Цены в группе непродовольственных товаров повысились на 10,3 процента (в 2016 году повышение на 7,2 процента), а их влияние на уровень инфляции составило 3,7 процента. Так, одежда подорожала на 10,9 процента, обувь – на 10,2 процента, строительные материалы – на 10,7 процента, основные бытовые товары – на 11,5 процента, моющие и чистящие средства – на 11,2 процента, культтовары - на 9,5 процента, средства связи - на 10,7 процента. Повышение цен на эти товары, в основном, было вызвано ростом импортных цен вследствие ускоренных темпов девальвации валютного курса.
Тарифы на услуги, в целом, выросли на 7,2 процента (за январь-октябрь 2016 года повышение на 9,6 процента), и их влияние на общий уровень цен составило 1,5 процента. Цены на жилищно-коммунальные услуги повысились на 6,8 процента, пассажирский транспорт – на 6,9 процента, железнодорожный транспорт – на 17,7 процента, воздушный транспорт – на 48,2 процента, услуги связи - на 23,8 процента, услуги детских дошкольных учреждений - на 8,3 процента.
Принимая во внимание сложившуюся динамику цен в текущем году, инфляция по итогам года прогнозируется на уровне 12-14 процентов.
1.4 Анализ денежно-кредитной политики
1.4.1. Формирование и изменение предложения денег в экономике
Активное расширение в первой половине текущего года программ комплексного и пропорционального социально-экономического развития регионов страны, а также увеличение объемов кредитования экономики, в том числе предпринимательской деятельности, привели к ускорению темпов роста денежной массы.
В первой половине 2017 года остаток совокупного кредитного портфеля коммерческих банков вырос на 32 процента, а объем денежной массы - на 15 процентов.
Наблюдалось увеличение доли наличных денег в структуре денежной массы. Рост объемов наличных денег в обращении обуславливался в основном увеличением спроса на наличные деньги в связи с обеспечением своевременных выплат социальных и первоочередных платежей, а также непропорциональным ростом поступлений наличных денег в кассы банков вследствие имеющихся на тот момент проблем на внутреннем валютном рынке.
Ускоренный рост объемов кредитования и наличных денег в обращении привел к снижению ликвидности во многих банках и в целом по банковской системе за этот период в 2,5 раза.
В сложившейся ситуации, в целях обуздания инфляционных процессов и ограничения темпов роста денежной массы, а также оптимизации объемов кредитования экономики, с 28 июня текущего года ставка рефинансирования Центрального банка была повышена с 9 до 14 процентов.
В то же время, для своевременного предотвращения отрицательного влияния ускоренного роста кредитного портфеля на финансовое положение коммерческих банков были усилены меры банковского надзора.
Ужесточение денежно-кредитной политики позволило снизить с июля текущего года темпы роста объемов кредитования и денежной массы, а также ограничить возникшее инфляционное давление.
Снижение с июля 2017 года темпов роста кредитов и денежной массы свидетельствует о сдерживающем характере монетарных факторов во второй половине года.
Среднемесячные темпы роста остатка кредитов и денежной массы в национальной валюте снизились с 4,7 и 2,3 процента в первой половине текущего года до 0,1 и 0,2 процента соответственно в июле-октябре. В этот же период наблюдалось увеличение объемов кредитования в иностранной валюте.
Исполнение государственного бюджета с профицитом, а также увеличение остатков денежных средств на счетах бюджета и внебюджетных фондов за 10 месяцев 2017 года явилось фактором сдерживания роста денежной массы. За январь-октябрь текущего года значительно вырос остаток денежных средств на счетах правительства. Данное увеличение объясняется, в основном, ростом экспортной выручки в пересчете на национальную валюту и поступлений от производства драгоценных металлов в результате перехода на рыночные механизмы формирования курса национальной валюты.
В целом ожидается сохранение антиинфляционной динамики денежной массы до конца текущего года, в результате чего темпы роста денежной массы в национальной валюте по итогам года будут в пределах 17-20 процентов.
1.4.2. Анализ применения инструментов денежно-кредитной политики
Активизация операций Центрального банка по предоставлению коммерческим банкам краткосрочных кредитов под залог иностранной валюты и проведение своп-операций расширили возможности для эффективного использования денежно-кредитных инструментов в регулировании ликвидности банковской системы.
