Закрытие воздушного пространства из-за извержения исландского вулкана сыграло на руку банкам и платежным системам. Из-за того, что пассажиры по несколько дней не могли вылететь, им пришлось больше пользоваться банковскими картами, чтобы оплатить незапланированные расходы.
Такие выводы, пишет «Коммерсант», можно сделать, исходя из объемов трансакций по дебетовым и кредитным картам в Европе (включая и безналичный расчет, и снятие наличных) в период с 16 по 22 апреля, когда происходили перебои с авиасообщением. Издание опросило несколько банков — лидеров карточного бизнеса. Наибольший скачок в количестве трансакций произошел в ВТБ 24. Так, если за неделю до закрытия воздушного пространства (9—15 апреля) в Европе по картам банка было совершено 29 107 операций, то 16—22 апреля — 47 178 (рост на 62%). В банке «Авангард» 16—22 апреля количество операций по картам выросло на 10%. Отдельно европейские трансакции в банке не выделяют, однако, по оценкам зампреда правления «Авангарда» Валерия Торхова, именно ими был обеспечен прирост. «Количество операций, совершенных в эти дни в Европе, могло увеличиться на 30—35%», — оценивает Торхов. С учетом того что внутренних причин для роста оборотов по картам не было, увеличение количества трансакций ничем другим, кроме как вулканом и перебоями с авиасообщением, объяснить нельзя, считает Торхов.
В российских «дочках» иностранных банков рост был менее заметным. В Райффайзенбанке количество операций по банковским картам с 16 по 22 апреля по сравнению с предыдущей неделей увеличилось на 8,2%, в ЮниКредит Банке — на 10,8%. При этом обороты по трансакциям рекордов не били, но в течение нескольких дней подряд и объем, и количество трансакций «держались на максимальных среднемесячных значениях, что довольно необычно», подтвердили тенденцию и в Ситибанке.
В иностранных банках менее заметный рост объясняют спецификой своих карточных клиентов. «У наших клиентов очень существенная доля покупок за рубежом, — сообщили газете в Ситибанке. — Наши клиенты много путешествуют и активно пользуются пластиковыми картами для оплаты расходов в поездках, и при больших оборотах рост операций во время извержения вулкана повлиял на статистику не так значительно».
«Вулканический» рост оборотов по трансакциям позволил платежным системам и банкам увеличить свои комиссионные доходы. Точно подсчитать доходы банков-эмитентов практически невозможно, поскольку их комиссии зависят от разных параметров: вида и объема операции, вида карт. В MasterCard Europe не смогли оценить рост своих доходов в связи с извержением вулкана. «Сервисная комиссия платежных систем и комиссии банков-эквайеров, чьими банкоматами пользовались застрявшие в Европе путешественники, зависят от количества операций», — говорит Торхов. Таким образом, рост их комиссионных доходов будет сопоставим с увеличением количества трансакций.
Источник: Коммерсант
Банки и платежные системы заработали на извержении вулкана в Исландии