Глава ФРБ Филадельфии говорит о том, что ФРС при сворачивании антикризисных сер должна быть столь же решительной и агрессивной, как при спасении экономики. Иначе не избежать инфляционных ожиданий, а то и всплеска инфляции, ведь деньги в Америке дешевы как никогда.
Федеральная резервная система (ФРС) США действовала решительно и агрессивно, когда было нужно спасать экономику страны от краха. И она должна действовать не менее решительно, когда придет время сворачивать меры по поддержке экономики. Мало того, ФРС должна суметь убедить в этом всех, чтобы инфляционные ожидания не привели к очередному витку проблем.
Глава Федерального резервного банка Филадельфии Чарльз Плоссер считает, что в нужный момент американский ЦБ должен будет провести "быстрое" ужесточение кредитно-денежной политики для поддержания доверия к Федеральному резерву.
"От этого зависит доверие к нам. Мы осознаем, насколько будет велика для экономики цена значительно более высокой инфляции и потери доверия, если мы не сможем действовать быстро, и, возможно, агрессивно, когда для этого придет время", - цитирует выступление Ч.Плоссера агентство Bloomberg.
Он отметил, что подходящий момент для повышения ставок может наступить еще до того, как безработица и уровень использования ресурсов в экономике США вернутся к "приемлемым уровням".
Сейчас ФРС вынуждена балансировать: с одной стороны, экономика США подает признаки восстановления, с другой - она по-прежнему слаба. В этой ситуации все еще нужна стимулирующая денежно-кредитная политика, однако сохранение стимулов в течение слишком длительного времени создает инфляционные риски. Целью ФРС сейчас является предотвращение шока на рынке из-за резкого сворачивания программ по поддержке экономики, и ЦБ дает понять, что свернет свое участие в поддержке финансового рынка только после того, как основные проблемы экономики будут решены.
Члены руководства ФРС в последнее время дискутируют о том, насколько наличие неиспользуемых ресурсов (незагруженных производственных мощностей, безработных, пустых домов и т.д.) оказывает сдерживающее влияние на цены.
Ч.Плоссер отметил, что в краткосрочной перспективе он не видит риска ускорения инфляции.
В то же время он указал на то, что современная экономическая ситуация имеет некоторые черты сходства с периодом середины 70-х прошлого века, когда экономика США из-за нефтяного шока вступила в период высокой инфляции, причем этому не помешало наличие неиспользуемых ресурсов в экономике.
Один из уроков 70-х состоит в том, отметил он, что необходимо жестко контролировать инфляционные ожидания, не допускать в обществе сомнений в отношении решимости ФРС сделать все необходимое для поддержания ценовой стабильности.
Рынок ожидает, что Федеральный резерв не будет повышать процентные ставки, находящиеся сейчас почти у нуля, вплоть до середины будущего года. В то же время в последнее время ЦБ последовательно дает понять, что он не допустит роста инфляционных ожиданий и полон решимости агрессивно сворачивать меры по стимулированию экономического роста и начать повышать стоимость кредитов, как только настанет подходящий момент.
Член совета управляющих американского ЦБ Кевин Уорш на прошлой неделе предположил, что Федеральному резерву, возможно, придется быть столь же агрессивным при принятии решений по сворачиванию чрезвычайных мер по поддержке экономики США, сколь он был при их введении.
"Если подход "любой ценой" был правильным, когда шла речь о прекращении паники, то тот же лозунг может оказаться необходимым на этапе оживления, чтобы гарантировать поддержание институционального доверия к ФРС", - писал он в комментарии на сайте The Wall Street Journal.
Эксперты не исключают, что меры по сворачиванию поддержки могут быть не менее агрессивными, чем при их введении в ходе кризиса. Они опасаются, что ФРС может начать повышать процентные ставки еще до того, как необходимость этого станет очевидной.
Первые признаки того, что ФРС начала рассматривать вопросы exit strategy, появились еще в конце июня. Тогда, по итогам очередного заседания центробанк объявил о сокращении некоторых программ кредитования, введенных в экстренном порядке в период кризиса. Первые шаги по сворачиванию мер по поддержке финансовой системы США были достаточно осторожными. ФРС, в частности, отказалась от программы по поддержке инвесторов на денежном рынке (money market investor funding facility), которая была объявлена, но так и не была запущена. Полюс было сокращено финансирование некоторых других программ.
В настоящее время ФРС использует три рычага по стимулированию экономики: это базовая ставка, которая сейчас практически равна нулю, программы предоставления экстренной ликвидности (в том числе краткосрочное кредитование банков и поставки долларов в зарубежные ЦБ) и покупка обеспеченных ипотекой долгов и гособлигаций, направленная на снижение долгосрочных процентных ставок.
Когда придет время, регулятор должен без колебаний пересмотреть все эти меры, иначе призрак 70-х может оказаться реальностью.
ФРС при сворачивании антикризисных мер должна быть столь же решительной и агрессивной, как при спасении экономики.