Центральным банком были выданы коммерческим банкам кредиты в размере 1,4 трлн. сумов, в том числе в июле - 689 млрд. сумов, в августе - 466 млрд. сумов и в сентябре - 262 млрд. сумов. С учетом погашенных кредитов в августе (131,7 млрд. сумов), в сентябре (848,9 млрд. сумов) и в октябре (313,2 млрд. сумов) остаток непогашенных коммерческими банками кредитов по состоянию на 1 ноября т.г. составил 84,4 млрд. сумов.
В сентябре и октябре т.г. погашение кредитов Центрального банка объясняется удовлетворением спроса банков на ликвидность посредством продажи коммерческими банками на валютной бирже валютных средств, ранее использованных в качестве залога в условиях перехода на рыночные механизмы формирования валютного курса.
Кредитами Центрального банка за прошедший период воспользовались 11 коммерческих банков. При этом 62 процента данных операций приходилось на долю системно значимых банков, в том числе Халкбанка, Асакабанка, Агробанка, Кишлок курилиш банка.
В целом, предоставление Центральным банком кредитов рефинансирования способствовало повышению эффективности процентного канала трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. Это создало условия для оказания эффективного воздействия, в первую очередь, на изменение процентных ставок на межбанковском денежном рынке, кредитов и депозитов коммерческих банков, динамики денежных агрегатов, и, как следствие, позволило поэтапно снизить влияние монетарных факторов на уровень инфляции в экономике.
Активизация указанных операций позволила также своевременно удовлетворять спрос на краткосрочную ликвидность со стороны банковской системы и поддерживать стабильную работу платежной системы.
Исходя из сложившейся ситуации в экономике и денежно-кредитной сфере, при регулировании ликвидности коммерческих банков был гибко использован инструмент обязательных резервов.
По состоянию на 1 ноября 2017 года остаток средств на счетах обязательных резервов коммерческих банков в Центральном банке увеличился с начала года на 32 процента (с 3,9 трлн. сумов до 5,2 трлн. сумов). Этот рост объясняется реальным ростом депозитной базы коммерческих банков и увеличением сумового эквивалента депозитов в иностранной валюте.
Удельный вес средств в национальной валюте в структуре обязательных резервов снизился с 60 процентов в начале года до 8 процентов по состоянию на 1 ноября текущего года. Это, в свою очередь, отражает сохранение на высоком уровне спроса со стороны коммерческих банков на ликвидность в национальной валюте и показывает, что данный инструмент служил одним из основных источников покрытия дефицита ликвидности в сумах.
1.4.3. Анализ процентных ставок и межбанковского денежного рынка
Снижение объема ликвидности в коммерческих банках, в свою очередь, привело к увеличению объемов операций по привлечению денежных средств на межбанковском денежном рынке. В частности, объем операций на межбанковском денежном рынке в январе-сентябре текущего года увеличился в 1,9 раза по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и составил 7,1 трлн. сумов. При этом, только в мае он увеличился по сравнению с соответствующим месяцем прошлого года в 4,5 раза и составил 1,2 трлн. сумов.
Вследствие повышения ставки рефинансирования средняя процентная ставка на межбанковском денежном рынке повысилась с 7,9-9,2 процента в январе-июне до 12 процентов в июле и 12,2 процента в августе. Вместе с тем, за счет улучшения состояния ликвидности в коммерческих банках средневзвешенная процентная ставка снизилась до 12,1 процента в сентябре и 11,75 процента в октябре. В течение октября коридор процентных ставок по операциям на межбанковском денежном рынке составил 11-14,5 процента.
В свою очередь, наблюдалось повышение процентных ставок коммерческих банков. Так, средневзвешенная процентная ставка по кредитам, выделенным в 2017 году (без учета льготных кредитов), повысилась с 14,1 процента в первом полугодии до 16,8 процента в октябре текущего года.
Также наблюдалось повышение процентных ставок по депозитам. Если в январе-июне 2017 года средневзвешенная процентная ставка по срочным депозитам юридических и физических лиц составила 11,9 процента, то данный показатель в июле-октябре составил соответственно 12,9, 13,5, 15,2 и 14,2 процента. При этом увеличение происходило, в основном, за счет процентных ставок по срочным депозитам юридических лиц. В частности, процентные ставки по данным депозитам повысились с 6,4 процента в июле до 9,8 процента в августе, 11,4 процента в сентябре, но снизились до 10,9 процента в октябре. Данная динамика также происходит вследствие взаимосвязи между изменением объемов ликвидности банковской системы и процентных ставок.
