Банки дают клиентам сутки на опротестование неправомерного списания денег с карты

17.01.2014

"У клиента есть всего одни сутки, чтобы отреагировать на ту или иную операцию, которую он считает неправомерной», — заявил зампред правления Альфа-банка Владимир Сенин на пресс-конференции Ассоциации российских банков (АРБ). Если клиент этот срок пропускает — например, обращается спустя три дня, то банк не обязан возвращать ему средства, считает Сенин: «Гражданин, упустивший этот срок, шансов на возврат иметь не будет». «Клиент с сотовым телефоном не должен расставаться никоим образом», — посоветовал Сенин.

По словам Сенина, закон о Национальной платежной системе (НПС) допускает подобную трактовку. Норма закона сформулирована нечетко. В ст. 9 закона, которая вступила в силу с этого года, говорится, что клиент обязан направить уведомление банку «незамедлительно» после обнаружения факта неправомерного списания средств, «но не позднее дня, следующего за днем получения от оператора по переводу денежных средств уведомления о совершенной операции». Как фиксировать момент уведомления, не уточнено.

Названный Альфа-банком порядок — это и позиция АРБ, сказал «Ведомостям» президент ассоциации Гарегин Тосунян: по закону клиент должен незамедлительно проинформировать банк о не санкционированной им операции.

В связи с этой нормой банки ожидают исков от клиентов. «Все станет понятно в ближайшее время, скорее всего, уже с февраля, именно тогда, возможно, появятся иски в суды, и суды будут внимательно читать статью закона и разбираться, что там написано», — заявил Сенин.

Как выяснили «Ведомости», не все банки прочитали закон так же, как АРБ и Альфа-банк. «Сотрудник Сбербанка сообщил, что клиенты должны уведомлять банк о незаконном списании средств с их счетов тогда, когда обнаружили. Ограничения по времени, когда это необходимо сделать, нет», — рассказывает клиент Сбербанка Алексей Аксенов, обратившийся вчера в госбанк с заявлением о возмещении похищенных средств. Средства вернут через 30 дней, передает он слова сотрудника Сбербанка. Если клиент по какой-либо причине пропустил данное уведомление, это не исключает его возможность подать заявление о спорной операции, которую он не совершал, говорит представитель Сбербанка. Далее алгоритм возврата денежных средств зависит от вида операции и других особенностей, продолжает он: так, если клиент в договоре (см. врез) просил информировать его отчетом по счету карты, то не позднее 8-го календарного дня с даты формирования отчета, если по sms — в течение следующего календарного дня за днем поступления сообщения.

Не привязывается к одному дню и «ВТБ 24», говорит его представитель: «Банк и ранее шел навстречу клиентам, возмещая их потери, в случае если клиент не по своей вине стал жертвой мошенников, так же мы продолжаем работать и сейчас, невзирая на то, успел ли клиент за один день или нет».

«Это право банка, но не обязанность. Никто не запрещает рассматривать более поздние сообщения, мы говорим о том, как трактовать закон. Те банки, которые хотят подчеркнуть свою клиентоориентированность и уверены в том, что клиент не мошенник, могут вернуть деньги и позже», — говорит Тосунян.

Сейчас в большинстве таких дел суды встают на сторону граждан, если доказано, что клиент не передавал третьим лицам карту и что она не поддельная, говорит руководитель корпоративной практики юридической группы «Яковлев и партнеры» Владислав Добровольский. Но с учетом поправки суды, скорее всего, будут вставать на сторону банков, поскольку получение оператором уведомления позже срока, указанного в законе, не будет считаться надлежащим уведомлением, считает Добровольский.

С ним не согласен начальник управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков. Если клиент докажет, что не мог быть проинформирован — например, у него украли телефон, «не думаю, что решения будут в пользу банков», говорит он. Жалобы на действия банков в таких ситуациях есть и сейчас, пока сложно предсказать, насколько вырастет конфликтность в связи с новой поправкой, замечает Прусаков. Банки должны понимать, что это прежде всего их задача — позаботиться, чтобы клиент был как можно быстрее проинформирован о сомнительной операции, может быть, даже звонком операциониста, считает Прусаков, «а не сидеть и потирать руки, что клиент не успел в срок».

Источник: vedomosti.ru

Похожие новости
Откуда узбеки будут отправлять денежные переводы

19.02.2019

Откуда узбеки будут отправлять денежные переводы

Процесс выдачи займа

24.01.2019

Процесс выдачи займа

КПК «Московский Финансовый Центр»: сбережение средств и кредитование пайщиков

24.01.2019

КПК «Московский Финансовый Центр»: сбережение средств и кредитование пайщиков



Система Orphus