JET: Вклады в сумах или долларах: что выгоднее в Узбекистане? Подробнее

Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров по итогам 2009 г.

01.02.2010

Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2009 году и важнейшим приоритетам экономической программы на 2010 год.

Уважаемые участники собрания!

Наша важнейшая задача сегодня – дать критическую оценку итогам истекшего 2009 года в условиях углубления мирового финансово-экономического кризиса и на этой основе определить важнейшие приоритеты социально-экономического развития страны на 2010 год.

Принципиально важное значение имеет объективная оценка эффективности Антикризисной программы на 2009-2012 годы, с тем, чтобы при необходимости внести соответствующие коррективы в ход ее реализации в 2010 и последующих годах.

Думаю, нет сегодня необходимости говорить о том, что 2009 год оказался для нас действительно очень трудным.

По сути дела, у нас есть все основания заявить, что 2009 год стал настоящим испытанием, в первую очередь избранной нами собственной «узбекской модели» перехода от старой командно-административной, распределительной системы к рыночной системе управления, построенной на пяти известных принципах и стратегии постепенных, поэтапных реформ и эволюционного развития государства и экономики.

Важное значение для смягчения и нейтрализации воздействия кризиса имели продуманность и своевременность принятых правительством комплекса антикризисных решений, рассчитанных на 2009-2012 годы и обеспечивающих устойчивую и бесперебойную работу нашей финансово-экономической, бюджетной, банковско-кредитной системы, мер по оказанию помощи предприятиям, реальным секторам экономики и социальной поддержки населения страны.

Коротко о том, что было сделано по укреплению финансово-банковской системы.

Принятые и принимаемые меры позволили за последние два года в 2 раза увеличить совокупный капитал коммерческих банков. Только в истекшем году на пополнение уставных капиталов ведущих банков было дополнительно выделено свыше 500 миллиардов сумов государственных средств.

Сегодня банковская система Узбекистана не только остается одной из самых стабильных, отвечающей строгим международным требованиям, но и по ряду установленных нормативов имеет устойчивые позиции. Уровень достаточности капитала наших банков превышает 23 процента, что почти в 3 раза выше международных стандартов, установленных Базельским комитетом.

14 коммерческих банков республики, чьи активы в совокупности составляют более 90 процентов банковской системы, получили высокую рейтинговую оценку «стабильный» от ведущих международных рейтинговых компаний, таких, как «Фитч Рейтингс», «Мудис» и «Стандарт энд Пурс».

На сегодня совокупные активы банков более чем в 2 раза превышают объемы средств, находящихся на счетах населения и юридических лиц, обеспечивая их полную защиту и гарантируя своевременность платежей. Общая текущая ликвидность банковской системы в 10 раз больше текущих обязательств банков по внешним платежам. Иными словами, создана прочная «подушка безопасности» всей банковской системы.

Ликвидность и устойчивость отечественных банков служит мощным фактором роста доверия к банковской системе, мобилизации на депозитные счета свободных средств предприятий и населения. Объем вкладов населения только в течение прошлого года увеличился в 1,7 раза. В целом за последние десять лет внутренние источники, направляемые на кредитование реальных секторов экономики, увеличились более чем в 25 раз.

В результате кардинально изменилась структура кредитного портфеля банков. Если в 2000 году кредитный портфель почти на 54 процента формировался за счет внешних заимствований, то в 2009 году 84 процента всего кредитного портфеля наших банков было сформировано за счет внутренних источников. В условиях ограниченности, в силу известных причин, внешних источников заимствования это имеет исключительно важное значение для перспектив развития нашей экономики.

При этом внешние заимствования привлекаются преимущественно на долгосрочной основе исключительно на финансирование инвестиционных проектов по модернизации стратегических отраслей экономики, поддержку субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства.

Общий объем кредитных ресурсов, направляемых в реальный сектор нашей экономики, вырос в 2009 году по сравнению с 2000 годом в 14 раз. При этом доля кредитов банков на инвестиционные цели составила в общем кредитном портфеле около 70 процентов.

Большое значение имели меры по обеспечению финансовой устойчивости и поддержке предприятий реального сектора экономики в условиях мирового финансово-экономического кризиса, в первую очередь за счет модернизации производства, расширения кооперационных связей, налаживания устойчивых партнерских отношений, стимулирования внутреннего спроса на продукцию отечественных производителей.

Благодаря принятой программе были осуществлены меры по сокращению непроизводственных затрат, снижению себестоимости продукции, пополнению оборотных средств предприятий с целью обеспечения их стабильной работы.

В качестве государственной поддержки по 50 предприятиям реструктурирована просроченная и текущая кредиторская задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, что существенно поддержало их производственную деятельность, оставив в их распоряжении более 350 миллиардов сумов.

В целом по отраслям промышленности себестоимость выпускаемой продукции сократилась на 18 процентов, а в ряде отраслей и предприятий, таких, как Алмалыкский ГМК, АПО «Узметкомбинат», предприятия ассоциации «Узэлтехсаноат», компании «Узстройматериалы» и другие, – на 20-25 процентов.

Огромное значение для повышения финансовой устойчивости предприятий имеет проводимая работа по ликвидации низкорентабельных, экономически несостоятельных предприятий и вовлечение в этот процесс коммерческих банков.

Всего по республике установлено 240 предприятий-банкротов, включая крупные предприятия, из которых в настоящее время 154 уже реализованы новым собственникам, на баланс коммерческих банков передано 86 предприятий-банкротов.

Сегодня на 70 экономически несостоятельных предприятиях, переданных на баланс коммерческих банков, полностью восстановлено производство и реализовано перспективным инвесторам, на остальных – ведется работа по их финансовому оздоровлению.

Принятые меры позволили освободить экономику нашей страны от ненужного балласта, погасить кредиторскую задолженность перед бюджетом и по заработной плате на общую сумму 1 триллион сумов, организовать на базе предприятий-банкротов свыше 100 новых видов производств, дополнительно создать свыше 17 тысяч рабочих мест.

