Через год после начала восстановления мировой экономики рынок находится в состоянии беспокойства: падают индексы, трехмесячная ставка межбанковского кредитования находится на 10-месячном максимуме, евро теряет доверие инвесторов, в общем, радостный энтузиазм, который сопутствовал возвращению к росту, куда-то подевался.
Журнал The Economist пытается понять, каковы причины подобной нестабильности.
Недавнее проявление геополитических рисков из-за возрастания напряженности на Корейском полуострове, только усугубило беспокойство. Но эта проблема появилась на фоне более глобальных сложностей. Первая касается непосредственно состояния мировой экономики. Растут опасения, что восстановление подвергается угрозе из-за распространения европейского кризиса задолженности. Также присутствует страх того, что лопнет китайский пузырь недвижимости и ослабнет рост американской экономики, вызванный правительственным стимулированием. Вторая проблема – это политика правительства, которая сейчас меняется совершенно непредсказуемым образом, начиная с американской реформы финансовой системы и заканчивая ограничениями на торги по коротким позициям в Германии. Уровень государственной задолженности оставил правительствам меньше пространства для маневра на случай следующего кризиса; мало того, многим из них пришлось перейти на жесткие бюджетные сокращения.
Опасность состоит в том, что эти опасения усиливают друг друга в пагубном повторении динамики 2008-09 годов. Тогда координированные действия правительств в мировом масштабе не дали мировому финансовому кризису превратиться в депрессию. Теперь же, из-за своей некомпетентности и беспомощности правительства могут стать проблемой, которая потянет вниз мировую экономику.
На самом деле, это не так уж неизбежно. Опасения по поводу хрупкости восстановления экономики преувеличены. Мировое производство под предводительством крупных развивающихся стран вырастет больше чем на 5% в годовом пересчете, то есть гораздо быстрее, чем ожидалось.
Этот темп будет и должен замедлиться, не в последнюю очередь из-за того, что крупным развивающимся экономикам нужно справиться с ростом инфляции и появлением возможных пузырей активов. Очевидную опасность представляет собой Китай, и именно поэтому его правительство пытается сдержать рост кредитования и цен на недвижимость. Однако не сказать, чтобы его усилия давали заметные результаты.
Рост американской экономики также может замедлиться в связи с прекращением правительственной программы стимулирования. Но при всех своих долгах американские потребители вернулись в магазины, индекс уверенности растет, появляются новые рабочие места (хотя и в недостаточном объеме). К тому же Конгресс, кажется, замедлил темп ужесточения финансовой политики и ввел новую программу временных расходов «мини-стимул».
Наиболее мрачной выглядит перспектива роста в Европе. Но и здесь вероятный мгновенный исход кризиса еврозоны – это ослабление уже слабого восстановления, нежели неожиданный спад. Расточительные страны региона будут немного дольше испытывать трудности из-за урезания бюджетов. Но иссякающая уверенность вырастет благодаря буму в экспорте в связи с падением евро.
Если проанализировать эти краткосрочные перспективы, то непонятно, почему финансовые рынки вдруг находятся в таком возбуждении. Причина - в возросших рисках гораздо более худшего развития событий, и риски эти в основном связаны с правительствами.
Самая неустойчивая политика – в Европе. Ради выживания евро европейцам стоит приготовиться не только к болезненному финансовому регулированию, но также и к всеобъемлющей структурной реформе. Правительства-растратчики, в основном, в южной Европе, должны стать более сдержанными. Неконкурентоспособные экономики должны провести реформы рынков труда и производства. Страны севера должны помочь, избегая чрезмерного стягивая поясов и вводя реформы, стимулирующие расходы частного сектора. А Европейскому ЦБ необходимо совместить противостоять финансовой жесткости и ослаблению кредитно-денежной политики. Сократить реальную заработную плату в Испании было бы проще, если бы инфляция в еврозоне была выше.
К сожалению, правительство Германии делает совершенно противоположные выводы, обещая показать пример жестких сокращений, когда ей стоило бы содействовать стимулированию роста. Проблема в том, что под давлением Германии ЕЦБ будет придерживаться той же ошибочной тенденции к жесткости, обрекая еврозону на годы стагнации.
Правительства вне зоны евро также рискуют сделать неверные выводы, и особенно это касается курса валют и финансовой политики. Китай предполагает, что в процессе падения евро не стоит укреплять юань. Но это не так. Учитывая, что его крупнейший рынок экспорта подавлен, Китаю стоит ускорить восстановление равновесия в собственной экономике в сторону внутреннего потребления с помощью более сильной валюты.
Что касается богатых стран, то наиболее важными последствиями неразберихи в Европе станут финансовые. Правительствам необходимо курсировать между введением преждевременных бюджетных сокращений (в попытке не стать Грецией) и слишком длительным ухудшением государственных финансов. В некоторых странах с большим уровнем дефицита опасения хаоса на рынке облигаций вынуждают действовать быстро. Новое правительство Великобритании озвучило первоначальную программу проведения бюджетных сокращений. Однако с экстренным бюджетом, который должен появиться до 22 июня, будет сложнее: в нем придется отразить решение проблемы дефицита без «сползания» обратно в рецессию.
Мир обеспокоен не по экономическим причинам, а по политическим: предпосылки для роста есть, а правильных политических решений – нет.
Источник: Bankir.Ru
Страхи возвращаются