12 ноября 2019г., в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 9 января 2018г. №УП-5296 «О мерах по коренному совершенствованию деятельности Центрального банка Республики Узбекистан» принят в новой редакции Закон «О Центральном банке.
В отличие от предыдущего Закона, принятого в 1995г., новая версия разработана с учетом необходимости обеспечения и поддержания Центральным банком ценовой стабильности в экономике, устойчивости банковской системы и функционирования платежных систем.
Закон состоит из 11 глав и 72 статей.
Новая редакция разрабатывалась совместно с экспертами Международного валютного фонда и вбирает в себя лучшие практики и опыт зарубежных центральных банков, в частности, России, Швейцарии, Польши, Грузии и др. стран.
В соответствии с рекомендациями МВФ, обновлены полномочия Центрального банка, с включением в этот список мотивированного суждения при лицензировании, регулировании и осуществлении надзора за деятельностью банков и небанковских кредитных организаций и организациями по рефинансированию ипотеки и банковских групп, а также осуществления деятельности на финансовых рынках спот и форвард с расширенной линейкой рыночных инструментов, валют и драгоценных металлов.
Усовершенствованы и обновлены функции Центрального банка с их прицелом на разработку и реализацию эффективной и современной денежно-кредитной политики, проведения мониторинга, анализа и прогноза уровня инфляции, формирования и публикации банковской, денежно-кредитной информации и статистики по внешнему сектору, в том числе платежного баланса, международной инвестиционной позиции, внешнего долга и резервных активов республики.
Внесены изменения в состав, численность и полномочия Правления Центрального банка, которое теперь состоит из 9 человек – Председателя Правления в лице Председателя Центрального банка, его первого заместителя и заместителей, а также двух независимых членов Правления.
Настоящим Законом Правление определяет и утверждает на предстоящий год основные направления денежно-кредитной политики, в том числе параметры предоставления и изъятия ликвидности, процентные ставки по денежно-кредитным операциям ЦБ, в том числе его основную ставку, размеры обязательных резервных требований, перечень видов обеспечения по выдаваемым кредитам, определяет для системно значимых банков допустимые значения пруденциальных нормативов и другие полномочия.
Одним из основных новшеств в Законе – это коммуникация ЦБ с общественностью. Так, в целях повышения действенности денежно-кредитной политики по обеспечению ценовой и финансовой стабильности, Законом закрепляется проведение активной коммуникационной политики, которая призвана повысить прозрачность деятельности Центрального банка, и, тем самым, уровень доверия к нему со стороны населения и экономических агентов, что является залогом успешного управления инфляцией и инфляционными ожиданиями в экономике.
Кроме того, на основе опыта развитых стран, Законом предусмотрено проведение на внутреннем валютном рынке валютных интервенций лишь в той мере, в какой они могут устранять чрезмерные валютные колебания при условии сохранения режима свободно плавающего валютного курса.
Новым Законом предусмотрено создание службы внутреннего аудита, как внутреннего ревизионного органа, в чьи обязанности входит проверка хозяйственно-финансовой деятельности структурных подразделений и подведомственных организаций Центрального банка, а также проведение аудиторскими организациями ежегодного внешнего аудита, в соответствии с Международными стандартами аудита.
Новая редакция Закона о ЦБ разработана по современным стандартам, предусматривающих развитие экономики на средне и долгосрочную перспективу.
Центральный банк Республики Узбекистан
Президентом Республики Узбекистан подписан Закон «О Центральном банке»