В рамках осуществляемой широкомасштабной программы локализации производства в истекшем году реализовано свыше 840 проектов, что позволило увеличить объемы производства локализуемой продукции по сравнению с 2008 годом в 2,3 раза. Налажено производство более 120 новых видов продукции, среди которых – нефтегазовое оборудование, продукция химической промышленности, комплектующие для автомобилестроительной промышленности и многое другое, создано около 2 тысяч новых рабочих мест.

В условиях резкого ухудшения конъюнктуры мировых рынков на важнейшие виды экспортируемых товаров в связи с мировым кризисом большое значение имело принятие действенных мер по поддержке и стимулированию отечественных предприятий-экспортеров, укреплению экспортного потенциала, сохранению и дальнейшему расширению объемов отечественной продукции на мировых рынках.

Для обеспечения устойчивой работы предприятий-экспортеров, повышения их конкурентоспособности на внешних рынках были приняты беспрецедентные меры по их поддержке – недопущению необоснованного роста цен на энергоносители и коммунальные услуги, снижению на предприятиях себестоимости продукции за счет оптимизации технологических процессов, применены новые механизмы по формированию экспортных цен, увеличены сроки по банковским гарантиям, сокращены сроки возврата налога на добавленную стоимость и реализованы другие меры поддержки.

Немаловажную роль в обеспечении стабильной работы предприятий-экспортеров сыграла помощь со стороны банков республики. Только в истекшем году на пополнение оборотных средств предприятиям-экспортерам предоставлены льготные кредиты на общую сумму 233 миллиарда сумов, что позволило предотвратить сокращение производства в связи с временными трудностями с реализацией их продукции на экспорт.

За счет принятых мер по поддержке предприятий-экспортеров нам удалось обеспечить их стабильную работу, увеличить в 2009 году объем поставки продукции на экспорт на 2,4 процента. Это позволило завершить внешнеторговый оборот в 2009 году с большим положительным сальдо, что в свою очередь является важнейшим показателем надежности платежного баланса и устойчивости в целом нашей экономики.

Важнейшим направлением поддержки хозяйствующих структур явились дополнительные меры по стимулированию и облегчению налоговой нагрузки, упрощению и унификации системы налогообложения.

В истекшем году хозяйствующим субъектам республики был предоставлен широкий спектр дополнительных налоговых и таможенных льгот.

Предоставлены льготы по уплате налога на прибыль и единого налогового платежа для предприятий легкой промышленности и пищевой индустрии, специализирующихся на выпуске потребительских товаров, а также предприятий, участвующих в программе локализации производства.

Сроком на 5 лет освобождены от всех видов налогов вновь создаваемые специализированные подрядные организации по строительству и реконструкции жилого фонда. На этот же срок освобождены от налогообложения дивиденды учредителей предприятий, направляемые на капитализацию и инвестирование.

В целом в рамках реализации Антикризисной программы за счет предоставления налоговых льгот и преференций в распоряжении хозяйствующих субъектов остались средства на сумму свыше 500 миллиардов сумов, которые были направлены на пополнение оборотных средств, техническое перевооружение производства, освоение новых видов продукции, материальное стимулирование работников.

Особое внимание было уделено усилению поддержки и стимулированию ускоренного развития малого бизнеса и частного предпринимательства, играющего все более значимую роль в обеспечении экономического роста, создании рабочих мест и решении проблем занятости, роста доходов и благосостояния населения. Сегодня субъектами малого бизнеса производится около 50 процентов валового внутреннего продукта против 30 процентов в 2000 году. Это, в первую очередь, результат той поддержки, которая постоянно оказывается малому бизнесу и частному предпринимательству со стороны государства.

В 2009 году с 8 до 7 процентов был снижен единый налоговый платеж для малых промышленных предприятий, уменьшены в среднем в 1,3 раза и размеры фиксированного налога для индивидуальных предпринимателей.

Значительно сокращены расходы предпринимателей по организации своего дела. Так, в 4 раза снижена стоимость получения архитектурно-планировочных заданий, в 2,5 раза – экспертизы проектно-сметной документации, в 2 раза – стоимость оформления кадастровых документов.

Субъектам малого предпринимательства в течение года передано в аренду около 2 тысяч свободных помещений, выявленных в результате инвентаризации, при этом тарифы на аренду помещений в зависимости от места расположения и вида деятельности снижены от 3 до 10 раз.

Общий объем выделенных этому сектору кредитных ресурсов превысил 1,8 триллиона сумов.

Ключевым приоритетом реализации Антикризисной программы стало привлечение инвестиций, прежде всего за счет мобилизации внутренних источников, на осуществление ускоренной модернизации, технического и технологического перевооружения важнейших отраслей экономики, опережающее развитие транспортных коммуникаций и строительства объектов социальной инфраструктуры.

В течение 2009 года в рамках принятой Инвестиционной программы и отраслевых программ технической модернизации реализовывались 690 инвестиционных проектов, из которых 303 проекта были успешно завершены. В целом по республике введены в эксплуатацию 22 крупных производственных объекта, из них в нефтегазовой, химической, металлургической промышленности – 8 объектов, машиностроении – 9, стройиндустрии – 5.

В истекшем году были завершены такие стратегические проекты, как реконструкция агрегатов аммиака на предприятиях «Ферганаазот» и «Максам-Чирчик», строительство завода по производству фар и фонарей для легковых автомобилей в Намангане, текстильного комплекса «Дэу текстиль» в Бухаре. Введена в эксплуатацию дожимная компрессорная станция «Газли», а также установка осушки газа на компрессорной станции «Кунград» производительностью 35 млн. куб.м газа в сутки. Завершено строительство газопровода, проходящего по территории Узбекистана из Туркмении в Китай, что расширяет возможности транзитного потенциала нашей страны.

Помимо этого, в регионах создано более 480 новых производств, прежде всего в сфере малого бизнеса, в таких отраслях, как промышленность строительных материалов, пищевая и легкая промышленность, других отраслях.

