Первым в истории президентом объединенной Европы вчера поздно вечером был избран премьер-министр Бельгии 62-летний Херман ван Ромпей, бывший успешный министр экономики этой страны. Первым министром иностранных дел Евросоюза стала представительница Великобритании, еврокомиссар по торговле баронесса Кэтрин Эштон.
Процедура выборов проходила в ходе рабочего ужина в брюссельской штаб-квартире ЕС, начавшегося вчера в семь вечера по московскому времени. Главы 27 государств -- членов ЕС определяли двух высших чиновников путем длительного и трудоемкого согласования интересов всех участников политической трапезы. Его результат -- принятое консенсусом компромиссное пакетное решение, в котором будут фигурировать имена не только президента и главы МИД ЕС, но еще и имена гораздо менее публичные -- руководителей их аппаратов. Однако, поскольку принятие важных решений в ЕС, как правило, зависит от бюрократов, возможно, не меньше, чем от политических лидеров, на закрытой «брюссельской вечере» будет приниматься во внимание и список аппаратных персоналий.
Тем не менее главной интригой оставалось, кто получит пост первого президента и первого министра иностранных дел. До последнего момента в шорт-лист претендентов на президентство входили премьер-министр Бельгии Херман ван Ромпей и экс-президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга, главы правительств Люксембурга и Нидерландов Жан-Клод Юнкер и Ян Петер Балкененде. Назывались также имена бывших премьер-министров Великобритании, Финляндии, Бельгии и Испании -- Тони Блэра, Пааво Липпонена, Ги Верхофстадта и Фелипе Гонсалеса, экс-президентов Ирландии и Чехии Мэри Робинсон и Вацлава Гавела, а также бывшего канцлера Австрии Вольфганга Шюсселя и экс-президента Эстонии Тоомаса Хендрика Ильвеса.
В главы общеевропейского МИДа прочили экс-главу МИД Италии Массимо д'Алему и нынешнего министра иностранных дел Испании Мигеля Анхеля Моратиноса. В последние дни заговорили и о необходимости обсуждения женских кандидатур -- так появилось имя представительницы Великобритании Кэтрин Эштон. Тем более что за пару дней до встречи в Брюсселе считавшийся наиболее вероятным кандидатом на этот пост глава МИД Великобритании Дэвид Милибэнд заявил о снятии своей кандидатуры.
Спустя час после начала ужина стало известно об отказе от участия в европрезидентском кастинге экс-премьер Нидерландов Балкененде, а спустя еще час -- Тони Блэра. Что касается последнего, вряд ли это стало неожиданностью. Как считают европейские аналитики, фигура харизматичного и амбициозного Блэра вряд ли бы устроила европейских лидеров на посту президента ЕС, который, согласно вступающему в силу с 1 декабря этого года Лиссабонскому договору, является председателем Европейского совета (не путать с Советом Европы).
Эта должность в большей мере является представительской в буквальном смысле, то есть представляет национальные правительства стран -- членов ЕС. Полномочий у председателя Евросовета будет меньше, чем у председателя Еврокомиссии, наднационального органа, фактически европейского правительства, которое возглавляет ныне португалец Жозе Мануэл Баррозу.
В этом отношении, как ни странно звучит на первый взгляд, гораздо большими полномочиями будет обладать министр иностранных дел ЕС, который согласно тому же Лиссабонскому договору, станет также и вице-председателем Еврокомиссии, органа, который утверждается Европарламентом. Это придает главе МИД ЕС большую легитимность, нежели президенту. Кроме того, под его начало переходит почти пятитысячный аппарат уже существующего внешнеполитического ведомства ЕС с его многомиллиардным бюджетом.
В согласовании кандидатур президента и министра иностранных дел также неизбежно необходимо было учитывать баланс интересов больших и малых стран ЕС, левого и правого спектра политиков в разных государствах, старых и новых членов Евросоюза, или, если хотите, его западного и восточного блока. Надо было учесть и гендерное равновесие, избежав преобладания мужского начала в руководстве Евросоюза.
Разумеется, учесть столько нюансов путем простой демократической процедуры было сложно. В этом отношении был прав экс-президент Польши Лех Валенса, обрушившийся вчера с яростной критикой на Брюссель за закулисный стиль принятия решений на «закрытой вечере» глав государств. Однако, сменив гнев на милость, бывший лидер польской «Солидарности» высказал надежду, что этот стиль выборов относится к проблемам «переходного периода» в истории объединенной Европы.
Гораздо более прозрачными оказались сведения о зарплате избранного на два с половиной года первого президента ЕС. Она составит 24 тыс. евро чистыми в месяц. В общем на его содержание в бюджете ЕС на 2010 год, как указывает французская газета «Фигаро», предусмотрено около 25 млн евро. Сюда включаются расходы на зарплату, представительские расходы, обеспечение личной безопасности, содержание аппарата, проведение различных мероприятий, в том числе и саммитов Евросоюза. Раньше эти расходы брала на себя страна -- председатель ЕС, как, к примеру, ныне Швеция. А сами эти саммиты будут происходить в Брюсселе.
Источник: www.vremya.ru
У Евросоюза появился верховный начальник