Увеличение процентных ставок по кредитам и депозитам произошло, в основном, за счет увеличения процентных ставок по краткосрочным ресурсам.
На изменение процентных ставок также оказали воздействие такие факторы, как снижение объемов ликвидности в банках и сокращение объемов операций между коммерческими банками на межбанковском денежном рынке.
1.4.4. Анализ валютного рынка
Внедрение рыночных механизмов формирования валютного курса и либерализация деятельности внутреннего валютного рынка с сентября текущего года создали прочную основу для осуществления кардинальных положительных изменений не только в денежно-кредитной сфере, но и в экономике в целом.
Проведение данных реформ способствует разрешению накопившихся проблем в сфере денежного обращения, привлечению в банковскую систему денежных средств из внебанковского оборота, а главное – повышению эффективности денежно-кредитной политики.
В свою очередь, формирование валютного курса на основе рыночных механизмов, т.е. текущего соотношения спроса на иностранную валюту и её предложения, служит построению эффективного механизма распределения валютных ресурсов в экономике.
В течение сентября-ноября 2017 года коммерческими банками были куплены у населения валютные средства в размере около 730 млн. долл. США. Учитывая, что данные валютные средства ранее находились в обороте неформального рынка, можно считать, что они служат дополнительным источником предложения на валютной бирже.
В целом, в сентябре-ноябре 2017 года средний объем операций на валютной бирже увеличился почти в 1,5 раза, а объем продажи валютной выручки со стороны экспортеров вырос более чем 2 раза по сравнению со средним показателем первого полугодия т.г.
Учитывая, что основная часть внешнеторговых операций осуществляется в долларах США, при определении обменного курса сума по отношению к другим валютам как операционная цель использовался курс сума по отношению к доллару США.
В данном периоде изменения курса сума по отношению к доллару США отражали динамику общего спроса и предложения на валютном рынке.
В частности, в результате превышения объема предложения над объемами спроса на внутреннем валютном рынке, обменный курс на валютной бирже в сентябре-ноябре повысился с 8110 сум/долл. до 8054 сум/долл.
В октябре и ноябре текущего года динамика спроса и предложения имела изменчивый характер. В ноябре т.г. вследствие относительно большего объема спроса на иностранную валюту наблюдалось снижение обменного курса сума до 8099 сум/долл.
Относительно небольшие колебания в динамике обменного курса сума (в районе 1 процента) в течение последних трех месяцев оказывают положительное влияние на формирование стабильных ожиданий по обменному курсу в экономике и повышение объемов вкладов и инвестиций в национальной валюте.
Более высокая доходность вкладов в национальной валюте по сравнению с вкладами в иностранной валюте отражается в стабильном повышении объемов срочных депозитов населения в национальной валюте. В частности, только в сентябре-ноябре т.г. наблюдалось увеличение объемов данных депозитов на 13 процентов.
2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА НА 2018 ГОД
В 2018 году денежно-кредитная политика будет направлена на обеспечение полноценного выполнения утвержденных на предстоящий год планов в соответствии с «Комплексом мер по дальнейшему совершенствованию денежно-кредитной политики в период 2017-2021 годы и поэтапному переходу к режиму инфляционного таргетирования», предупреждение резкого увеличения инфляционного давления и рисков в период экономических реформ и укрепление экономической и правовой базы для эффективного обеспечения стабильности цен в экономике.
2.1. Перспективы развития экономики в 2018 году
Либерализация валютного рынка и сферы внешнеторговой деятельности, меры по улучшению инвестиционного климата и бизнес- среды, а также продолжение мероприятий в данных направлениях являются основными факторами, которые будут определять развитие экономики республики в 2018 году.
Прогнозируемое в 2018 году дальнейшее оживление темпов экономического роста в мире и основных торговых партнерах нашей страны также создадут благоприятные условия для экономического роста в республике.
Международными экспертами также положительно оцениваются перспективы развития в 2018 году стран - основных торговых партнеров нашей страны.
В частности, прогнозируемый рост экономики России и Турции приведет к повышению внутреннего и внешнего спроса в этих странах. Основным фактором экономического роста в Казахстане будет введение в эксплуатацию новых месторождений нефти и повышение объемов добываемого сырья.
Предполагается, что темпы роста экономики Китая в 2018 году немного замедлятся и составят 6,5%.
