Вступил в силу Закон Республики Узбекистан «О конкуренции».

28.02.2012

Мировой опыт свидетельствует, что рынок и конкуренция – главный механизм развития современной экономики, более мощный и действенный, чем любой иной фактор. Эффективность функционирования рынка тем выше, чем активнее конкуренция и лучше условия для ее проявления.

Президент Ислам Каримов в Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране подчеркнул, что необходимо разработать и принять новый закон «О конкуренции», в котором следует ввести нормы, регулирующие монополистическую деятельность не только на товарных, но и на финансовых рынках, задействовать механизм антимонопольного регулирования биржевых торгов, упростить процедуры контроля и регулирования сделок слияния, присоединения и покупки акций.

В Узбекистане 7 января 2012 года вступил в силу Закон «О конкуренции». По мнению специалистов и самих предпринимателей, документ максимально приближен к реалиям рынка, включил в себя новые нормы, уточнил некоторые основные определения, дал ключевые толкования, отдельные статьи стали более либеральными.

Об этом корреспондент УзА побеседовала с начальником отдела развития конкурентной среды и недопущения недобросовестной конкуренции Государственного комитета по демонополизации и развитию конкуренции Валентиной Дубровской.

– Каковы предпосылки и чем конкретно обусловлено принятие нового Закона Республики Узбекистан «О конкуренции»?

– Необходимость принятия Закона «О конкуренции» была вызвана позитивными переменами в экономике страны, способствующими дальнейшей либерализации деятельности хозяйствующих субъектов, совершенствованием законодательной базы и правовой защиты участников рынка. Базовый Закон «Об ограничении монополистической деятельности» был принят в 1992 году, когда рыночные отношения только зарождались. В 1996 году появился второй Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», заложивший организационные и правовые основы предупреждения, ограничения, пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Направленный на обеспечение условий для формирования и эффективного функционирования конкурентных отношений на товарных рынках, он позволил наработать определенный опыт регулирования этих процессов.

В последние годы активно формировалась нормативно-правовая база, создающая основу для развития предпринимательства, что обеспечивало его стабильное развитие, наполняемость товарных рынков и конкурентную среду.

В результате эффективной государственной политики в области конкуренции значительно снизилась степень монополизации рынков товаров и услуг. Только за последние десять лет количество предприятий-монополистов уменьшилось на 75,2 процента, индекс монополизации экономики за последние три года снизился на 20 процентов, что свидетельствует о дальнейшем развитии конкуренции и значительном сокращении предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках. На сохраняющихся монополизированных рынках коренным образом изменилось поведение его участников.

Позитивные изменения, происходящие в экономике Узбекистана, и принятие ряда новых законодательных актов, направленных на усиление правовой защиты, либерализацию финансовой ответственности субъектов предпринимательства, сокращение и улучшение системы по выполнению контрольных функций, вызвали необходимость совершенствования антимонопольного законодательства.

– Каковы принципиальные отличия нового Закона «О конкуренции» от предыдущего?

– Одним из главных достижений нового закона является распространение антимонопольного регулирования на активно развивающийся в настоящее время рынок финансовых услуг. Прежде эта сфера не была охвачена старым законом, что не позволяло осуществлять меры по недопущению на нем антиконкурентных действий. Согласно новому документу финансовый рынок – это сфера обращения финансовой услуги, оказываемой банками и другими кредитными, страховыми и иными финансовыми организациями, а также услуг профессиональных участников рынка ценных бумаг на территории Республики Узбекистан или ее части, которая может не совпадать с административно-территориальным делением Республики Узбекистан и в границах которой имеется возможность ее оказания (статья 4).

Наряду с уточнением общих определений в Закон «О конкуренции» введены новые понятия, такие, как «финансовая услуга», «соответствующий рынок», «антиконкурентные действия», «координация экономической деятельности», «согласованные действия», «экономическая концентрация», и другие. Это позволило уточнить механизм и сферу применения закона, а также определить характер правонарушений.

В связи с частым применением ключевых определений и наличия в них особых механизмов правоприменения, а также в целях обеспечения их единообразного и точного применения на практике некоторые из них, такие, как «доминирующее положение», «группа лиц», «монопольно высокая цена» и «монопольно низкая цена», выведены в отдельные статьи закона.

