12 мая 2020 года принят Указ Президента Республики Узбекистан «О стратегии реформирования банковской системы Республики Узбекистан на 2020-2025 годы».
Указом утверждены Стратегия реформирования банковской системы Республики Узьекистан на 2020-2025 годы, «Дорожная карта» по реформированию банковской системы Республики Узбекистан, а также целевые показатели реализации стратегии.
Данная стратегия была разработана Центральным банком и Министерством финансов в сотрудничестве со Всемирным банком с учётом заключений и рекоммендаций по итогам оценки текущего состояния банковской системы страны, опыта зарубежных стран в трансформации финансового сектора, а также мировых тенденций в финансовой сфере.
В стратегии особое внимание было уделено сохраняющимся на сегодняшний день вызовам и актуальным вопросам банковской системы. В частности:
неэффективное использование финансовых и человеческих ресурсов, ненадлежащее состояние систем корпоративного управления и управления рисками в результате доминирующего положения государства в банковской системе;
осуществление банками с государственным участием функции традиционных «банков развития», которые предоставляют кредиты приоритетным программам, секторам и государственным предприятиям по ставкам ниже рыночных;
высокий темпроста кредитования, в результате которого негативное влияние оказывается на показатели ликвидности и достаточности капитала, отражающие степень устойчивости банков.
искажение ценовых сигналов в финансовом рынке, а также затруднение функционирования трансмиссионных механизмов денежно-кредитной политики в результате сохранения высокой доли кредитования по льготным ставкам;
уязвимость банков в отношении валютных и кредитных рисков, а также риска ликвидности в результате высокой долларизации, а также концентрации кредитов и депозитов на крупных предприятиях иотдельных секторах экономики.
низкий уровень финансовой доступности, который является результатом корпоративно-ориентированной бизнес-модели банков с государственным участием, слабой роли небанковских финансовых организаций, а также слабым развитием инноваций и информационных систем, создал необходимость в осуществлении кардинальных реформ в системе;
Сотрудничество со Всемирным банком по разработке данной Стратегии было сконцентрировано, в частности, на изучении положительных и негативных аспектов реформ банковской системы в других странах в целях разработки мер, направленных на определение основных рисков в процессе реформ и их минимизации и в результате этого были сформулированы важные заключения.
Первое, сокращение доли государства в банковской системе является важным фактором в развитии банковской системы.
Второе, приватизация государственных банков должна обеспечить доступ авторитетным и качественным акционерам с передовыми технологическими решениями, лучшими практиками банковского дела и достаточными финансовыми возможностями.
Третье, одним из главных условий успешного реформирования является полная, а не частичная приватизация банков.
Четвертое, приватизация и реформирования банков с государственным участием в тандеме с предприятиями реального сектора будет иметь ключевое значение для эффективности экономических преобразований. Наряду с этим, приватизация и реформирования предприятий с государственным участием повысит их экономические перспективы и сократит вмешательство государства в деятельность банков.
Пятое, в переходный период целесообразно сохранить государственную долю в некоторых банках в целях недопущения ограничения доступа к кредитам, а также обеспечения финансовой доступности.
В рамках стратегии были определены четыре приоритетные направления реформирования и развития банковско-финансовой системы на следующие пять лет. В частности:
- привлечение стратегических инвесторов, способных внедрить передовые решения в банковскую систему, положительно повлиять на повышение эффективности финансовых и человеческих ресурсов;
- сокращение льготных и субсидированных кредитов, переход на осуществление кредитования только на рыночных условиях на основе сигналов денежно-кредитной политики;
- снижение зависимости банков от государственного фондирования с целью повышения возможности свободного распределения кредитных ресурсов;
- создание эффективной инфраструктуры банков, внедрение современных технологических решений в банковское дело.
- совершенствование корпоративного управления в банках, с использованием международных стандартов и передового опыта;
- соблюдение умеренного роста объемов кредитования и улучшение качества кредитного портфеля;
- развитие банковского надзора и системы управления рисками, в том числе, внедрение системы риск-ориентированного надзора.
- разработки и реализации Национальной стратегии повышения финансовой доступности в сотрудничестве со Всемирным банком, которая определяет четкие и скоординированные направления повышения финансовой доступности;
- концентрации государственного присутствия в недостаточно обслуживаемые и уязвимые сегменты населения и малого бизнеса;
- развития экосистемы финансового посредничества для заполнения имеющихся пробелов.