Особо хотел бы отметить, что благодаря реализации стратегических инвестиционных проектов по строительству ЛЭП-500 «Новоангрен-Узбекистанская» с подстанцией, магистрального газопровода «Ахангаран-Пунган» через перевал Камчик протяженностью 165 км, высоковольтной линии электропередач «Гузар-Сурхан» мы фактически завершили создание единых электрической и газовой систем в масштабах всей страны. Это позволяет надежно обеспечить снабжение населения Ферганской долины и юга Узбекистана природным газом и электроэнергией, а также значительно увеличить экспорт электроэнергии.

В центре нашего внимания находилась реализация широкомасштабной программы по строительству и реконструкции Узбекской национальной автомагистрали, отвечающей высоким международным стандартам, надежно связывающей между собой все регионы республики и обеспечивающей выход к региональным и мировым рынкам.

За прошедший год введены в эксплуатацию 217 км, осуществлен капитальный ремонт 538 км автомобильных дорог и 19 мостов. На выполнение этих работ направлено свыше 280 миллиардов сумов за счет Дорожного фонда республики. Привлечены льготные кредитные ресурсы АБР на общую сумму 56 миллионов долларов для закупки дорожно-строительной техники.

Продолжились работы по развитию и модернизации железнодорожной транспортной системы страны. Обеспечен ввод 5 мостов с участием японского капитала на новой железнодорожной линии Ташгузар-Байсун-Кумкурган. Сданы в эксплуатацию 6 новых разъездов железнодорожной линии Навои-Учкудук-Султануиздаг-Нукус. Начаты работы по проектам электрификации железных дорог, обновлению парка железнодорожных локомотивов и подвижного состава.

В 2009 году проведены большие работы по строительству интермодального центра международных перевозок на базе аэропорта «Навои» как одного из ключевых объектов создаваемой в Навоийской области свободной индустриально-экономической зоны. В течение прошлого года из этого аэропорта национальной авиакомпанией на арендованных у компании «Кореан Эйр» современных транспортных самолетах выполнено более 330 рейсов по международным маршрутам и перевезено около 8,5 тысячи тонн груза, что позволило интегрировать аэропорт города Навои в глобальную логистическую сеть.

Завершено строительство и введен в эксплуатацию Международный центр логистики в городе Ангрене, который обеспечит гарантированную круглогодичную транспортную связь между регионами республики и областями Ферганской долины.

Говоря о развитии систем коммуникаций, особо следует отметить то стратегически важное значение, какое имеет для нас развитие высокотехнологичной телекоммуникационной отрасли. Сегодня уже немыслимо представить жизнь без компьютерной техники, информационных технологий, Интернета, сотовой телефонной связи.

В этом направлении в 2009 году была начата реализация 12 инвестиционных проектов. На базе современных технологий расширена магистральная линия связи Ташкент-Бухара, которая позволила увеличить пропускную способность каналов в 60 раз и тем самым предоставить возможности для предоставления широкополосных услуг, таких, как видеотелефония, Интернет и др. Введены в эксплуатацию международные линии связи по направлениям Андижан-Ош, Кунград-Бейнеу, Денау-Турсунзаде и Термез-Хайратон.

В рамках реализации программы по мелиоративному улучшению земель в 2009 году были построены и реконструированы 840 км коллекторно-дренажных сетей, 250 скважин вертикального дренажа, 15 единиц мелиоративных насосных станций и сооружений. Всего на реализацию проектов по мелиоративному улучшению земель в 2009 году было направлено 130 миллиардов сумов.

В результате улучшилось мелиоративное состояние свыше 240 тысяч га орошаемых земель, что дает возможность увеличить урожайность сельскохозяйственных культур и повысить доходы фермерских хозяйств.

В 2009 году наряду с реализацией крупнейших инвестиционных проектов и развитием производственных и коммуникационных объектов, развитием сельского хозяйства и мелиоративного строительства в центре нашего внимания оставались вопросы развития социальной сферы.

Всего на эти цели направлено в эквиваленте 2,5 миллиарда долларов, или 27,8 процента от общего объема освоенных в 2009 году капитальных вложений.

Практически завершена реализация двух важнейших социальных программ – Национальной программы по подготовке кадров и Государственной программы развития школьного образования. Создана целостная система непрерывного образования, включающая в себя среднее 9-летнее школьное и 3-летнее среднее специальное профессиональное образование, т.е. завершается переход к 12-летнему образованию, дающего возможность нашим детям наряду с общим образованием овладеть конкретной профессией.

Говоря об эффективности и результативности мер, осуществленных в рамках Антикризисной программы в 2009 году, следует особо отметить их направленность на решение двух ключевых задач – создание новых рабочих мест и дальнейшее повышение уровня жизни нашего населения.

Благодаря принимаемым мерам в 2009 году в стране было создано более 940 тысяч новых рабочих мест, из которых около 500 тысяч было создано в сельской местности. Свыше 390 тысяч новых рабочих мест создано в сфере малого бизнеса, в том числе более 270 тысяч – в сфере услуг.

По-прежнему важнейшим направлением занятости населения является стимулирование надомного труда в кооперации с промышленными предприятиями и выполнения работ на дому по договору подряда, за счет чего было создано около 130 тысяч рабочих мест.

Подводя итоги 2009 года, у нас сегодня есть все основания с чувством удовлетворения отметить, что благодаря правильно избранной нами стратегии развития, обновления и модернизации страны, мобилизации наших сил и возможностей по выполнению Антикризисной программы мы смогли не только противостоять вызовам и угрозам глобального кризиса, но и в числе немногих государств мира обеспечиваем устойчивые темпы экономического и социального развития, рост благополучия и благосостояния наших людей.

В 2009 году валовой внутренний продукт в Узбекистане вырос на 8,1 процента, объем производства промышленной продукции увеличился на 9 процентов, сельского хозяйства – на 5,7 процента, розничного товарооборота – на 16,6 процента, платных услуг, оказанных населению, – на 12,9 процента. Следует отметить, что, несмотря на сложные климатические условия истекшего года, в республике впервые произведено более 7,3 миллиона тонн зерна, в том числе 6 миллионов 600 тысяч тонн пшеницы, собрано хлопка-сырца в объеме 3,4 миллиона тонн.