Наряду с этими положительными прогнозами, в мировой экономике сохраняется ряд неопределенностей, в том числе риски политических изменений в США и Великобритании, а также другие геополитические и финансовые риски.
В целом, по предварительным прогнозам, в 2018 году в нашей стране темпы экономического роста составят 5,5-6,0 процентов, ожидается исполнение Государственного бюджета с профицитом и положительное сальдо платежного баланса страны, в том числе по счету текущих операций.
Положительное сальдо платежного баланса и счета текущих операций, в свою очередь, послужит укрепляющим фактором стабильности обменного курса сума.
В предстоящем 2018 году также прогнозируются сохранение определенного инфляционного давления в экономике и рисков роста цен, в основном, из-за немонетарных факторов:
а) корректировка внутренних цен к внешним ценам в условиях либерализации экономической деятельности;
б) рост цен на энергоресурсы, в особенности, на бензин, дизельное топливо и электроэнергию в результате повышения себестоимости производства в рыночных условиях, в том числе из-за увеличения затрат на импорт необходимого сырья;
в) повышение зарплаты, пенсий и других социальных выплат.
Расширение программ социально-экономического развития, а также ускорение строительных работ может привести к сравнительно быстрому увеличению темпов совокупного, в том числе инвестиционного спроса, что будет оказывать повышающее давление на инфляцию.
В 2018 году также ожидается усиление инфляционных рисков в экономике из-за воздействия внешних факторов. В частности, увеличение объема экспорта продукции за счет роста внешнего спроса со стороны основных торговых партнеров и укрепления конкурентоспособности местных производителей в результате экономической и валютной либерализации, увеличение международных денежных переводов, а также положительные ожидания относительно притока капитала в страну из внешних источников могут привести к усилению давления на стабильность цен на внутреннем рынке.
Необходимо подчеркнуть, что переход в 2018 году к расчету уровня инфляции на основе метода фиксированных весов, широко используемого в международной практике, также приведет к изменению показателей инфляции по сравнению с предыдущими годами.
Таким образом, текущая ситуация и прогнозы показывают, что темпы инфляции в 2018 году, как и в текущем году, будут высокими, составив в годовом исчислении 11,5-13,5 процента.
Исходя из этого, Центральный банк будет принимать все необходимые меры по снижению темпов инфляции до однозначных показателей в возможно короткие сроки.
Принимая во внимание имеющиеся инфляционные ожидания и риски, Центральный банк намерен сохранить установленную ставку рефинансирования в течение 2018 года.
2.2. Цели и задачи денежно-кредитной политики на 2018 год
Денежно-кредитная политика в 2018 году будет проводиться в условиях сравнительно высоких инфляционных ожиданий.
Исходя из этого, в предстоящем году в проведении денежно-кредитной политики основное внимание будет уделено созданию необходимых условий для обеспечения стабильности цен посредством минимизации влияния монетарных факторов на уровень инфляции.
Принимая во внимание взаимосвязь уровня инфляции с денежной массой и обменным курсом на данном этапе развития экономики страны и банковско-финансовой системы, в качестве промежуточной цели денежно-кредитной политики будет использовано изменение денежной массы.
Для уменьшения инфляционного давления в экономике будут активно и гибко использованы денежно-кредитные инструменты, оказывающие воздействие на объем ликвидности и денежной массы в банковской сфере.
Проведение жесткой денежно-кредитной политики также позволит обеспечить положительные реальные процентные ставки в экономике и уменьшить влияние внутренних факторов резких колебаний обменного курса.
Одновременно будут осуществляться меры по повышению эффективности денежно-кредитной политики и совершенствованию её инструментов.
2.2.1. Прогнозные параметры денежно-кредитной политики на 2018 год
Учитывая прогноз инфляции и спроса на деньги в рамках предусмотренных темпов экономического роста в 2018 году, прогнозируется увеличение денежной массы в следующем году в размере 12-15 процентов. Вместе с тем, ожидается соответствующее увеличение объемов остатка кредитования экономики.
Прогнозируемое исполнение государственного бюджета с профицитом позволит предотвратить резкое увеличение денежной массы.
Сохранение положительного сальдо текущих счетов платежного баланса страны (в размере 2,5-3 процентов к ВВП), а также увеличение объемов иностранных инвестиций и международных кредитных линий могут привести к более быстрому росту денежной массы.
