На прошлой неделе ФРС опубликовала очередную "Бежевую книгу" — обзор текущего состояния американской экономики.
В обзоре подчеркивается, что экономика демонстрирует признаки оживления, однако эти признаки выражены пока довольно слабо. "Сообщения из 12 округов, входящих в Федеральную резервную систему, указывают на то, что там за время, прошедшее после публикации предыдущего обзора, происходит либо стабилизация экономического положения, либо даже его улучшение во многих сферах. Но буквально каждое сообщение об улучшении положения в экономике на местах содержит оговорку о том, что речь идет только о незначительном улучшении",— говорится в документе.
Согласно последним статистическим данным, во втором квартале нынешнего года в американской экономике наблюдался крайне умеренный спад на 0,7% в годовом исчислении — несомненное улучшение по сравнению со спадом ВВП на 6,4%, зафиксированным в первом квартале. Однако улучшение положения дел с выпуском продукции не означает улучшения дел с созданием новых рабочих мест. В сентябре уровень безработицы в США достиг 9,8% трудоспособного населения — самый высокий показатель за 26 лет. В "Бежевой книге" подчеркивается, что высокая безработица сдерживает экономическое восстановление сейчас и будет сдерживать его в дальнейшем.
В качестве положительного момента в нынешней американской экономике ФРС приводит относительно низкую инфляцию и отсутствие предпосылок для ее повышения — во всяком случае, учитывая нынешний уровень безработицы, мала вероятность того, что работники будут требовать повышения зарплаты (либо работодатели будут вынуждены привлекать новых работников с помощью хорошей зарплаты). Следовательно, издержки на содержание рабочей силы, включаемые в цену производимых товаров, не будут расти, а работники не станут усиленно тратить на потребительском рынке дополнительные деньги, полученные от работодателей. Наоборот, в некоторых случаях имеются сообщения о снижении цен и наличии предпосылок для дефляции. Это ФРС считает как раз нежелательным явлением — в условиях дефляции экономическая активность обычно невысока, в частности, потому, что предприниматели не рассчитывают на рост прибылей, а граждане с крайней неохотой тратят деньги, полагая, что незачем покупать товары сегодня, если завтра они будут дешевле.
Надо заметить, что ФРС высоко оценила некоторые меры государственного стимулирования экономического роста. В частности, речь идет об оживлении жилищного строительства с помощью программы, согласно которой каждый, кто покупает жилье впервые, получает от властей кредит на $8 тыс. Эта программа прекращает свое действие 30 ноября нынешнего года, и сейчас многие конгрессмены настаивают на ее продлении.
Надо заметить, что на прошлой неделе американские официальные лица продемонстрировали готовность стимулировать экономику не только с помощью финансовых вливаний и кредитных программ, но и с помощью, так сказать, словесных интервенций — заверяя американцев и весь мир в том, что дела в американской экономике обстоят все лучше и лучше. На прошлой неделе бывший министр финансов США Лоренс Саммерс, ныне возглавляющий национальный экономический совет при администрации президента, подчеркнул: "Нет никаких сомнений в том, что в третьем квартале был зафиксирован экономический рост, причем рост довольно заметный,— и есть все основания полагать, что в четвертом квартале произойдет то же самое". При этом Саммерс указал, что экономический рост явился результатом применения пакета государственных мер по стимулированию экономики стоимостью $787 млрд.
Саммерс также принял меры по поддержанию курса доллара на мировом валютном рынке. Он подчеркнул, что нынешнее снижение курса доллара никоим образом не ставит под сомнение его статус главной мировой валюты: "Полагаю, доллар в обозримом будущем останется главной резервной валютой в мире. Наиболее важная помощь, которую можем оказать доллару мы все, заключается в том, чтобы обеспечить его силу силой американской экономики".
Однако в то же время Саммерс дал понять, что администрация президента пока еще не решила, какие дальнейшие шаги предпринять для стимулирования американской экономики. Естественно, она хотела бы, чтобы рост безработицы (которая по прогнозам может достичь 10,5% трудоспособного населения к середине следующего года) сменился ее падением. Однако непонятно, как это сделать. В любом случае новые масштабные программы бюджетного стимулирования экономики наталкиваются на серьезное ограничение — бюджетный дефицит уже достиг $1,4 трлн, то есть 10% ВВП.
В то же время Саммерс особо подчеркнул: "Мы в любом случае не можем себе позволить решать абсолютно все проблемы за государственный счет". И в качестве обстоятельства, которое сдерживает наращивание государственных расходов, привел как раз курс доллара на мировом валютном рынке, указав, что нынешний грандиозный бюджетный дефицит США веры в американскую валюту отнюдь не добавляет и прямо этой валюте вредит.
Спасение американской экономики, а следовательно доллара продолжается