В 2009 году объемы инвестирования в экономику выросли в эквиваленте до 8,2 миллиарда долларов, что на 24,8 процента больше, чем в 2008 году. На 68 процентов возрос объем привлеченных иностранных инвестиций, и что особенно важно, основную их долю составляют прямые инвестиции, которые возросли в 1,8 раза.

Уровень инфляции в стране не превысил установленные на 2009 год пороговые значения и составил 7,4 процента. Узбекистан стал в истекшем году одним из немногих государств мира, в котором Государственный бюджет исполнен с профицитом в размере 0,2 процента к ВВП.

Хотел бы с особым удовлетворением отметить, что за истекший год реальные доходы населения увеличились на 26,5 процента, рост средней заработной платы, пенсий и пособий в среднем составил 40 процентов.

Успехи, достигнутые Узбекистаном в реализации антикризисных мер, получили признание со стороны авторитетных международных финансовых и экономических институтов, таких, как Международный валютный фонд, Всемирный банк, Азиатский банк развития, и ряда других ведущих финансовых институтов мира.

Так, в заявлении исполнительных директоров МВФ, посетивших Узбекистан в октябре 2009 года, отмечено, что «Узбекистан проявил значительную устойчивость к воздействию мирового экономического кризиса в результате осмотрительной политики, позволившей правительству накопить значительные ресурсы, необходимые для обеспечения роста в этот период, и противостоять кризису, а также благодаря разумной политике участия на мировых финансовых рынках».

Уважаемые друзья!

Прежде чем перейти к важнейшим приоритетам социально-экономического развития страны на 2010 год, считаю необходимым очень коротко остановиться на некоторых обобщенных оценках авторитетных международных экспертов и экономистов, их прогнозах о тенденциях развития мировой экономики в текущем 2010 году.

Первое. В соответствии с их анализом и оценками, острота и пиковые проявления мирового финансового кризиса будут постепенно снижаться и в 2010 году ожидается постепенный медленный рост мировой экономики.

После снижения роста глобальной экономики в 2009 году примерно на 1 процент экономическое развитие в мире в текущем году может вырасти где-то на 3 процента, что значительно ниже темпов докризисного периода.

При этом намечается, как отмечают аналитики, продолжение роста безработицы, что, естественно, будет сказываться на уровне жизни населения.

Второе. Нестабильный рост международного рынка, а во многих странах продолжающееся падение внутреннего спроса на товары не способствуют формированию прочной базы для поступательного наращивания темпов реального сектора экономики.

Положение усугубляется тем, что широкомасштабное повсеместное государственное вмешательство в период острой фазы кризиса было направлено в первую очередь на поддержку ликвидности банковско-финансовой системы и ликвидации провалов в ипотечном кредитовании и в малой степени коснулось отраслей и производств реального сектора экономики, сферы малого бизнеса и предпринимательства.

В этой связи в текущем году в сфере реальной экономики будут серьезно сказываться проблемы, связанные со слабостью финансового состояния предприятий и компаний, их неспособностью расплатиться с заемными и банковскими кредитами.

В 2010 году и последующие годы в банковской системе может возрасти опасность новой волны банкротства в связи с ростом объема невозвратных кредитов по ипотечному и потребительскому кредитованию.

Наряду с этим падение и сокращение объемов производства, растущая безработица и ограничение реальных доходов населения приводит к существенному уменьшению налоговых поступлений и росту дефицита государственного бюджета, который может приобрести в некоторых странах хронический характер.

Третье. Несмотря на то, что продолжающееся снижение на рынке потребительского спроса сегодня ограничивает повышение цен, а кое-где имеет место и дефляция, громадная эмиссия денежных средств и накачивание ими банков и финансового сектора для поддержания ликвидности создают опасный риск резкого роста инфляционных процессов в ряде стран.

Сдерживание нарастающей волны инфляции будет весьма и весьма трудной задачей.

Четвертое. Нельзя не отметить продолжающиеся большие спекулятивные игры и опасность раздувания новых «пузырей» на фондовых, сырьевых и финансовых рынках, которые могут привести к новым финансовым обвалам и отвлечению средств от обновления и модернизации реальной экономики.

Пятое. Самые большие проблемы для становления и развития экономики, прежде всего развивающихся стран, создаются продолжающейся в мировой практике политикой протекционизма.

Несмотря на многочисленные заявления о недопустимости подобной практики на заседаниях «группы 20», создается впечатление, что устранить протекционизм как явное препятствие для свободной экономики вряд ли возможно в ближайшей перспективе.

Шестое. Приоритетной задачей в 2010 году и последующие годы, по мнению экспертов МВФ, является подготовка к сокращению исключительно высокого уровня государственного вмешательства в экономику.

Слишком длительное продолжение поддерживающих мер в финансово-экономической сфере сопряжено с риском появления диспропорций в балансировании экономики и серьезным ограничением на пути развития свободного предпринимательства.

Выводы, которые напрашиваются из этих оценок и прогнозов дальнейшего развития мировой экономики в условиях продолжающегося кризиса, свидетельствуют о том, что несмотря на то, что пройдена наиболее острая его фаза, еще предстоит преодолеть весь цикл разразившегося финансово-экономического кризиса.

Процесс выхода из кризиса и посткризисного выздоровления экономики может иметь достаточно длительный, сложный и неровный характер.

Уважаемые участники заседания!

Важнейшая цель и основной приоритет социально-экономического развития на 2010 год – это продолжение и углубление реформирования, обновления и модернизации страны, безусловное выполнение Антикризисной программы на 2009-2012 годы и на этой основе обеспечение высоких и устойчивых темпов роста экономики, ее эффективности и макроэкономической сбалансированности.

