики статистики платежного баланса, совершенствованию инструментов прогнозирования и моделирования основных макроэкономических и денежно-кредитных показателей.

Вместе с тем, в целях обеспечения широкого изучения инфляционных рисков, разработки и реализации денежно-кредитной политики со следующего года будет проводиться целенаправленная работа по оценке и анализу инфляционных ожиданий в экономике.

В данном направлении, для глубокого изучения процесса формирования цен в экономике, в том числе раннего выявления инфляционных рисков за счет немонетарных факторов и снижения их влияния на стабильность цен, предусматривается совершенствование практики взаимодействия с Правительством.

Сотрудничество с международными финансовыми институтами

В целях выведения денежно-кредитной политики на качественно новый уровень Центральный банк продолжит сотрудничество с международными финансовыми институтами и центральными банками зарубежных стран.

С целью совершенствования денежно-кредитной политики и усиления роли монетарных инструментов, повышения эффективности анализа и прогнозов ликвидности в банковской системе, а также операций на денежном рынке, в 2018 году предусматривается привлечение специальной технической миссии Международного валютного фонда, а также расширение практики изучения передового опыта центральных банков зарубежных стран и обмен опытом.

2.2.3. Возможные риски, влияющие на эффективность денежно-кредитной политики

Превышение расходов Государственного бюджета над ранее предусмотренными объемами, в том числе при появлении необходимости по дополнительному увеличению расходов в рамках программ социальной поддержки населения и развития республики и ее территорий, может привести к большему изменению объемов ликвидности в банковской системе и денежной массы в экономике.

Определенное усиление инфляционного давления может возникнуть также вследствие обесценения обменного курса в результате превышения спроса на импорт над его ожидаемым уровнем в условиях расширения объемов строительных работ и развития инфраструктуры, а также прилагаемых усилий по достижению определенных показателей экономического роста.

Наряду с этим, даже при возникновении вышеуказанной ситуации прогнозируемое положительное сальдо по международным текущим операциям указывает на отсутствие фундаментальных факторов и причин для существенной девальвации обменного курса сума.

Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура может привести к более быстрым темпам увеличения чистых внешних активов банковской системы и дополнительному росту денежной массы.

Рост денежной массы также может наблюдаться в результате продолжения процесса перетока денежных средств из внебанковского оборота в банковскую систему.

Как отмечено выше, внешнеэкономическая либерализация, повышение заработной платы и цен на энергоресурсы также являются факторами, которые обуславливают сохранение инфляционного давления и снижение эффективности денежно-кредитной политики.

В целом, в результате совершенствования аналитической базы Центрального банка и денежно-кредитных инструментов, а также формирования для этого необходимых условий и предпосылок, расширятся возможности изучения всех процессов в экономике во взаимной увязке, в том числе – ценообразование и прогнозирование экономической ситуации в будущем - с целью принятия на этой основе эффективных мер.

Обеспечение взаимной согласованности при реализации мер, определяемых в рамках денежно-кредитной политики, создаст необходимые условия для минимизации влияния вышеуказанных рисков на показатели экономического роста и монетарные показатели в 2018 году, а также будет служить укреплению макроэкономической стабильности в стране.

Источник: cbu.uz
Похожие новости
Больше $3000 за унцию! Цены на золото снова бьют рекорды

30.04.2025

Больше $3000 за унцию! Цены на золото снова бьют рекорды

Экосистема Uzum зарегистрировала первый выпуск облигаций на сумму в 300 млрд сумов

27.03.2025

Экосистема Uzum зарегистрировала первый выпуск облигаций на сумму в 300 млрд сумов

Начните карьеру iOS-разработчика в одной из ведущих финтех-компаний Узбекистана!

20.02.2025

Начните карьеру iOS-разработчика в одной из ведущих финтех-компаний Узбекистана!



Система Orphus