Так, закон изменил принцип определения «доминирующее положение», закрепив более четкие критерии его установления на рынке товаров и услуг, а также снижения его рыночной доли (статья 6). Если раньше доминирующим на товарном или финансовом рынке считалось положение субъекта, доля товаров или услуг которого занимала 65 и более процентов, то с развитием предпринимательства таких структур практически не осталось. Для хозяйствующих субъектов, имеющих меньшую долю на рынке товаров и услуг, применялись условия стабильности доли за ряд лет, что не всегда обеспечивалось. Новый закон снизил верхний порог для признания доминирующего положения. Теперь таковым является положение, когда доля товаров или услуг хозяйствующего субъекта на рынке составляет 50 и более процентов, или в диапазоне от 35 до 50 процентов при условии стабильности доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке не менее одного года относительно размера долей, принадлежащих другим хозяйствующим субъектам (конкурентам), возможности вхождения на этот рынок новых.

Норма старого закона на получение согласия на приобретение лицом, группой лиц акций, долей с правом голоса в уставном капитале хозяйствующего субъекта в размере более чем тридцать пять процентов приводила к необходимости обращаться за согласованием по каждой сделке свыше 35 процентов независимо от ее размера. При этом пороговое значение, с которого начинался контроль за приобретением акций, составлял 4 тысячи МРЗП, что практически охватывало контролем всех хозяйствующих субъектов. Поэтому одним из направлений нового антимонопольного закона является контроль за совершением сделок по приобретению акций (долей) более 35 процентов в уставном капитале хозяйствующих субъектов с целью недопущения монополизации товарных рынков путем оказания влияния на ведение хозяйственной деятельности субъекта рынка и тем самым ограничивать конкуренцию. Согласование сделок в связи с низким пороговым значением балансовой стоимости активов является обременительной и существенно отвлекает ресурсы, как хозяйствующих субъектов, так и антимонопольного органа.

С принятием Указа Президента Республики Узбекистан от 18 ноября 2008 года «О мерах по дальнейшему повышению устойчивости предприятий реального сектора экономики» размер уставных фондов акционерных обществ повысился более чем в 10 раз, что отразилось на размерах их активов и тем самым совокупная стоимость активов инвестора и эмитента, участвующих в сделках по приобретению акций или долей, значительно превышает установленный действующим законом пороговый предел. В целях исключения контроля за сделками по приобретению долей малых предприятий новым законом пороговое значение определено в размере 100 тысяч МРЗП с учетом анализа активов хозяйствующих субъектов, участвующих в сделках.

Установление контроля за переходом прав к приобретателю пакетов свыше 35, 50, 75 процентов акций (долей) (взамен контроля любого приобретения сверх 35 процентов) позволяет значительно сократить административную нагрузку на хозяйствующие субъекты, связанную с необходимостью получения предварительного разрешения на совершение сделок и действий. Размеры пакетов акций, долей, по которым необходимо получение согласия антимонопольного органа, определены с учетом влияния на принятие решения на общих собраниях акционеров в соответствии с действующими законами Республики Узбекистан «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» и «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью».

Признано нецелесообразным осуществлять контроль за совершением сделок с акциями, осуществляемых участниками рынка ценных бумаг в лице инвестиционных посредников, а также при передаче акций или долей в доверительное управление, поскольку данные участники рынка не оказывают влияния на развитие конкуренции. Новый закон предусматривает нераспространение условий согласования сделок, совершаемых указанными участниками рынка, что обеспечивает расширение деятельности в данной сфере. С учетом действующего законодательства выделен контроль за совершением сделок в банковской сфере, который возлагается на Центральный банк исходя из его полномочий, определенных Законом «О Центральном банке Республики Узбекистан».

Введенная норма приведет к более эффективному подходу антимонопольного регулирования, использованию ресурсов хозяйствующих субъектов и упростит процедуру получения предварительного согласия на приобретение акций (долей) и иных имущественных прав.

Еще одним принципиальным новшеством явилось то, что закон наделил антимонопольный орган правом принимать решения о недобросовестной конкуренции в части получения патентов на товарные знаки. Прежде это происходило следующим образом. Например, на рынке появлялась новая продукция. Для того чтобы потребитель привык к ней, отличал от аналогичной, производитель маркировал ее товарным знаком, но не регистрировал его. Предприниматель вкладывал огромные средства в продвижение товара на рынке, спрос на него начинал расти, росла и его реализация, что в свою очередь сказывалось на успешном развитии самого предприятия. Но незарегистрированный товарный знак, не обеспеченный правовой охраной, служил основой для недобросовестной конкуренции.

Были зафиксированы случаи, когда конкуренты перехватывали незарегистрированные чужие товарные знаки на раскрученную продукцию, регистрировали их, начинали выпускать под этой маркой свою, более низкого качества. Как результат – добросовестные предприниматели понесли убытки, нанесен ущерб репутации. Более того, получив патент на «заимствованный» нечестным путем товарный знак, недобросовестные конкуренты могли предъявлять претензии, добиваться запрета производства, поставки товара, изначально выпускаемого под этим знаком.