Растущий потенциал, вошедшие за последние годы в строй новые современные мощности, развитие производственной и социальной инфраструктуры, системно осуществляемые реформы и либерализация экономики, созданный исключительно благоприятный инвестиционный климат дают нам возможность предусмотреть в 2010 году:

Рост ВВП и промышленной продукции на 108,3 процента, сельского хозяйства – на 105 процентов. Добиться роста объема инвестирования в экономику на уровне 30 процентов к ВВП.

Ставится задача обеспечить прирост экспорта продукции на 8,5 процента, качественно изменить его структуру за счет увеличения доли готовой продукции с высокой добавленной стоимостью.

Предусматривается ужесточить по сравнению с 2009 годом проведение бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики и режима экономии, в первую очередь за счет внедрения современных ресурсо- и энергосберегающих технологий.

Уровень инфляции ожидается в пределах 7-9 процентов.

Достижение поставленных целей будет зависеть, в первую очередь, от того, насколько полно мы сумеем мобилизовать все наши возможности и ресурсы, обеспечить безусловное выполнение предусмотренных Антикризисной программой мер по нейтрализации все еще сохраняющихся больших рисков и последствий кризиса.

Это потребует от Кабинета Министров осуществления жесткого и системного контроля за реализацией каждым отдельным исполнителем возложенных на него задач в разрезе отраслевых комплексов и сфер экономики, а также территорий.

Принимая во внимание продолжающийся мировой финансово-экономический кризис и его воздействие на экономику страны, важнейшей приоритетной задачей остается обеспечение финансово-банковской устойчивости.

Речь идет о дальнейшей капитализации и усилении инвестиционной активности банков, увеличении объемов кредитования, направляемых на восстановление и расширение приоритетных направлений структурных преобразований в экономике, модернизацию, техническое и технологическое обновление производства.

Мы все должны хорошо усвоить простую истину – без инвестиций нет модернизации, нет обновления! И здесь мы имеем в виду не только ускорение реализации предприятиями инвестиционных проектов, но и то, насколько активно в осуществлении инвестиционных процессов непосредственно заинтересованы и участвуют коммерческие банки со своими кредитными ресурсами.

Для этого коммерческие банки должны иметь достаточный капитал, быть финансово устойчивыми, одним словом, они должны превратиться в крупные инвестиционные институты.

Благодаря принятым мерам по стимулированию увеличения доли долгосрочных кредитов коммерческих банков удельный вес кредитов, предоставленных сроком свыше 3-х лет, в общей сумме кредитного портфеля банков достиг в настоящее время 69 процентов, увеличившись за последние 10 лет в 28 раз.

Вместе с тем с учетом динамики и масштабов роста экономики, структурных преобразований, реализации инвестиционных проектов требует дальнейшего внимания и поддержки увеличение кредитного потенциала банковской системы.

Центральному банку, Министерству финансов совместно с коммерческими банками необходимо разработать программу дальнейшего увеличения совокупного капитала банков, в том числе его роста в 2010 году не менее чем на 20 процентов, с доведением его доли в ближайшие два года не менее 10 процентов к ВВП.

Дополнительно следует проработать вопросы по введению новых видов банковских услуг, привлечению свободных средств населения и хозяйствующих субъектов на долгосрочные депозиты банков с ростом не менее чем на 30 процентов, созданию прочной основы для увеличения доли долгосрочных кредитных вложений в экономику страны за счет внутренних источников.

Необходимо изменить критерии оценки деятельности коммерческих банков – сегодня их работу следует оценивать через призму роста доли долгосрочных кредитных вложений и привлечения для этого внутренних источников.

В этой части хотел бы отметить работу Национального банка внешнеэкономической деятельности и Узпромстройбанка, которые в своем кредитном портфеле имеют соответственно более 85 процентов и 71 процент долгосрочных кредитов. Это должно быть примером и для других банков.

Полностью оправдала себя практика вовлечения коммерческих банков в процесс финансового оздоровления убыточных и экономически несостоятельных предприятий. Думаю, нет необходимости еще раз повторять о недопустимости сохранения таких предприятий с изжившей себя техникой и технологиями, не имеющих никакой экономической перспективы. Их нужно ликвидировать и на их базе создавать новые современные производства.

Необходимо продолжить работу по усилению роли коммерческих банков в финансировании развития малого бизнеса, частного предпринимательства, фермерства. В 2009 году объемы банковского кредитования малого бизнеса увеличились по сравнению с 2008 годом в 1,5 раза, объем выделенных микрокредитов возрос в 2 раза.

На 2010 год ставится задача обеспечить выделение для предприятий малого бизнеса и частного предпринимательства кредитных ресурсов в объеме не менее 2,5 триллиона сумов, или с ростом против 2009 года в 1,4 раза, объем микрокредитов увеличить до 420 миллиардов сумов, или в 1,3 раза.

Важнейшим приоритетом реализации экономической программы на 2010 год должно стать продолжение политики углубления структурных преобразований экономики для обеспечения роста конкурентоспособности страны.

Надо объективно признать, что в этом направлении уже много сделано и достигнуты весомые результаты.

В результате осуществления последовательной программы доля промышленного производства в ВВП страны в 2009 году против 2000 года возросла с 14 до 24 процентов, транспорта и связи – с 7,7 до 12 процентов, в то же время удельный вес сельского хозяйства снизился с 30 до 18 процентов.

Вместе с тем мы отдаем себе отчет, что предстоит еще много сделать по структурным преобразованиям и диверсификации нашей экономики, с тем, чтобы уже в ближайшие годы она стала еще более устойчивой, самодостаточной, менее зависимой от внешних факторов, а главное, конкурентоспособной на мировых и региональных рынках.

В конкретных условиях нашей страны и региона речь идет об опережающем развитии современных отраслей и производств, таких, как газоперерабатывающая, нефтехимическая, химическая промышленность, энергетика, автомобилестроение, электротехническая промышленность, фармацевтика, машиностроение и, конечно, отрасль современных информационных технологий и систем телекоммуникаций, переходе в ближайшей перспективе на цифровое и широкоформатное телевидение.