Исходя из вышеизложенного, Центральным банком будет регулярно проводиться структурный и пофакторный анализ изменений денежной массы. При этом отдельное внимание будет уделено изучению каждого фактора, который приводит к увеличению денежной массы.
2.2.2. Меры по повышению эффективности денежно-кредитной политики в 2018 году
Мероприятия по повышению эффективности денежно-кредитной политики и её инструментов для эффективного обуздания инфляции будут охватывать меры, направленные на укрепление необходимых экономических и юридических основ для обеспечения поэтапного перехода к режиму инфляционного таргетирования в среднесрочной перспективе.
Разработка в первом квартале 2018 года «Среднесрочной концепции развития и осуществления денежно-кредитной политики» будет служить «Дорожной картой», которая позволит обеспечить переход в режим инфляционного таргетирования в 2018-2021 годах.
Концепция будет отражать практические подходы Центрального банка по повышению эффективности трансмиссионного механизма и созданию необходимых условий для совершенствования денежно-кредитных инструментов с учетом изменений внутренних макроэкономических факторов и внешних условий.
В частности, в 2018 году меры по повышению эффективности использования денежно-кредитных инструментов будут направлены на совершенствование обязательных резервных требований в соответствии с новой экономической реальностью и требованиями: расширение деятельности межбанковского денежного рынка, повышение роли и влияния монетарных операций, а также повышение согласованности денежно-кредитной и фискальной политики.
Эффективное применение пруденциальных мер банковского надзора, направленного на обеспечение финансовой устойчивости и стабильности банковской системы, является одним из необходимых условий повышения влияния денежно-кредитной политики.
Совершенствование банковского надзора в соответствии с международной практикой и стандартами, наряду с улучшением конкурентной среды в банковской системе, продолжением работ по широкому применению рыночных механизмов в кредитной политике банков, укрепит доверие к банковской системе и обеспечит эффективность денежно-кредитной политики.
Совершенствование процентных инструментов денежно-кредитной политики
Центральный банк продолжит активное использование рыночных инструментов денежно-кредитной политики при управлении ликвидностью коммерческих банков.
Будет активизирована работа по внедрению новых, а также совершенствованию действующих инструментов по предоставлению ликвидности коммерческим банкам с учетом международной практики и особенностей банковской системы республики.
В целях снижения инфляционного давления вследствие возможного возникновения излишней ликвидности в банковской системе, намечается совершенствование и расширение операций по привлечению свободных денежных средств коммерческих банков в депозиты Центрального банка.
Осуществление указанных мер создаст основу для повышения эффективности процентных инструментов Центрального банка и формирования «процентного коридора» по денежно-кредитным операциям.
Операции на открытом рынке
В целях активизации операций на открытом рынке в 2018 году Центральный банк будет тесно сотрудничать с Министерством финансов по вопросу выпуска в обращение государственных ценных бумаг.
В 2018 году будет продолжена работа по разработке и введению в действие ряда нормативно-правовых актов по дальнейшему совершенствованию операций Центрального банка. В частности, планируется совершенствование правовых основ по своп и другим операциям.
Совершенствование деятельности денежного рынка
В 2018 году предусмотрено введение в действие единой электронной платформы для межбанковского рынка финансовых ресурсов по предоставлению краткосрочной ликвидности.
Осуществление данной меры позволит собрать информацию о свободных средствах коммерческих банков в единую платформу и создать возможность для участников рынка наблюдать за динамикой процентных ставок и, тем самым, обеспечить формирование процентных ставок на основе рыночных механизмов.
В тоже время, единая электронная платформа расширит возможности Центрального банка по оперативному оказанию воздействия на краткосрочные процентные ставки через рыночные операции и усилит влияние процентного канала трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики.
Требования по обязательному резервированию
В целях дальнейшего укрепления потенциала по эффективному управлению ликвидностью банковской системы в 2018 году намечается совершенствование норм и требований по обязательному резервированию.
В связи с этим в предстоящем году планируется пересмотреть порядок формирования коммерческими банками обязательных резервов в Центральном банке с учетом международной практики.
Валютная политика
При проведении валютной политики основное внимание будет направлено на формирование валютного курса на основе рыночных механизмов с минимальным участием Центрального банка на валютной бирже. При этом, в целях соблюдения принципа «нейтральности золотовалютных резервов» интервенции Центрального банка на валютной бирже будут направлены на «стерилизацию» дополнительно возникающей в экономике ликвидности и денежной массы в результате проведения операций по покупке монетарного золота.