Прежде случаи недобросовестной конкуренции признавались и рассматривались, когда кто-то использовал чужой зарегистрированный товарный знак. Но был ли он прежде известен в практике других производителей – этого законодательство не предусматривало, что являлось почвой для различных коллизий. С принятием нового закона был сделан серьезный шаг к защите предпринимателей от недобросовестной конкуренции.

Теперь Госкомдемонополизации вправе запросить такую информацию, провести расследование, принять и передать заявителю решение о факте недобросовестной конкуренции, который, в свою очередь, обращается в уполномоченный орган либо в суд. Агентство по интеллектуальной собственности с учетом наличия доказательств может рассмотреть вопрос и принять решение об отмене регистрации товарного знака.

Еще одним нововведением является статья 11, которая налагает вето на согласованные действия и сделки хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию. В частности, ею запрещаются соглашения по фиксации цен, контролю над рынком производства и другие. Например, хозяйствующие субъекты могут договориться между собой о том, чтобы на рынке была установлена единая цена, что не обеспечивает выбор потребителю. Другим примером служит договоренность сторон о том, что одна сторона поставляет другой сырье, но больше никому. Если такие соглашения оформлены, их легче проверить. А вот если это основано на устном договоре, то необходимо проводить анализ, отслеживать параллельные действия субъектов.

Известны случаи, когда соглашение подписывается, но его нельзя признать незаконным. Здесь имеется в виду франчайзинг, который особенно используется в ресторанном бизнесе. Так, существует сеть ресторанов, имеющих одно название, но разных владельцев. В этом случае правообладатель заключает соглашение с другими предпринимателями, позволяя им использовать свой товарный знак, но при соблюдении ряда условий, направленных на сохранение имиджа его брэнда, деловой репутации. В статье 11 закона это звучит так: «Не допускаются согласованные действия и сделки неконкурирующих хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение на товарном рынке, а другой является продавцом или покупателем, если такие согласованные действия и сделки имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе которые запрещают хозяйствующим субъектам реализацию товаров, производимых другими хозяйствующими субъектами. Данный запрет не распространяется на сделки об организации покупателем реализации товаров под товарным знаком, фирменным наименованием и иными исключительными правами продавца на объекты интеллектуальной собственности». Таким образом закон защитил хозяйствующие субъекты, работающие совместно, не ущемляя конкуренции.

– Какие санкции теперь будут применяться к нарушителям законодательства о конкуренции?

– Нарушителей законодательства о конкуренции ждут серьезные последствия. В частности, в главе 5 закона прописан Порядок наложения штрафов за нарушение законодательства о конкуренции, в частности, за сговор (картель) или антиконкурентные соглашения. Глава 6 включает в себя Порядок возбуждения и рассмотрения дел о нарушении законодательства о конкуренции, а также исполнение и обжалование решения и предписания антимонопольного органа.

Примечательно, что согласно новому закону антимонопольные органы воздерживаются от применения санкций по отношению компании, которая, будучи участником сговора, информирует (содействует) антимонопольным органам в его раскрытии или разоблачении. Так, статья 28 гласит, что лицо, первым добровольно заявившее в антимонопольный орган о заключении и совершении им сделок и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию и недопустимых в соответствии с законодательством о конкуренции, освобождается от уплаты штрафа за данное нарушение.

– Какие перспективы обеспечит вступивший в силу Закон Республики Узбекистан «О конкуренции» в целом?

– Новый закон обеспечит консолидацию норм, регулирующих отношения в сфере конкуренции, состоящих ранее из многих отдельных подзаконных актов, и будет способствовать повышению прозрачности и эффективности правового регулирования отношений в этой области. Он также устранил существующие в законодательстве пробелы и коллизии в сфере антимонопольного регулирования и обеспечил равные условия для деятельности субъектов предпринимательства, свободного перемещения товаров, свободу экономической деятельности, что является основным фактором развития конкуренции и ее защиты на рынках товаров и услуг.

Мехрибон Маметова

Источник: УзА

Источник: Bank.uz
Похожие новости
АКБ «ASIA ALLIANCE BANK»: Замечательная новость для пользователей «MyAlliance»!

18.09.2019

АКБ «ASIA ALLIANCE BANK»: Замечательная новость для пользователей «MyAlliance»!

Asia Alliance Bank

ЧАБ "Трастбанк": Взаимовыгодное сотрудничество по развитию экспорта

13.09.2019

ЧАБ "Трастбанк": Взаимовыгодное сотрудничество по развитию экспорта

Трастбанк

В Ташкенте открылись новые центры банковских услуг - «Next» и «Бешкайрагоч»

10.09.2019

В Ташкенте открылись новые центры банковских услуг - «Next» и «Бешкайрагоч»

Трастбанк



Система Orphus