В начале апреля Сбербанк объявил, что будет постепенно отказываться от сберкнижек и переводить всех своих клиентов на банковские карты. Первоапрельской шуткой это сообщение не выглядело: глава Сбербанка Герман Греф уже в течение нескольких лет пытается "осовременить" (если не сказать "модернизировать") главное финансовое учреждение страны. Сберкнижка же – символ даже не уходящей, а давно ушедшей эпохи. Этак лет 20 назад.
Если президент России Дмитрий Медведев взял курс на модернизацию страны в 2009 году, то президент Сбербанка пытается провести аналогичное мероприятие во вверенном ему госбанке с 2007 года, то есть с того самого времени, как он перешел в Сбербанк из министерства экономического развития.
Герман Греф неоднократно заявлял, что хотел бы сделать банк ближе к потребителю. Многие изменения, впрочем, пока носят лишь "косметический" характер: именно "косметическим" было изменение логотипа Сбербанка на опрокинувшегося на спину персонажа игры Pacman. Да и открытие "офиса будущего" в том месте, где его сложно найти даже местным жителям, ничем кроме как рекламными целями не объяснишь.
Зато идея Грефа отказаться от обеденных перерывов во всех отделениях Сбербанка оказалась весьма полезной для всех, кому хоть иногда нужно бывает забежать в банк оплатить счета.
Своими нововведениями Греф пытается изменить восприятие Сбербанка как неповоротливой государственной структуры, которая с понятием "клиентоориентированный" знакома лишь понаслышке, а о западной манере ведения бизнеса не знает вообще ничего. Именно Греф стал едва ли не еженедельно писать своим сотрудникам письма, в которых сообщал о том, на что им надо обращать внимание, как себя вести и когда же наконец будет повышение зарплат.
В России такая западная практика поначалу выглядела весьма комично, ну что, мол, босс может написать простым работникам Сбербанка? И тем не менее, к началу 2010 года уже стало понятно, что главное было начать: письма Грефа сотрудникам уже стали неотъемлемой частью нового имиджа Сбербанка.
Теперь Сбербанк решил отказаться и от сберкнижек. Но делать это он будет долго и аккуратно: слишком уж много у финансовой организации клиентов-пенсионеров, которые боятся банковских карт и банкоматов.
О том, как избавиться от наличных при расчетах, люди задумывались с конца XIX века. Результат этих размышлений – картонные или металлические карты, которые скорее напоминали современные сертификаты на покупку товаров в строго определенных местах. Первые же банковские карты, привязанные к счету в той или иной финансовой организации, появились лишь в 1950-е годы.
А первую пластиковую карту American Express представила в 1959 году. С тех пор должно было пройти еще несколько лет, за которые система карт стала всеобщей, а владельцы карт получили возможность расплачиваться картами практически повсеместно. Сейчас без карт уже сложно представить современный мир: в 2010 году Еврокомиссии даже пришлось напоминать компаниям, что законы ЕС не позволяют устанавливать наценку за обслуживание клиентов, которые платят наличными, а не банковскими картами.
В России, вопреки распространенному мнению, кредитки появились вовсе не с распадом Советского Союза. В 2009 году вышла книга "История банковских карт в России", в которой утверждается, что первые карты появились аж 40 лет назад. Правда, использовались они исключительно Внешэкономбанком, а простые жители СССР про "заморскую диковину" ничего не знали.
Затем пластиковые карты стали принимать в "Березках", а Внешэкономбанк выпустил карты для спортсменов, которые принимали участие в Олимпийских играх в Сеуле в 1988 году. В 1990 году, как пишут коллекционеры, выпустил свою кредитную карту и Сбербанк.
Сберкнижки, впрочем, стали сдавать позиции только в середине 1990-х годов с развитием в России банковского сектора. Однако до сих пор у клиентов Сбербанка остались миллионы сберкнижек.
Сейчас у Сбербанка 70 миллионов розничных клиентов, из которых 50 миллионов – вкладчики, подсчитали в "Коммерсанте". Каждому из них Сбербанк при открытии вкладов до 2010 года выдавал еще и сберкнижку – в ней должны фиксироваться все приходно-расходные операции.
В 2010 году технология изменилась: вместо сберкнижки банк выдает карту "Сбербанк-Maestro Momentum". С ее помощью можно будет проводить операции через банкоматы, платежные терминалы или "Сбербанк онлайн" и "Мобильный банк". В общем, стоять в очереди для снятия наличных станет необязательно, да и банк серьезно сэкономит: по свидетельству того же "Коммерсанта", выпуск сберкнижки обходится дороже эмиссии карты.
Перечислять преимущества банковской карты перед сберкнижкой можно едва ли не до бесконечности. Представим себе, например, человека, который пытается получить деньги по сберкнижке в банке, скажем, в Германии или Италии – выйдет абсурд. Или человека, который постоянно проверяет сумму вклада на сберкнижке, хотя ему регулярно приходят sms-отчеты о состоянии карточного счета – опять абсурд.
Но есть у карточек и недостатки. Не стоит забывать, что в финансовом отношении Россия остается безграмотной, так что даже простейшие операции с банкоматом у многих могут вызвать панику. Есть тысячи если не миллионы людей, которые привыкли "жить по старинке" – и в этом их вряд ли можно упрекнуть. Однако именно из-за них процесс исчезновения сберкнижек может затянуться надолго: Сбербанк обещает выдавать их всем, кто предпочитает традиционный вариант современному.
Сбербанк России отказывается от символа своей отсталости