Наряду с этим особое внимание должно быть обращено на дальнейшее развитие производства, прежде всего в легкой, текстильной и пищевой промышленности, по более углубленной переработке хлопка-волокна, другой сельскохозяйственной продукции и сырьевых ресурсов, промышленности строительных материалов, организацию выпуска готовой качественной продукции, пользующейся устойчивым спросом.

Кабинету Министров необходимо еще раз критически пересмотреть принятые отраслевые программы и принять дополнительные меры по их корректировке и ускоренной реализации.

При этом необходимо:

Во-первых: продолжить работу по расширению и установлению устойчивых кооперационных связей между предприятиями, активное включение в этот процесс субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства. На качественно новый уровень надо поднять работу Республиканской промышленной ярмарки и кооперационной биржи. Следует иметь в виду, что развитие кооперационных связей является в настоящих условиях мощным фактором устойчивой работы предприятий и отраслей экономики, важнейшим направлением освоения выпуска новых видов продукции, и самое важное – создания новых рабочих мест, обеспечения занятости и роста доходов населения.

В прошлом году были приняты правительственные решения по совершенствованию механизма формирования и реализации программ локализации производства, создана целостная система, четко определены функции и разграничены полномочия органов, ответственных за разработку программ локализации, – Министерства экономики и Министерства внешних экономических связей, инвестиций и торговли.

Необходимо довести эту работу до логического конца и с учетом выработанных подходов и критериев критически пересмотреть проекты, включенные в действующую программу локализации, и в месячный срок подготовить программу локализации на 2010 год.

Объем производства локализуемой продукции в 2010 году должен вырасти против истекшего года на 40 процентов, а доля локализованной продукции, экспортируемой на внешние рынки, – на 12 процентов.

Во-вторых. За последние годы в результате принятых мер по повышению размеров заработной платы, пенсий, стипендий и пособий, снижению ставок налогов с доходов физических лиц, сокращению уровня инфляции значительно возросли совокупные и реальные доходы населения, устойчиво растет покупательский спрос. Так, по сравнению с 2000 годом в прошлом году средняя заработная плата возросла в 28,5 раза, средний размер пенсии – почти в 18 раз, денежные доходы в расчете на душу населения – в 12 раз. Намечен рост заработной платы в текущем году не менее чем на 30 процентов, реальных доходов – на 23 процента. Существенно возросли затраты населения на приобретение непродовольственных промышленных товаров длительного пользования.

В этих условиях особую значимость приобретают вопросы обеспечения сбалансированности на внутреннем рынке растущего платежеспособного спроса населения с объемами производства отечественными предприятиями потребительских товаров, расширения их ассортимента и номенклатуры, надежного насыщения ими внутреннего потребительского рынка.

Кабинету Министров необходимо на своем заседании критически оценить ход выполнения принятых программ и принять дополнительные меры по их ускоренной реализации и устойчивому насыщению внутреннего рынка отечественными товарами, превосходящими по качеству и ценовым параметрам импортные товары, наиболее полному удовлетворению растущих потребностей и запросов наших людей.

В-третьих. Чрезвычайно важное значение имеет расширение сферы услуг, предоставляемых населению. Эти отрасли не зависят ни от внешней конъюнктуры, ни от погодных условий, то есть являются устойчивыми к изменению внешних факторов. Одновременно они создают внутренний спрос на многие виды отечественной продукции, а также играют важную роль в сбалансированности потребительского рынка. Доля сферы услуг в ВВП должна вырасти с 47 процентов в 2009 году до 49 процентов в 2010 году.

В-четвертых. По-прежнему в наших условиях решающее значение имеет решение задачи активного развития малого бизнеса, более устойчивого и гибко приспосабливающегося к изменениям конъюнктуры рынка и создающего новые рабочие места.

Именно поэтому мы приняли решение о снижении в 2010 году ставки единого налогового платежа до 7 процентов для всех предприятий малого бизнеса. Правительство, органы государственной власти на местах обязаны усилить меры поддержки развития малого бизнеса и предпринимательства за счет значительного расширения кредитования, недопущения фактов незаконного вмешательства в их деятельность со стороны государственных органов, установления каких-либо барьеров в их деятельности. Ставится задача довести долю малого бизнеса в ВВП в 2010 году до 52,5 процента против 50 процентов в истекшем году.

В-пятых. Актуальной остается задача по дальнейшей диверсификации структуры экспорта нашей продукции и в целом внешнеторгового оборота. Нам необходимо как можно быстрей уходить от сохраняющегося экспорта сырьевых ресурсов, цены на которые на мировом рынке за последнее время резко упали, и активнее наращивать экспорт готовой конкурентоспособной продукции, при этом расширяя географию их поставок.

Необходимо искать новые рынки, новые транспортные коридоры, одним словом, вести активную маркетинговую внешнеэкономическую политику.

В 2010 году мы должны вплотную заняться вопросами совершенствования системы перевозки экспортных грузов путем оптимизации тарифов со странами-участницами международных транспортных коридоров и гибкой системы тарифных преференций.

В этой связи Министерству внешних экономических связей, инвестиций и торговли, Министерству экономики и Министерству финансов поручается по каждой отрасли, производящей готовую продукцию, разработать на 2010-2012 годы специальные программы продвижения готовой продукции на новые внешние рынки, предусмотрев в них все необходимые меры, включая маркетинговую, финансовую и организационно-правовую поддержку.

Следующий важный наш приоритет, рассчитанный на долгосрочную перспективу и имеющий решающее значение для роста потенциала, могущества страны и конкурентоспособности экономики, – это осуществление активной инвестиционной политики по реализации стратегически значимых проектов, направленных на модернизацию, техническое и технологическое обновление ведущих базовых отраслей, развитие мощной современной сети транспортных и инфраструктурных коммуникаций.

Реализации активной инвестиционной политики как важнейшего фактора структурных преобразований экономики мы всегда уделяли приоритетное внимание. Достаточно сказать, что на инвестирование в экономику ежегодно направляется средств за счет всех источников финансирования в объемах, превышающих четверть валового внутреннего продукта, а в 2010 году, в соответствии с принятой Инвестиционной программой, капитальные вложения составят более 30 процентов с ростом против уровня прошлого года на 22,1 процента. При этом на реализацию инвестиционных проектов производственного назначения идет более 75 процентов всех капитальных вложений.