- реализация государственного пакета акций банков на прозрачной конкурсной основе стратегическим международным инвесторам;
- полный отказ государства от участия в приватизируемых банках;
- сохранение государственной доли в трех банках в целях заполнения экономических пробелов, образуемых в период трансформации и приватизации банковской системы.
В рамках Стратегии в целях коммерциализации деятельности банков за счет изменения их бизнес модели и повышения клиентоориентированности, совершенствования системы корпоративного управления и риск-менеджмента банков, расширения спектра и качества услуг будет осуществляться трансформация всех банков с участием государства путем привлечения международных финансовых институтов и консультантов.
В целях удовлетворения потребностей всех слоев населения в финансовых услугах, обеспечения региональной доступности банковских услуг и осуществления социально-экономической политики государства в период реформирования банковской системы государственное участие будет сохранено в трех банках – в Узнацбанке,Агробанке и Микрокредитбанке.
Узнацбанк определен как системно-значимый банк, обслуживающий крупные государственные инвестиционные проекты и предприятия на коммерческих условиях, а также, предоставляющий широкий спектр банковских продуктов.
Учитывая преимущества территориальной сети Агробанка и Микрокредитбанка, их деятельность будет направлена на повышение доступности банковских услуг во всех регионах путем обеспечения государственной кредитной поддержки малого бизнеса, сельскохозяйственных производителей, обслуживания физических лиц и предоставления финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства в регионах, включая отдаленные районы, где предоставление финансовых услуг затруднено.
Предусматривается поэтапная приватизация государственной доли Ипотека-банка, Узпромстройбанка, Асака банка, Алокабанка, Кишлок курилиш банка и Туронбанка. При этом, предполагается на первом этапе трансформация деятельности банков при содействии международных финансовых институтов, а на втором этапе реализация государственного пакета акций стратегическим инвесторам.
В рамках реализации настоящей стратегии предусматривается реализация государственного пакета акций Народного банка и Азия Альянс банка стратегическим иностранным инвесторам.
В связи с чем, в процессе предприватизационной подготовки Народного банка управление финансовыми ресурсами накопительной пенсионной системы перейдёт в Министерство финансов Республики Узбекистан.
Кроме того, будет рассмотрен вопрос реорганизации деятельности Узагроэкспортбанка ва Пойтахт банка.
При подготовке банковской системы к реформированию и приватизации, важнейшим компонентом обеспечения стабильности финансовой системы является наличие надлежащего пруденциального надзора посредством усиления роли Центрального банка как регулятора банковской системы.
С данной точки зрения, Центральным банком Республики Узбекистан совместно со Всемирным банком проведена оценка механизмов и процедур пруденциального надзора за деятельностью банков на предмет его соответствия «Основным принципам эффективного банковского надзора» Базельского комитета и разработан План действий по устранению выявленных недостатков и уязвимых аспектов.
В рамках реализации Стратегии в Плане действий предусматривается осуществление мероприятий, направленных на усовершенствование регулирующих норм и процессов надзора за банками.
В результате осуществленных реформ в рамках стратегии планируется:
повышение доли активов банков без государственной доли, в общем объеме активов с текущих 16 процентов до 60 процентов к концу 2025 года.
повышение доли обязательств банков перед частным сектором в общем объеме обязательств с текущих 28 процентов до 70 процентов к концу 2025 года.
привлечение к 2025 году не менее трех стратегических иностранных инвесторов, обладающих надлежащим опытом, знаниями и репутацией, в капиталы не менее трех банков с долей государства.
повышение доли небанковских кредитных организаций в общем объеме кредитования с текущих 0,35 процента до 4 процентов к концу 2025 года.
повышение соотношения депозитов и обязательств банков с текущих 41 процентов до 50 процентовк концу 2025 года.
снижение доли обязательств в иностранной валюте в общем объеме обязательств с текущих 58 процентов до 40 процентовк концу 2025 года.
PDF 10.9 МБ Указ Президента 5992
О стратегии реформирования банковской системы Республики Узбекистан на 2020-2025 годы