В Правила внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма в коммерческих банках внесены поправки (рег. № 2886-2 от 25.10.2018 г.). Они начнут действовать через 3 месяца.
Перечень оснований для надлежащей проверки клиентов при осуществлении разовых операций дополнен. Банки будут обязаны проверять физлиц, покупающих монеты Центрального банка из драгметаллов на сумму 500 МРЗП и выше. Совершение подобной операции единовременно или многократно в течение месяца вызовет подозрение (см. таблицу 2).
Для справки. Меры по надлежащей проверке клиента обязательно включают:
Перечни сомнительных и подозрительных банковских операций корректируются. Из числа сомнительных исключается две, одна включается (см. таблицу 1). Подозрительных операций становится на пять больше, из действующих исключается одна (см. таблицу 2).
Таблица 1.
Банковские операции, с 27 января 2019 года |
|
исключаемые их числа сомнительных |
признаваемые сомнительными |
внесение клиентом в ранее согласованную схему проведения операции непосредственно перед началом ее реализации существенных изменений, касающихся направления движения денежных средств или иного имущества |
перечисление денежных средств за пределы Республики Узбекистан на счет получателя, открытый в банке, местонахождение которого отличается от места регистрации получателя |
передача нерезидентом резиденту денежных средств в качестве грантов, финансовой помощи, займов или безвозмездной помощи, за исключением операций, осуществляемых по решениям уполномоченных государственных органов Республики Узбекистан |
Таблица 2.
Банковские операции, с 27 января 2019 года |
|
исключаемые их числа подозрительных |
признаваемые подозрительными |
снятие наличности или осуществление оплаты за товары (услуги) на сумму, равную или превышающую 100 МРЗП, совершенные в течение 30 дней, с использованием банковской пластиковой карты в зонах ведения активных боевых действий или контролируемых террористическими организациями, либо в районах, непосредственно граничащих с ними |
передача нерезидентом резиденту денежных средств в качестве грантов, финансовой помощи, займов или безвозмездной помощи |
одной из сторон операции является лицо, постоянно проживающее, находящееся или зарегистрированное в зонах с повышенной террористической активностью (список стран и районов предоставляется Департаментом по борьбе с экономическими преступлениями) |
|
операции лиц, которые находятся в межгосударственном розыске за совершение преступлении террористического характера (перечень лиц предоставляется Департаментом по борьбе с экономическими преступлениями) |
|
денежный оборот юридического лица - клиента равен или превышает 20 000 МРЗП в течение срока, не превышающего 3 месяцев с момента создания данного юридического лица, и осуществляется с целями, не соответствующими характеру его деятельности |
|
покупка физическими лицами монет Центрального банка из драгоценных металлов на сумму, равную или превышающую 500 МРЗП, единовременно или многократно в течение срока, не превышающего 1 месяца |
Но это не все изменения. По ряду операций изменяются критерии и признаки (сумма операции, период осуществления), дающие основания считать операцию сомнительной или подозрительной (см. таблицу ниже).
Характер операции |
До 27 января 2019 года |
С 27 января 2019 года |
Критерии и признаки сомнительных операций |
||
необоснованное дробление сумм аналогичных операций, совершаемых клиентом |
не установлен |
500 МРЗП или выше
|
перечисление со счетов юридических лиц или индивидуальных предпринимателей денежных средств в качестве финансовой помощи или займа |
500 МРЗП или выше |
1 000 МРЗП или выше |
перечисление со счетов юридических лиц или индивидуальных предпринимателей на счета физических лиц денежных средств в качестве дивидендов или прибыли |
500 МРЗП или выше |
1 000 МРЗП или выше |
обращение клиента за снятием наличных денежных средств, ранее поступивших на его счет, в течение периода, не превышающего 3 банковских дней с момента поступления |
100 МРЗП или выше |
500 МРЗП или выше |
Критерии и признаки подозрительных операций |
||
получение отправленных из-за рубежа или отправление за рубеж физическими лицами (в том числе несколькими физическими лицами на имя одного контрагента) денежных средств в иностранной валюте, в том числе через системы денежных переводов, на общую сумму, равную или превышающую 500 МРЗП единовременно или многократно |
в течение срока, не превышающего 3 месяцев |
в течение срока, не превышающего 1 месяца |
продажа или покупка, а также снятие с международных платежных карт физическими лицами и/или индивидуальными предпринимателями денежных средств в иностранной валюте на сумму, равную или превышающую 500 МРЗП единовременно или многократно |
в течение срока, не превышающего 3 месяцев |
в течение срока, не превышающего 1 месяца |
Для справки: при выявлении признаков сомнительных и (или) подозрительных операций, банковские работники обращаются к клиенту за дополнительными сведениями о проводимой операции, которые затем детально изучаются. Если подозрения подтвердятся, банк сообщит об этом в Департамент по борьбе с экономическими преступлениями, а дальнейшие взаимоотношения с клиентом усложнятся или вовсе прекратятся.
Взаимоотношения узбекских банков с банками-нерезидентами и системами международных денежных переводов немного упростятся. При переводе суммы до 50 МРЗП (сейчас – 25 МРЗП) наши банки потребуют минимальный объем информации: ФИО, номер счета, если в процессе операции использовался счет клиента или уникальный номер операции. И только если сумма перевода будет больше 50 МРЗП, дополнительно потребуются серия и номер паспорта или заменяющего его документа, удостоверяющего личность, а также адрес или дата и место рождения отправителя.
Документ опубликован в Национальной базе данных законодательства и вступает в силу 27.01.2019 г.
Олег Заманов.
Подробнее: norma.uz
Сомнительные и подозрительные банковские операции: новые критерии