Объявлен ТОП20 лучших карт Visa Classic. Лидер рейтинга Infin Bank Подробнее

О стратегии реформирования банковской системы Республики Узбекистан на 2020-2025 годы

15.05.2020

12 мая 2020 года принят Указ Президента Республики Узбекистан «О стратегии реформирования банковской системы Республики Узбекистан на 2020-2025 годы».

Указом утверждены Стратегия реформирования банковской системы Республики Узьекистан на 2020-2025 годы, «Дорожная карта» по реформированию банковской системы Республики Узбекистан, а также целевые показатели реализации стратегии.

Данная стратегия была разработана Центральным банком и Министерством финансов в сотрудничестве со Всемирным банком с учётом заключений и рекоммендаций по итогам оценки текущего состояния банковской системы страны, опыта зарубежных стран в трансформации финансового сектора, а также мировых тенденций в финансовой сфере.

В стратегии особое внимание было уделено сохраняющимся на сегодняшний день вызовам и актуальным вопросам банковской системы. В частности:

неэффективное использование финансовых и человеческих ресурсов, ненадлежащее состояние систем корпоративного управления и управления рисками в результате доминирующего положения государства в банковской системе;

осуществление банками с государственным участием функции традиционных «банков развития», которые предоставляют кредиты приоритетным программам, секторам и государственным предприятиям по ставкам ниже рыночных;

высокий темпроста кредитования, в результате которого негативное влияние оказывается на показатели ликвидности и достаточности капитала, отражающие степень устойчивости банков.

искажение ценовых сигналов в финансовом рынке, а также затруднение функционирования трансмиссионных механизмов денежно-кредитной политики в результате сохранения высокой доли кредитования по льготным ставкам;

уязвимость банков в отношении валютных и кредитных рисков, а также риска ликвидности в результате высокой долларизации, а также концентрации кредитов и депозитов на крупных предприятиях иотдельных секторах экономики.

низкий уровень финансовой доступности, который является результатом корпоративно-ориентированной бизнес-модели банков с государственным участием, слабой роли небанковских финансовых организаций, а также слабым развитием инноваций и информационных систем, создал необходимость в осуществлении кардинальных реформ в системе;

Сотрудничество со Всемирным банком по разработке данной Стратегии было сконцентрировано, в частности, на изучении положительных и негативных аспектов реформ банковской системы в других странах в целях разработки мер, направленных на определение основных рисков в процессе реформ и их минимизации и в результате этого были сформулированы важные заключения.

Первое, сокращение доли государства в банковской системе является важным фактором в развитии банковской системы.

Второе, приватизация государственных банков должна обеспечить доступ авторитетным и качественным акционерам с передовыми технологическими решениями, лучшими практиками банковского дела и достаточными финансовыми возможностями.

Третье, одним из главных условий успешного реформирования является полная, а не частичная приватизация банков.

Четвертое, приватизация и реформирования банков с государственным участием в тандеме с предприятиями реального сектора будет иметь ключевое значение для эффективности экономических преобразований. Наряду с этим, приватизация и реформирования предприятий с государственным участием повысит их экономические перспективы и сократит вмешательство государства в деятельность банков.

Пятое, в переходный период целесообразно сохранить государственную долю в некоторых банках в целях недопущения ограничения доступа к кредитам, а также обеспечения финансовой доступности.

В рамках стратегии были определены четыре приоритетные направления реформирования и развития банковско-финансовой системы на следующие пять лет. В частности:

  1. Повышение эффективности банковской системы усиливает положительное воздействие к экономическому развитию банков. При этом, предусматривается:

- привлечение стратегических инвесторов, способных внедрить передовые решения в банковскую систему, положительно повлиять на повышение эффективности финансовых и человеческих ресурсов;

- сокращение льготных и субсидированных кредитов, переход на осуществление кредитования только на рыночных условиях на основе сигналов денежно-кредитной политики;

- снижение зависимости банков от государственного фондирования с целью повышения возможности свободного распределения кредитных ресурсов;

- создание эффективной инфраструктуры банков, внедрение современных технологических решений в банковское дело.

  1. Повышение финансовой стабильности банков является основным фактором успеха планируемых реформ и сохранения доверия к банковской системе. В частности, в этом направлении осуществляется:

- совершенствование корпоративного управления в банках, с использованием международных стандартов и передового опыта;

- соблюдение умеренного роста объемов кредитования и улучшение качества кредитного портфеля;

- развитие банковского надзора и системы управления рисками, в том числе, внедрение системы риск-ориентированного надзора.

  1. Расширение доступности банковских услуг предполагает удовлетворение потребности населения и предпринимателей, в том числе недостаточно обслуживаемых сегментов (физических лиц с низким уровнем дохода, сельского населения, микро и малых фирм) к базовым банковским услугам. Финансовая доступность будет обеспечиваться за счет:

- разработки и реализации Национальной стратегии повышения финансовой доступности в сотрудничестве со Всемирным банком, которая определяет четкие и скоординированные направления повышения финансовой доступности;

- концентрации государственного присутствия в недостаточно обслуживаемые и уязвимые сегменты населения и малого бизнеса;

- развития экосистемы финансового посредничества для заполнения имеющихся пробелов.

