В преддверии новогодних праздников, обычно сопровождающихся всякими там премиями и "тринадцатыми зарплатами", в СМИ вновь активно стала обсуждаться борьба с высокими банковскими бонусами. Причиной послужила идея властей Великобритании ввести "суперналог" на премиальные банкиров. Местные финансисты возмущены инициативой правительства, однако готовность последовать примеру британцев выразили и во Франции.
На сентябрьском саммите лидеров стран "большой двадцатки" (G20) его участники признали высокие бонусы банкиров одной из причин мирового кризиса. По мнению G20, погоня за быстрым увеличением прибыли и премиальными заставляла банки вкладывать средства в доходные, но высокорисковые финансовые инструменты. Что из этого вышло - известно, а последствия до сих пор "расхлебывают" практически все государства.
Тогда же G20 одобрила новые правила, ограничивающие банковские бонусы. Самое очевидное решение - уменьшить их размер - одобрения на саммите не получило. Вместо этого участники решили ввести общие правила и принципы регулирования премиальных, а далее каждое государство в отдельности должно было самостоятельно решить, в какой степени эти правила применять.
Новые принципы подхода к выплате премиальных предусматривали, в том числе, что финансовые организации откажутся от гарантированных бонусов, и будут выплачивать годовые премии не сразу, а в течение трех лет. Кроме того, получение бонусов руководителями банков должно было жестко привязываться к результатам деятельности кредитного учреждения. Также банки должны были выдавать часть премиальных деньгами, а еще часть - акциями.
После этого наступило некоторое затишье. Видимо, власти каждой из стран решали, как наиболее безболезненно умерить аппетиты финансистов. В декабре "проснулась" Великобритания.
"Суперналог"
Стоит заметить, что британские власти предпринимали попытки как-то ограничить размер премиальных банкирам еще в августе текущего года. 12 августа Управление финансового надзора (FSA) Великобритании опубликовало новые правила выплат зарплаты топ-менеджерам кредитных учреждений. Однако ограничения на бонусы оказались минимальными, и предложения FSA были раскритикованы общественностью.
9 декабря министр финансов страны Алистер Дарлинг, рассказывая о проекте бюджета страны на следующий год, сообщил о более радикальных мерах. С апреля 2010 года британские власти предполагают ввести дополнительный налог на все банковские бонусы выше 25 тысяч фунтов стерлингов (более 40 тысяч долларов). Ставка налога составляет 50 процентов.
Другими словами, в случае получения годовой премии, превышающей указанный порог, банкир должен будет ровно половину отдать государству. Однако Дарлинг отметил, что по его мнению, пострадавшие от кризиса финансовые организации должны больше думать о наращивании собственного капитала, нежели о щедрых премиальных своим руководителям.
Потенциальную выгоду бюджета от введения "суперналога" СМИ уже оценили в 500-550 миллионов фунтов стерлингов. По предварительным оценкам, новый налог затронет 20000 банкиров. |
Мнение Дарлинга, думается, поддержали многие, кто смог ознакомиться с данными Центра экономических и деловых исследований (CEBR). В октябре текущего года CEBR сообщил, что в общей сложности бонусы британским финансистам составят в 2009 году 6 миллиардов фунтов стерлингов, что на 50 процентов превысит прошлогодний показатель. Впрочем, рекорда 2007 года в 10,24 миллиарда фунтов объем бонусов в текущем году все же не побьет.
Между тем сами финансисты выразили резкое возмущение инициативой властей. Новый налог уже назвали "непродуманной, непоследовательной и популистской" мерой, пишет Bloomberg. Газета The Financial Times приводит слова одного из банкиров, который считает, что новые правила "нарушили договоренности между правительством и бизнесом".
В целом в лондонском Сити опасаются, что новый налог навредит Великобритании как одному из крупнейших в Европе финансовых центров. "Кто, черт возьми, захочет в таких условиях вести свои дела на британском рынке? Многие организации, очевидно, захотят уйти", - заявил неназванный сотрудник одного из инвестбанков. Он же отметил, что до 40 процентов финансовых организаций, представленных на британском рынке, "мобильны".
Впрочем, после заявления Дарлинга пока что ни один банк официально не сообщил о своем отказе вести дела в Великобритании. Зато известия о "суперналоге" вызвали бурное обсуждение в других странах.
Последователи
"Суперналог" вызвал бурное обсуждение в США, где весной текущего года Палата представителей Конгресса США почти единогласно проголосовала за законопроект, предполагающий введение 90-процентного налога на бонусы, выплачиваемые в спасаемых государством компаниях. Однако дальше дело не пошло, и в конечном итоге этот законопроект не был принят.
Теперь же многие в США вновь стали высказываться за введение налога, аналогичного британскому. В частности, президент Института экономической политики (EPI) Лоренс Мишель (Lawrence Mishel) заявил, что подобная идея "может быть подхвачена очень быстро".
Слова Мишеля тут же подтвердились. 10 декабря Франция выразила поддержку инициативе британских властей. Президент Франции Николя Саркози заявил, что страна также намерена ввести 50-процентный налог на бонусы, превышающие 27 тысяч евро в год (24,5 тысячи фунтов). Саркози отметил, что в деталях введение нового налога пока не разработано, однако одобрение со стороны французских банков уже получено.
11 декабря глава Центробанка ЕС Жан-Клод Трише призвал европейские банки не выплачивать "неоправданные" премиальные своим топ-менеджерам. Его мнение практически совпало с мнением Дарлинга: Трише также считает, что сейчас финансовым организациям следует укреплять свои позиции на рынке и увеличивать капиталы, а не тратить значительную часть своих прибылей на бонусы.
В России в условиях кризиса правительство также пыталось бороться с бонусами. Однако несмотря на некоторые успехи, в сентябре стало известно, что зарплаты в крупнейших российских банках вернулись на докризисный уровень.
(Анти)бонусная суета