Надежное прикрытие
На прошлой неделе прогремели новости об инсайдерской деятельности в финансовой сфере. На этой – новые истории о том, как можно заработать с помощью финансовых инструментов. BusinessWeek рассказывает, как некоторые сомнительные банки прикрываются громкими брендами MasterCard и Visa, возможно, используя их для отмывания денег.
Расположенный на островах Тёркс и Кайкос Hallmark Bank & Trust давно поддерживает отношения с одним из самых узнаваемых брендов в сфере потребительского кредитования, MasterCard. Как и другие банки, Hallmark платит MasterCard за право использования своего названия на эмитируемых картах, а MasterCard, в свою очередь, получает процент с продаж по этим картам.
Однако Hallmark имеет подпорченную репутацию (просьба не путать с известной компанией, выпускающей сувенирную продукцию). В 2007 году в федеральном суде штата Гавайи Налоговое управление США обвинило две американские бухгалтерские компании, помогавшие десяткам клиентов уклоняться от уплаты налогов путем вывода средств из страны с помощью карт MasterCard, выпущенных банком Hallmark, который, однако, не выступает в этом деле в качестве ответчика. Президент Hallmark Брайан Траубридж ранее был директором Lake Shore Alternative Financial Asset. В феврале 2009 года федеральное большое жюри обвинило президента филиала Lake Shore, Lake Shore Asset Management, Филипа Бейкера, в выманивании у американских валютных инвесторов $300 млн. Траубриджу никаких обвинений предъявлено не было. До недавних пор еще один топ-менеджер Hallmark, Грег Херд, обеспечивал банковские услуги Lake Shore Asset Management, согласно документам иска, направленного против Lake Shore Asset Management Комиссией по торговле товарными фьючерсами в федеральный суд Чикаго. Бейкер и Lake Shore отрицали нарушения, а чикагские иски находятся на рассмотрении.
Авторы газеты поднимают вопрос о том, сколько «тревожных звоночков» нужно MasterCard, чтобы ужесточить отношения с Hallmark Bank и его президентом?
Представители MasterCard и ее основного соперника, Visa, заявляют, что компании осуществляют мониторинг индивидуальных карт на предмет нарушений и гарантий от связи с сомнительными банками. Большинство банков, сотрудничающих с Visa и MasterCard, гордятся солидными репутациями. Но кредитно-карточные компании также ведут дела и с финансовыми компаниями и их руководителями, которые имеют сомнительную репутацию.
Visa продала лицензию на выпуск дебетовых карт Global Bank of Commerce в Антигуа, на сайте которого предлагаются «неэмбоссированные» карты Visa, где не указывается имя клиента. Другие финансовые компании также рекламируют подобные анонимные карты. Джек Фишман, бывший следователь IRS, рассказывает, что такие предложения подходят людям, которые пользуются картами для уклонения от уплаты налогов или переводят грязные деньги. По его мнению, анонимные дебетовые или кредитные карты особо никому не нужны, кроме как для перемещения нелегальных средств. Президент Global Брайан Стюарт-Янг утверждает, что безымянные карты вряд ли используются нелегально, так как банк «хранит подробную финансовую информацию обо всех, кто может получить неэмбоссированную карту». Кроме того, для этих карт обычно устанавливаются низкие лимиты.
Карточные сети настаивают, что они уделяют особое внимание банкам за пределами США. В заявлении Visa говорится, что компания «проверяет репутацию владельцев и директоров каждого неамериканского банка-заявителя по правительственным спискам и коммерческим базам данных».
Джоди Голински, вице-президент MasterCard, утверждает, что ее компания «прочесывает» архивы банков и проводит независимые расследования. Около 23 тыс. банков, в настоящее время одобренных MasterCard, постоянно проверяются. MasterCard требует от каждого из них активного участия в программах по борьбе с мошенничеством и отмыванием, а особое внимание при этом уделяется банкам, находящимся в странах или регионах, известных как «tax havens».
Так как же вышло, что Hallmark поддерживал такие длительные отношения с MasterCard? Голински признала, что компания в курсе проблем с законом у Hallmark и его сотрудников. Прокомментировать остальное она отказалась.