Данный подход к курсовой политике соответствует требованиям режима плавающего обменного курса и создает необходимые условия для выполнения обменным курсом функции «внутреннего автоматического стабилизатора» в экономике.
Повышение прозрачности и совершенствование коммуникационной системы
В новых реалиях результативность денежно-кредитной политики во многом обуславливается эффективностью коммуникационного канала в повышении прозрачности принимаемых мер в денежно-кредитной сфере и предотвращении необоснованных инфляционных ожиданий.
Исходя из этого, в целях повышения прозрачности своей деятельности, в 2018 году Центральным банком будет уделяться особое внимание разъяснению населению и бизнес-сообществу причин и сути принимаемых решений в электронных и печатных СМИ, а также через публикации аналитических материалов по вопросам инфляции и прилагаемых усилий для предотвращения инфляционных рисков.
Укрепление потенциала в аналитике и прогнозировании
Переход в среднесрочной перспективе на инфляционное таргетирование обуславливает укрепление и последовательное совершенствование с 2018 года аналитического и прогнозного потенциала Центрального банка.
В частности, в следующем году будет усилена работа по анализу факторов инфляции и ликвидности в банковском секторе, внедрению в практику современной методики статистики платежного баланса, совершенствованию инструментов прогнозирования и моделирования основных макроэкономических и денежно-кредитных показателей.
Вместе с тем, в целях обеспечения широкого изучения инфляционных рисков, разработки и реализации денежно-кредитной политики со следующего года будет проводиться целенаправленная работа по оценке и анализу инфляционных ожиданий в экономике.
В данном направлении, для глубокого изучения процесса формирования цен в экономике, в том числе раннего выявления инфляционных рисков за счет немонетарных факторов и снижения их влияния на стабильность цен, предусматривается совершенствование практики взаимодействия с Правительством.
Сотрудничество с международными финансовыми институтами
В целях выведения денежно-кредитной политики на качественно новый уровень Центральный банк продолжит сотрудничество с международными финансовыми институтами и центральными банками зарубежных стран.
С целью совершенствования денежно-кредитной политики и усиления роли монетарных инструментов, повышения эффективности анализа и прогнозов ликвидности в банковской системе, а также операций на денежном рынке, в 2018 году предусматривается привлечение специальной технической миссии Международного валютного фонда, а также расширение практики изучения передового опыта центральных банков зарубежных стран и обмен опытом.
2.2.3. Возможные риски, влияющие на эффективность денежно-кредитной политики
Превышение расходов Государственного бюджета над ранее предусмотренными объемами, в том числе при появлении необходимости по дополнительному увеличению расходов в рамках программ социальной поддержки населения и развития республики и ее территорий, может привести к большему изменению объемов ликвидности в банковской системе и денежной массы в экономике.
Определенное усиление инфляционного давления может возникнуть также вследствие обесценения обменного курса в результате превышения спроса на импорт над его ожидаемым уровнем в условиях расширения объемов строительных работ и развития инфраструктуры, а также прилагаемых усилий по достижению определенных показателей экономического роста.
Наряду с этим, даже при возникновении вышеуказанной ситуации прогнозируемое положительное сальдо по международным текущим операциям указывает на отсутствие фундаментальных факторов и причин для существенной девальвации обменного курса сума.
Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура может привести к более быстрым темпам увеличения чистых внешних активов банковской системы и дополнительному росту денежной массы.
Рост денежной массы также может наблюдаться в результате продолжения процесса перетока денежных средств из внебанковского оборота в банковскую систему.
Как отмечено выше, внешнеэкономическая либерализация, повышение заработной платы и цен на энергоресурсы также являются факторами, которые обуславливают сохранение инфляционного давления и снижение эффективности денежно-кредитной политики.
В целом, в результате совершенствования аналитической базы Центрального банка и денежно-кредитных инструментов, а также формирования для этого необходимых условий и предпосылок, расширятся возможности изучения всех процессов в экономике во взаимной увязке, в том числе – ценообразование и прогнозирование экономической ситуации в будущем - с целью принятия на этой основе эффективных мер.
Обеспечение взаимной согласованности при реализации мер, определяемых в рамках денежно-кредитной политики, создаст необходимые условия для минимизации влияния вышеуказанных рисков на показатели экономического роста и монетарные показатели в 2018 году, а также будет служить укреплению макроэкономической стабильности в стране.
Основные направления монетарной политики на 2018 год