Отличительная особенность нашей инвестиционной стратегии состоит в том, что приоритет отдается инвестиционным проектам, направленным на создание новых высокотехнологичных производств, оснащенных передовой технологией и обеспечивающих глубокую переработку наших сырьевых ресурсов, увеличение экспортного потенциала страны, создающих новые рабочие места.

Так, в 2010 году на реализацию стратегически важных проектов будет привлечено иностранных инвестиций на сумму свыше 3 миллиардов долларов США, или с ростом против прошлого года более чем на 30 процентов, в том числе прямые иностранные инвестиции возрастут на 46 процентов.

Огромное значение для вовлечения внутренних ресурсов в реализацию долгосрочных стратегически важных проектов, в первую очередь по формированию инфраструктуры, реконструкции и модернизации производства, имело создание в 2007 году в Узбекистане Фонда реконструкции и развития, в котором на сегодняшний день аккумулировано более 3,7 миллиарда долларов.

Нашими крупными партнерами по реализации инвестиционных проектов по производству высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью являются крупнейшие и известные в мире компании, а также такие крупнейшие международные финансовые институты, как Азиатский банк развития, Мировой банк, Исламский банк, инвестиционные банки Южной Кореи и Японии, ряда арабских государств и др.

Огромное перспективное значение для выхода нашей экономики на ведущие позиции имеет реализация таких стратегически важных проектов, как строительство парогазовых установок на Ташкентской, Навоийской и Талимарджанской ТЭС, строительство Устюртского газо-химического комплекса на базе месторождения Сургиль по производству полиэтилена и пропилена, создание нового комплекса по производству поливинилхлорида и каустической соды, строительство установок пропано-бутановой смеси на Мубарекском ГПЗ и «Шуртаннефтегазе» для увеличения производства сжиженного газа, перевод энергоблоков Ново-Ангренской ТЭС на угольное топливо, организация производства автомобильных силовых агрегатов и ряд других важнейших проектов.

Все эти проекты, несмотря на мировой финансово-экономический кризис, вошли в принятую в 2009 году Программу мер по реализации важнейших проектов по модернизации, техническому и технологическому перевооружению производства на 2009-2014 годы. В эту программу включено свыше 327 проектов на общую стоимость более 42,5 миллиарда долларов. По большинству из них уже конкретно определены источники финансирования и сформированы консорциумы инвесторов.

Министерство внешних экономических связей, инвестиций и торговли совместно с Министерством экономики, Министерством финансов и заинтересованными министерствами и ведомствами должны активизировать работу по согласованию сроков и условий для реализации стратегических инвестиционных проектов, включенных в перечень Инвестиционной программы, а также новых проектов, прорабатываемых в контексте долгосрочной технической политики стратегических отраслей и крупных предприятий.

Особо хотел бы отметить то важное и ключевое место, которое отводится в наших долгосрочных проектах созданию современной коммуникационно-транспортной системы, включая все виды транспорта: автомобильного, железнодорожного, авиационного.

На развитие автомобильных дорог предусмотрено в 2010 году выделить 540 миллиардов сумов за счет средств Республиканского дорожного фонда, или почти в 2 раза больше, чем в истекшем году. Сегодня прорабатывается новый проект по строительству участков Узбекской национальной магистрали за счет средств, выделяемых АБР.

Конечная цель выполнения предусмотренной программы – увеличить объем транспортных и транзитных услуг путем переориентации значительной части торговых потоков между Европой и Азией на отечественные транзитные маршруты, организации центров логистики на базе имеющейся инфраструктуры, обеспечить рабочими местами тысячи людей.

Кабинету Министров необходимо взять под особый контроль реализацию принятой программы развития придорожной инфраструктуры и сервиса вдоль Узбекской национальной автомагистрали на период 2010-2015 годы.

Особое внимание следует обратить на дальнейшее развитие железнодорожных коммуникаций, на модернизацию которых намечено направить в 2010 году более 105 миллионов долларов. Необходимо обеспечить завершение строительства, включая объекты инфраструктуры, железнодорожной линии Ташгузар-Байсун-Кумкурган, продолжить строительство электрифицированных железнодорожных линий Янгиер-Джизак и Янгиер-Фархад.

Наряду с этим необходимо ускорить реализацию проектов по обновлению парка пассажирских локомотивов, модернизации и восстановлению грузовых локомотивов и вагонов. Начать в текущем году, с оформлением всех процедур, реализацию проекта по закупке и пуску в эксплуатацию двух испанских скоростных поездов для использования на маршруте Ташкент-Самарканд.

Актуальным направлением в сфере инвестиций является дальнейшее увеличение объемов привлекаемых иностранных инвестиций в свободную индустриально-экономическую зону «Навои».

В первую очередь необходимо реализовать уже начатые 17 проектов и далее уделять особое внимание привлечению в СИЭЗ «Навои» инвестиций из стран высокого технологичного уровня, таких, как Республика Корея, Япония, Германия, США, Великобритания, Франция, Италия, и других стран.

Уважаемые друзья!

Думаю, будет абсолютно справедливым, если в число важнейших приоритетов 2010 года мы отнесем Программу по ускоренному развитию и строительству жилья и социальной инфраструктуры на селе.

Объявление 2009 года Годом развития и благоустройства села и реализация принятой в связи с этим Государственной программы стали началом реализации долгосрочной целенаправленной работы по коренному переустройству и обновлению облика села на современной архитектурной и индустриальной основе, строительству жилья, социальных и коммунальных объектов и коммуникаций. Все эти меры были призваны в корне повысить уровень жизни на селе и приблизить ее к городским условиям.

За счет всех источников финансирования на эти цели только в 2009 году было направлено свыше 2 триллионов 600 миллиардов сумов.

