В документе подчеркивается, что «Центральному банку Республики Узбекистан с 1 января 2020 года обеспечить поэтапный перевод механизмов денежно-кредитной политики на режим инфляционного таргетирования с установлением цели снижения инфляции до 10 % в 2021 году и постоянной цели (таргет) по инфляции на уровне 5 % в 2023 году.
Определено, что основными принципами денежно-кредитной политики Центрального банка Республики Узбекистан становятся:
- установление постоянно действующей цели по инфляции с доведением ее до широкой общественности;
- применение широкого спектра инструментов денежно-кредитной политики для регулирования процентных ставок на денежном рынке и управления инфляционными процессами;
- проведение детального макроэкономического анализа и прогнозирования с учетом доступной информации на внутреннем и внешних рынках для принятия объективных решений в области денежно-кредитной политики;
- совершенствование коммуникационной политики Центрального банка Республики Узбекистан для разъяснения широкой общественности целей денежно-кредитной политики, обеспечения предсказуемой макроэкономической ситуации и формирования доверия участников рынка».
В марте 2018 года о будущем переходе на таргетирование сообщалось на брифинге, организованном Центробанком. На нем отмечалось, что предварительно планируется позволить национальной валюте свободно торговаться еще 2-3 года и, прежде чем перейдет к инфляционному таргетированию. В тот же период была разработана Концепция по переходу на таргетирование, и новый режим денежно-кредитной политики. С января 2018 года денежно-кредитная политика, ее принципы и механизмы были направлена на инфляционное таргетирование. ЦБ, с одной стороны, продолжает курс жесткой денежно-кредитной политики, направленной на минимизацию влияния монетарных факторов на рост инфляции, а с другой – усилил консолидированные действия по расходу бюджета с удержанием их объемов в пределах утвержденных параметров. Принятый Комплекс мер по подготовке для перехода на режим инфляционного таргетирования предусматривает развитие внутреннего финансового рынка, расширение инструментов денежно-кредитной политики Центрального банка, совершенствование статистической и аналитико-исследовательской базы для разработки денежно-кредитной политики, пересмотр методики расчетов и составления индекса потребительских цен в соответствии с международной практикой и многое другое.
При переходе на таргетирование стабильность цен благотворно будет сказываться как на уровне жизни населения, так и на их деловой активности, в частности, выстраивания их доверия к национальной валюте, снижению уровня долларизации, росту внутренних и внешних инвестиций в национальную экономику и т.д., отмечали аналитики ЦБ.
Повысится предсказуемость политики Центрального банка, что в значительной степени позволит управлять инфляционными ожиданиями, снижая излишнее инфляционное давление в экономике.
Одобрена «Дорожная карта» снижения инфляции и обеспечения стабильности цен на 2020 год. И Центральному банку Республики Узбекистан поручено принять меры по приведению инструментов, механизмов и процедур денежно-кредитной политики в соответствие со стандартами режима инфляционного таргетирования путем внедрения:
в срок до 1 января 2020 года рыночных инструментов воздействия на процентные ставки денежного рынка, включающих облигации Центрального банка, овернайт-депозиты, регулярные депозитные аукционы, кредитные аукционы и овернайт-кредиты под залог государственных ценных бумаг и иностранной валюты;
в течение 2020 года производных инструментов управления процентными и валютными рисками (свопы, опционы, фьючерсы) и поэтапного усиления роли коммерческих банков в формировании валютного курса;
в месячный срок механизма процентного коридора ключевой (основной) ставки для проведения гибкой процентной политики с регулярными интервенциями Центрального банка на межбанковском денежном рынке;
в срок до 1 апреля 2020 года системы макроэкономического анализа и прогнозирования в соответствии с передовой международной практикой, предусматривающей развитие инструментария эконометрического моделирования при техническом содействии международных финансовых институтов;
в двухмесячный срок современных принципов коммуникационной политики, предусматривающей своевременное освещение со стороны Центрального банка текущей ситуации в экономике, ключевых факторов инфляционных процессов и мер денежно-кредитной политики.
Документом опредедено, что с 1 января 2020 года процентные ставки по всем видам вновь выдаваемых коммерческими банками кредитов (в национальной валюте), в том числе выделяемых в рамках государственных программ, устанавливаются на уровне не ниже ставки рефинансирования Центрального банка, за исключением государственных программ по ипотечному кредитованию, а также кредитов, выделяемых производителям сельскохозяйственной продукции для выращивания хлопка-сырца и зерновых колосовых культур;
И с 1 января 2021 года отменяется практика выдачи кредитов по льготным процентным ставкам с предоставлением коммерческим банкам права самостоятельного определения процентных ставок с внедрением, при необходимости, механизмов компенсации части процентных расходов.
До 1 февраля 2020 года совместно с Министерством энергетики, Антимонопольным комитетом, Министерством экономики и промышленности, другими заинтересованными министерствами и ведомствами разработать и внести на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан график либерализации регулируемых цен (тарифов) в 2020–2021 годах с учетом воздействия на цели по инфляции.
www.finance.uz
С 1 января 2020 года начинается поэтапный переход на инфляционное таргетирование