В письме вице-президент Hallmark Траубриджа говорится, что банк «сотрудничает с IRS по поводу гавайского дела, и Hallmark не предъявлено никаких обвинений».
Visa и MasterCard авторизуют тысячи банков по всему миру, которые эмитируют более 1 млрд. карт. На сайте Visa придает большое значение своей технологии по борьбе с мошенничеством, называя ее главными приоритетами «защиту продавцов, держателей и финансовых организаций от мошенничества с платежными картами». На сайте MasterCard говорится: «Потребители всего мира пользуются картами MasterCard для совершения 16 млрд. транзакций ежегодно, и все эти операции, за исключением несущественного процента, защищены от мошенничества».
Но ненадлежащее использование кредитных карт имеет место быть не только в безвестных банках на Карибских островах, но также и в крупных известных организациях. В феврале 2009 года швейцарский титан UBS согласился выплатить $780 млн., чтобы избежать судебного преследования Министерства юстиции США за помощь состоятельным американцам в сокрытии налогов на сумму около $20 млрд. К большей часть сомнительных счетов UBS были привязаны кредитные карты, что позволяло клиентам получать доступ к спрятанным деньгам. В июле прошлого года Джеффри Черник, один из первых, кому лично были предъявлены подобные обвинения, признался в сокрытии $8 млн. от американских властей и применении кредитной карты в этих целях. В судебных документах не фигурирует конкретный карточный бренд. По словам Голински из MasterCard, ее компания не сотрудничает с властями по поводу каких-либо расследований, связанных с UBS или Черником.
Иногда, даже после того как регуляторы подают в суд на топ-менеджера финансовой организации, эти действия не вызывают тревоги у Visa или MasterCard. Джонни Джонсон – руководитель Sun Investment Savings & Loan, зарегистрированной в Швеции. На сайте компании говорится, что она выпускает дебетовые карты MasterCard. В апреле 2009 года Комиссия по ценным бумагам и биржам обвинила Джонсона в мошенничестве с ценными бумагами. В иске утверждается, что Джонсон и другие обвиняемые разработали «многоуровневую маркетинговую схему», которая позволила им обмануть клиентов примерно на $9 млн.
Кроме последнего иска, этот топ-менеджер также был замешан в мошенничестве с банком Eurofed Bank, связанным с украинским скандалом по поводу отмывания. Кроме того, в 2002 году он руководил банком AvantGuard Bank & Trust, позднее ликвидированным из-за нарушения банковского законодательства и проблем с капиталом. До закрытия банк предлагал Freedom Card под брендом MasterCard.
По словам Дэвида Роуи, представляющего интересы 22 инвесторов, связь Hallmark Bank & Trust с MasterCard ввела в заблуждение его клиентов. В пяти исках, которые он направил, утверждается, что Hallmark и инвестиционная компания Overseas Locket International пообещали его клиентам 15%-ный доход от валютных торгов. Обвиняемые так никуда и не вложили деньги клиентов, причинив им ущерб на $250 млн.
Наступит ли в финансовом мире матриархат?
За недавним иском бывшего вице-президента Goldman Sachs по обвинению работодателя в дискриминации последовали новые претензии к крупным банкам со стороны сотрудников слабого пола.
Как сообщает The New York Times со ссылкой на Associated Press, сразу три женщины-финансовых консультанта подали в суд на Bank of America и Merrill Lynch. Как утверждают истцы, сотрудникам мужского пола, занимающим аналогичные должности, предоставлялись более крупные бонусы и лучшие карьерные возможности.
Женщины также заявили, что компании пытались наказать их, когда они пожаловались о очевидное неравенство. Как сообщила одна из них, после ее протеста ей сделали выговор и заставили получать предварительное одобрение при подаче отчетов о расходах на бизнес-ланчи, чего от мужчин никогда не требуют.
Истцы, идентифицированные как Джуди Калибузо, Джули Мосс и Дайан Гедтель, проработали в Merrill Lynch и Bank of America по 15, 9 и 7 лет соответственно.