Самое главное, в 2009 году для строительства в сельской местности практически создан мощный проектный, индустриально-строительный, инженерно-технический потенциал, рассчитанный на длительную перспективу.

Определены источники финансирования и механизм выделения средств, создан специализированный «Кишлок курилиш банк» и проектно-изыскательский институт «Кишлоккурилишлойиха», разработаны и после широкого обсуждения по итогам республиканской и региональных выставок утверждены 22 типовых проекта объектов жилищного и 16 проектов социального строительства, типовые планы комплексной застройки, создана специализированная компания-заказчик – «Кишлок курилиш инвест», на 42 массивах в республике начато строительство нового жилья.

И что особенно важно, это уникальный по сути и содержанию комплексный проект получает повсеместно мощную поддержку сельских жителей и в целом общественности страны.

Только на жилищное строительство в рамках Инвестиционной программы 2010 года в качестве льготных кредитов населению, выдаваемых через специально созданный для этих целей «Кишлок курилиш банк», предусматривается выделить свыше 250 миллиардов сумов, что более чем в 4 раза больше средств, направленных в 2009 году. При этом собственные средства застройщиков могут составить еще около 70 миллиардов сумов.

В 2010 году намечается строительство во всех 159 сельских районах республики 7630 жилых домов с расчетной стоимостью более 470 миллиардов сумов.

Предусматривается не просто строительство современных и благоустроенных коттеджей, но и создание современных комплексов жилых массивов, включающих детские сады, общеобразовательные и школы музыки и искусства, спортивные сооружения, медицинские учреждения, объекты сферы услуг, благоустроенные дороги, одним словом, все, что необходимо для комфортной и достойной жизни сельского населения.

По существу, в стране на практике формируется динамично растущий мощный рынок жилья со всей необходимой социальной и коммуникационной инфраструктурой.

Госархитектстрою необходимо установить жесткий системный контроль за строгим соблюдением планов застройки, требований санитарных и строительных норм. Необходимо совершенствовать систему разработки документации, связанной со схемами расселения, районными планировками, генпланами городов, продолжить работу по совершенствованию проектов индивидуальных жилых домов, объектов социально-культурного и санитарно-бытового назначения на селе с применением современных строительных материалов и технологий с учетом природно-климатических условий и рельефа местности, социально-демографических особенностей регионов республики.

Мы не должны забывать, что эта программа обеспечивает огромные масштабы работ, позволяет создать десятки тысяч новых рабочих мест, обеспечить активное участие всего населения страны в ее реализации.

Ставя перед собой задачу реализации долгосрочной программы по ускоренному развитию и строительству жилья и социальной инфраструктуры, мы тем самым вносим огромный вклад в решение острейшей для нашей страны задачи по обеспечению занятости населения и связанной с ней проблемы роста доходов и улучшения качества жизни людей.

Всего в 2010 году в стране предусматривается создать более 950 тысяч новых рабочих мест. Из них около половины будут открыты за счет создания малых предприятий, микрофирм, развития индивидуального предпринимательства, дальнейшего развития сферы услуг и сервиса, расширения объемов подрядных строительных работ, в том числе по ремонту и реконструкции жилья.

Важнейшим, оправдавшим себя на практике, направлением занятости в 2010 году остается вовлечение населения в различные формы надомного труда, расширение ремесленничества и народных промыслов, стимулирование семейного предпринимательства, за счет чего предусматривается трудоустроить более 208 тысяч человек, преимущественно из числа многодетных женщин, инвалидов и других социально уязвимых категорий населения.

Для обеспечения реализации всех предусмотренных мер по созданию новых рабочих мест и системного контроля за их осуществлением во всех регионах республики были специально созданы рабочие комиссии на уровне района, города, области. Все эти меры нашли отражение в разработанной с участием всех министерств, ведомств, хозяйственных объединений и предприятий республиканской Программе создания рабочих мест и обеспечения занятости на 2010 год в разрезе отраслей и по территории страны, которая была утверждена Олий Мажлисом.

Предварительно на уровне территорий Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента все параметры этой программы были глубоко проработаны и взяты под контроль местных Кенгашей.

Министерство труда и социальной защиты населения, Министерство экономики, Государственный комитет по статистике должны создать четкую систему учета фактически созданных рабочих мест в каждом районе и городе и мониторинга хода выполнения программы и, при необходимости, вносить в Кабинет Министров конкретные предложения по недопущению отставания в реализации предусмотренных в ней прогнозных параметров.

Уважаемые участники совещания!

Мы объявили 2010 год Годом гармонично развитого поколения.

Мы ставим перед собой цель – создать необходимые возможности и условия для того, чтобы наши дети росли не только физически и духовно здоровыми, но и всесторонне и гармонично развитыми людьми, обладающими самыми современными интеллектуальными знаниями, людьми, в полной мере отвечающими требованиям XXI века, в котором им предстоит жить и трудиться.

Недавно принятая правительством Государственная программа по этому вопросу предусматривает мобилизацию имеющихся у нас ресурсов и возможностей, имея в виду все и государственные, и негосударственные источники для реализации поставленной цели.

На выполнение предусмотренного в программе комплекса мер намечено направить в 2010 году за счет всех источников финансирования около 8 триллионов сумов, в том числе 1,8 триллиона сумов – это средства государства, 3,3 триллиона – кредиты коммерческих банков и более 2,7 триллиона сумов – собственные средства ответственных исполнителей.

Думаю, что выражу общее наше мнение, мнение людей, живущих на благословенной земле Узбекистана, если скажу – реализация этой программы – это дело всех и каждого из нас. Главное – подойти к ее выполнению не формально, а с душой, с пониманием того, что через эту программу мы строим великое будущее своей страны.

Дорогие соотечественники!

Те задачи, те приоритеты социально-экономического развития, которые мы ставим перед собой в 2010 году, обоснованны и вполне нам по плечу.

Основание для этого – накопленный нами опыт и тот мощный потенциал, который создан неустанным трудом нашего народа за истекшие годы, наша с вами уверенность в завтрашнем дне.



Система Orphus