Интервью зам. начальника отдела департамента МВФ по странам Ближнего Востока и ЦА

16.06.2011

На прошедшей неделе Узбекистан посетила очередная миссия Международного валютного фонда. В этот раз миссию возглавляла Вероника Бакалу, заместитель начальника отдела департамента стран Ближнего Востока и Центральной Азии, которая нашла время и любезно согласилась ответить на вопросы нашего корреспондента.

- Госпожа Бакалу, какова цель вашего приезда в Узбекистан?

- Миссия сотрудников МВФ прибыла с краткосрочным визитом в Ташкент для консультаций с правительством Узбекистана и Центральным банком страны, для того чтобы обновить наши знания о том, что происходит в стране и в экономической политике. Мы постараемся оценить перспективы развития на ближайшее будущее, а также подготовить почву для следующей миссии, целью которой будут консультации по статье IV МВФ. Консультации по статье IV каждая страна – член МВФ проходит приблизительно один раз в год, поэтому следующая миссия будет более длительной, и будет охватывать более детальные консультации с правительством и Центральным банком, коммерческими банками, представителями других секторов экономики.

- В текущем году МВФ прогнозирует темпы экономического роста Узбекистана на уровне 7 процентов, чем обусловлены эти прогнозы?

– Действительно, мы недавно обнародовали наши прогнозы в публикации, которая называется «Перспективы развития  региональной экономики», с которой вы можете более детально ознакомиться на веб-сайте Международного валютного фонда.

Что стоит за нашими прогнозами? МВФ считает, что развитие экономики Узбекистана в первые месяцы 2011 года демонстрирует, что двигателями экономического роста страны в этом году являются приблизительно те же факторы, которые обусловили высокие темпы роста в 2010 году, когда ВВП Узбекистана был зарегистрирован на уровне 8,5 процента.

Какие двигатели роста я бы хотела отметить? 2010 и 2011 годы - это период, когда мировой кризис, в общем-то, оставлен позади, а спрос во всем мире начинает восстанавливаться. В настоящее время мы наблюдаем повышенный спрос на экспортную продукцию Узбекистана, в основном, это экспорт биржевых товаров. В 2010 году мы также фиксировали рост экспорта продовольственных товаров из Узбекистана. Все это является внешними двигателями экономического роста. Однако имеются и явные внутренние факторы,  в том числе продолжающийся рост государственных инвестиций в соответствии с существующими правительственными программами. Как известно, выделение данных инвестиционных средств правительство Узбекистана продолжит в течение 2011 года, в том числе в промышленную инфраструктуру, модернизацию производства, а также, что радует, в социальную инфраструктуру.

Поэтому мы считаем, что укрепляющиеся внешний спрос на экспортные товары из Узбекистана и продолжающаяся инвестиционная политика правительства будут залогом того высокого роста экономики страны,  который мы прогнозируем на 2011 год.

– Несмотря на то, что вы упомянули о восстановлении мировой экономики, в ряде публикаций международных организаций говорится о возможности второй волны мирового кризиса. Как, по вашему мнению, сможет ли банковская система Узбекистана выстоять новый глобальный кризис?

– Вы правильно указываете на очень важную составляющую экономического развития  Узбекистана - банковский сектор. Основное качество банковской системы вашей страны,  которое уже было протестировано во время предыдущего кризиса, - это стабильность. Зависимость от внешних заимствований банковского сектора Узбекистана минимальна, поэтому система и выдержала предыдущий мировой кризис. Высокая капитализация банковской системы также помогла сгладить негативные факторы влияния глобального финансового кризиса. Мы также знаем, что правительство сделало вливания и пополнило капитал ряда ведущих коммерческих банков страны. Это тоже является позитивным фактором. Однако в пoст-кризисный период рост кредитного портфеля банковской системы является основанием для того, чтобы усилить мероприятия по контролю за рисками, совершенствованию банковского надзора, мониторингу банков и банковских показателей. Мы знаем, что Центральный банк Узбекистана уделяет большое внимание данному направлению, и недавно была принята система мер по усилению контроля за рисками, особенно валютными.    Статистика  показывает, что уровень нестандартных кредитов в банковской системе Узбекистана достаточно низкий, но на этом не стоит успокаиваться, потому что всегда существуют причины, которые могут способствовать резкому увеличению этого показателя. И рецептом правильной политики в этой области является укрепление надзорной функции Центрального банка.

- Как влияет нестабильная ситуация на мировых финансовых и сырьевых рынках на фискальную и монетарную политику Узбекистана?

- Конечно, развитие глобальных рынков влияет на экономику Узбекистана. Важными каналами, через которые международные рынки товаров, услуг и капитала  передают воздействие на экономику Узбекистана, являются  экспортный канал, то есть спрос на товары из Узбекистана, а также влияние цен на продукты питания. Эти два канала нельзя игнорировать, и мы вместе с правительством пытаемся прогнозировать их передачу на экономику страны, а также определять меры денежно-кредитной или фискальной политики, которые нужно сочетать для того, чтобы снизить неблагоприятные эффекты волатильности на внешних рынках и усилить благоприятные эффекты той же волатильности. Это важная задача, стоящая перед официальными органами, и нужны согласованные усилия и оперативное реагирование на события, происходящие на мировых рынках.

- Как оценивает МВФ процессы интеграции стран в мировую экономику?

– Мы в Международном валютном фонде, как и многие экономисты во всем мире, верим, что   свободный переток товарных ценности и свободное движение валютных средств повышает благосостояние всех участников этого процесса. Мы также верим, что интеграция стран в мировую экономику, в целом, очень позитивный процесс. Однако, в каждом отдельном случае надо очень умело оценивать структуру экономики страны, а также факторы, которые будут влиять на уровень внешнего долга. Это может быть государственный долг, либо долг частного сектора, либо долг финансового сектора.

Поскольку процессы интеграции влияют на развитие экономики, то очень важно уметь уйти от дисбалансов, диспропорций и перегибов, от тех негативных факторов, которые могут привести к необходимости более срочного изменения экономической политики. Все эти процессы достаточно сложно, и во многих странах они происходят очень болезненно. Для этого нужно укреплять экономику, ведь конечная цель экономической политики - повышение благосостояния населения.

- Большое спасибо за беседу!

Источник: Центральный банк

Похожие новости
ЧАБ "Трастбанк": Взаимовыгодное сотрудничество по развитию экспорта

13.09.2019

ЧАБ "Трастбанк": Взаимовыгодное сотрудничество по развитию экспорта

Trastbank

В Ташкенте открылись новые центры банковских услуг - «Next» и «Бешкайрагоч»

10.09.2019

В Ташкенте открылись новые центры банковских услуг - «Next» и «Бешкайрагоч»

Trastbank

Сотрудникам “Трастбанка” вручены почетные грамоты

10.09.2019

Сотрудникам “Трастбанка” вручены почетные грамоты

Trastbank



Система Orphus