В заявлении банка, который намеревается защищаться, обвинения названы ложными.
Но на этом женская тема не заканчивается. Как заявил на открытии симпозиума «Женщины в финансах» Министр финансов США Тимоти Гейтнер, если бы дамы руководили Уолл-Стрит, возможно, его работа была бы не такой тяжелой. Об этом пишет Reuters.
Симпозиум был посвящен женщинам-лидерам – таким как Шейле Бэр и Мэри Шапиро, помогающим Гейтнеру выправить ситуацию на финансовых рынках и в экономике, а также разработке новых законов, призванных привести в порядок банки, Уолл-Стрит и рынки. Женщины говорили о страхе, связанном с руководящими позициями, а также о том, как нелегко быть в меньшинстве на крупных конференциях и заседаниях.
На симпозиуме присутствовала также Элизабет Уоррен, профессор Гарвардского университета, возглавляющая Наблюдательный комитет Конгресса, контролирующий реализацию правительственной программы TARP.
Бэр, председатель Федеральной корпорации страхования депозитов, признанная журналом Fortune второй по влиятельности женщиной в мире, выступила против порочной практики на Уолл-Стрит. По ее словам, ситуация мало изменилась, и особенно это касается эгоистичных зарплат, которые привели к серьезным рискам и финансовому коллапсу.
Вопрос о присутствии женщин на руководящих постах был также затронут в докладе, опубликованном специальным комитетом британского парламента по финансовым вопросам. По данным The Telegraph, чиновники сделали вывод, что недостаток женщин в Сити привел к «групповому мышлению» «с мужским уклоном», в связи с чем решения, связанные с существующими проблемами и контролем, принимаемые банковскими боссами в преддверии финансового кризиса, стали «менее эффективными».
По словам членов парламента, они не отважились на законодательные рекомендации по увеличению числа женщин на руководящих постах в финансовых организациях Сити. Однако они предупредили, что «сектор, неспособный должным образом применить таланты более половины населения, очевидно, нуждается в серьезном улучшении».
Интересно, что на заседании Комитета прозвучали противоположные мнения. Согласно предположению профессора Чарльза Гудхарта, присутствие большего числа женщин на руководящих должностях уменьшило бы вероятность банковского кризиса. Но Никола Пиз, глава JO Hambro Capital Management и одна из самых успешных женщин Сити, возразила, что обременительное законодательство, призванное защищать права женщин, вызвало обратный эффект, и некоторые работодатели уверены, что, наняв женщину, он столкнется с «кошмаром».
Однако парламент настоял на решении этой проблемы. Особенно сильной критике подвергся совет директоров FTSE 100, где лишь 9% директоров – женского пола, а доля женщин среди исполнительных директоров составляет лишь 1-2%. Кроме того, как добавляет The Guardian, Комитет также обратил внимание на «на значительную» разницу в заработной плате для разных полов, что также сказалось на количестве женщин. Интересно, что именно в этом секторе данный показатель составил 41% по сравнению с 21% во всех экономических сферах в целом.
По мнению министра Гарриет Харман, компании должны принять меры для изменения состава советов директоров.
Правда, некоторые женщины, работающие в Сити, признают, что они часто отказываются от мыслей о руководящей работе по «ряду понятных и приемлемых причин». Иными словами, проблема не столько в спросе, сколько в предложении.
В Комитете также считают, что банкам стоит принять меры и поощрять разнополый состав руководителей.
Вопрос о банковском персонале поднимает и Financial Times. Правда, речь в статье идет уже не о женщинах, а о пришельцах из Азиатско-Тихоокеанского региона, которым американские и европейские банки предлагают жалования огромных размеров, начиная, таким образом, нарушать свои обещания о сокращении компенсаций для руководства, данные после кризиса.
Дефицит талантливых руководителей в сочетании с соперничеством между банками, стремящихся расширить или модернизировать деятельность в быстро растущем регионе, вызвал рост уровня зарплат для некоторых банкиров до докризисных уровней.