  1. Снижение государственной доли в банковской системе является важным компонентом коренного реформирования системы. В связи с этим, предусматривается:

- реализация государственного пакета акций банков на прозрачной конкурсной основе стратегическим международным инвесторам;

- полный отказ государства от участия в приватизируемых банках;

- сохранение государственной доли в трех банках в целях заполнения экономических пробелов, образуемых в период трансформации и приватизации банковской системы.

В рамках Стратегии в целях коммерциализации деятельности банков за счет изменения их бизнес модели и повышения клиентоориентированности, совершенствования системы корпоративного управления и риск-менеджмента банков, расширения спектра и качества услуг будет осуществляться трансформация всех банков с участием государства путем привлечения международных финансовых институтов и консультантов.

В целях удовлетворения потребностей всех слоев населения в финансовых услугах, обеспечения региональной доступности банковских услуг и осуществления социально-экономической политики государства в период реформирования банковской системы государственное участие будет сохранено в трех банках – в Узнацбанке,Агробанке и Микрокредитбанке.

Узнацбанк определен как системно-значимый банк, обслуживающий крупные государственные инвестиционные проекты и предприятия на коммерческих условиях, а также, предоставляющий широкий спектр банковских продуктов.

Учитывая преимущества территориальной сети Агробанка и Микрокредитбанка, их деятельность будет направлена на повышение доступности банковских услуг во всех регионах путем обеспечения государственной кредитной поддержки малого бизнеса, сельскохозяйственных производителей, обслуживания физических лиц и предоставления финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства в регионах, включая отдаленные районы, где предоставление финансовых услуг затруднено.

Предусматривается поэтапная приватизация государственной доли Ипотека-банка, Узпромстройбанка, Асака банка, Алокабанка, Кишлок курилиш банка и Туронбанка. При этом, предполагается на первом этапе трансформация деятельности банков при содействии международных финансовых институтов, а на втором этапе реализация государственного пакета акций стратегическим инвесторам.

В рамках реализации настоящей стратегии предусматривается реализация государственного пакета акций Народного банка и Азия Альянс банка стратегическим иностранным инвесторам.

В связи с чем, в процессе предприватизационной подготовки Народного банка управление финансовыми ресурсами накопительной пенсионной системы перейдёт в Министерство финансов Республики Узбекистан.

Кроме того, будет рассмотрен вопрос реорганизации деятельности Узагроэкспортбанка ва Пойтахт банка.

При подготовке банковской системы к реформированию и приватизации, важнейшим компонентом обеспечения стабильности финансовой системы является наличие надлежащего пруденциального надзора посредством усиления роли Центрального банка как регулятора банковской системы.

С данной точки зрения, Центральным банком Республики Узбекистан совместно со Всемирным банком проведена оценка механизмов и процедур пруденциального надзора за деятельностью банков на предмет его соответствия «Основным принципам эффективного банковского надзора» Базельского комитета и разработан План действий по устранению выявленных недостатков и уязвимых аспектов.

В рамках реализации Стратегии в Плане действий предусматривается осуществление мероприятий, направленных на усовершенствование регулирующих норм и процессов надзора за банками.

В результате осуществленных реформ в рамках стратегии планируется:

повышение доли активов банков без государственной доли, в общем объеме активов с текущих 16 процентов до 60 процентов к концу 2025 года.

повышение доли обязательств банков перед частным сектором в общем объеме обязательств с текущих 28 процентов до 70 процентов к концу 2025 года.

привлечение к 2025 году не менее трех стратегических иностранных инвесторов, обладающих надлежащим опытом, знаниями и репутацией, в капиталы не менее трех банков с долей государства.

повышение доли небанковских кредитных организаций в общем объеме кредитования с текущих 0,35 процента до 4 процентов к концу 2025 года.

повышение соотношения депозитов и обязательств банков с текущих 41 процентов до 50 процентовк концу 2025 года.

снижение доли обязательств в иностранной валюте в общем объеме обязательств с текущих 58 процентов до 40 процентовк концу 2025 года.

В целях оценки степени развития банковско-финансовой системы и её устойчивости, планируется проведение Обзора финансового сектора МВФ-Всемирного банка (FSAP)до конца 2024 года.

PDF 10.9 МБ Указ Президента 5992

Трастбанк Акционерный биржевой банк «Трастбанк», созданный в 1994 году, является одним из ведущих банков Республики Узбекистан. Банк предоставляет весь спектр банковских продуктов и услуг.
Источник: Trastbank
Похожие новости
Hamkorbank подобрал одни из лучших кредитных решений для каждого из вас!

26.01.2021

Hamkorbank подобрал одни из лучших кредитных решений для каждого из вас!

Hamkorbank

Новогодняя акция от JOYDA

10.12.2020

Новогодняя акция от JOYDA

Uzsanoatqurulishbank

Состоялась пресс-конференция, посвященная новым услугам

15.12.2020

Состоялась пресс-конференция, посвященная новым услугам

Uzsanoatqurulishbank



Система Orphus