По словам директоров, в отличие от США и Европы, где общественное негодование вынудило банки снизить выплаты, война за азиатские таланты заставила многие организации предлагать щедрые компенсации звездным «новобранцам».
После кризиса многие банки обещали сократить зарплату сотрудникам по всему миру, привязать размер компенсаций к долговременным показателям и покончить с противоречивыми практиками, такими как гарантированные бонусы при приеме на работу.
Citigroup, Bank of America Merrill Lynch и UBS, получившие значительную господдержку во время кризиса, вошли в число тех, кто стремится сформировать новый штат в Азии. Менее пострадавшие от финансовых перипетий банки, такие как Standard Chartered, Barclays, Deutsche Bank и Nomura, также подстегивают конкуренцию.
Как рассказали участники индустрии, все чаще руководящим банкирам в нишевых регионах предлагают многомиллионные компенсации, включая возврат к «гарантированным бонусам» через год-два. Банки-наниматели утверждают, что им не остается ничего иного, как выплачивать конкурентоспособные жалования, чтобы привлечь штат и воспользоваться преимуществами возможностей для роста на прибыльных рынках, таких как Китай и Австралия, переживших кризис почти без потерь. Естественно, что наибольшим спросом при найме пользуются региональные специалисты с опытом эффективной руководящей работы в финансовых организациях, при этом нередки зарплатные обещания на уровне $10 млн.
Есть ли жизнь без евро?
В свете последних событий в Евросоюзе появились дискуссии о сомнительности будущего европейской валюты, которая испытывает небывалое давление. Но, как обнаружили корреспонденты BBC, даже в самых сугубо проевропейских странах некоторые жители никогда не испытывали иллюзий по поводу евро.
Через восемь лет после введения евро в сельскохозяйственном районе центральной Франции, в маленьком городке Ле Бланк, насчитывающем 7 тыс. жителей, давно забытые франки по-прежнему в ходу.
По рассказам местных жителей, решение владельцев магазинов принимать оплату во франках было принято не из чувства протеста против евро, - к тому же, их принимают не все магазины, - главной целью было стремление стимулировать бизнес.
Правда, многие жители этой местности испытывают анти-европейские настроения в связи с ростом безработицы и уменьшением субсидий.
Обменять франки на евро в банке французы должны до 2012 года. Сейчас в Ле Бланк около 30 магазинов принимают франки наравне с евро. Как оказалось, многие жители обнаружили запасы франков после смерти родителей.
Промышленность в этом регионе не развита, так что почти все в Ле Бланк прямо или косвенно зависят от фермерства. Но в прошлом году доходы фермеров снизились на 30%, а годом ранее – на 20%, и это оказало огромное влияние на жизнь городка. Здесь, в Ле Бланк, легко понять, почему президент Николя Саркози пообещал бороться за сохранение помощи Евросоюза фермерам Франции. Французские фермеры привыкли к щедрым субсидиям ЕС, но сейчас они сократились. В прошлом году Брюссель постановил, что часть помощи, которую фермеры получили от французского правительства, была незаконной, и многим придется вернуть полученные средства.
До недавних пор французы были ярыми поклонниками Евросоюза, но теперь они чувствуют себя «раздавленными», как они считают, жестокой европейской бюрократией.
Никто не предлагает Франции покинуть Евросоюз, но некоторые местные жители считают, что у Брюсселя нет внятной стратегии по поводу будущего французского или европейского сельского хозяйства. Многие думают, что с расширением Евросоюза Франция потеряла большую часть влияния в Брюсселе, а уровень безработицы стал самым большим за десять лет и превысил 10%.
Неудивительно, что народ чувствует ностальгию по прежней жизни – и прежней валюте. За последние 3 года магазины и рестораны в Ле Бланк собрали более 1 млн. франков – более 150 тыс. евро. Конечно, огромным состоянием это не назовешь, но для маленького городка в тяжелые времена это значительная сумма.
Греческий кризис вызвал опасения по поводу будущего европейской валюты – возможно, это еще одна причина, почему жители Ле Бланк так любят свои старые франки и скучают по прошлому.
Источник: Bankir.ru
Мировая финансовая пресса: обзор материалов