Российские бизнесмены все чаще используют иностранные правовые и финансовые инструменты для защиты своих компаний, что для государства оборачивается серьезными убытками. В сентябре ЦБ пришлось скорректировать прогноз по оттоку капитала из РФ до 65 млрд долларов, хотя изначально говорилось о цифре в 40 млрд долларов. Дабы уменьшить отток средств, власть предпринимает серьезные меры.
Компаниям приходится сталкиваться с серьезным контролем со стороны государства. К примеру, для того чтобы закрыть вывод средств за границу, Росфинмониторинг отслеживает огромное количество операций. Все платежи более 600 тысяч рублей проверяются службой финансовой "разведки". Но и этого недостаточно, для того чтобы пресечь нарушения. Росфинмониторинг даже разработал пакет "антиотмывочных" мер, которые должны усилить контроль за банковскими операциями. Однако Елена Муратова, руководитель направления налогового права, финансов и кредита компании "Частное право", считает, что подобные меры усложнят жизнь простым налогоплательщикам:
- Они станут более зависимыми от действий сотрудников налоговых органов и банков. Ведь вводятся санкции за подозрительное поведение быстро (к примеру, блокировка счета), а их снятие требует времени. При этом поправки, которые расширяют полномочия контролирующих органов и полиции, нередко оборачиваются злоупотреблением полномочиями со стороны чиновников. Да и само по себе увеличение "груза страхов" предпринимателя способствует снижению деловой активности и скрытности бизнесменов.
Парадокс в том, что чем больше давление на предпринимателей, тем сильнее их стремление за пределы России. На зарубежных счетах и в офшорах оседает бесчисленное количество русских денег. Наше государство делает робкие шаги, для того чтобы получить к ним доступ. Так в начале октября президент РФ Владимир Путин подписал протокол к соглашению со Швейцарией об избежании двойного налогообложения. Основная цель документа - обмен информацией между налоговыми органами России и Швейцарии, в том числе о владельцах банковских счетов, номинальных держателях, агентах или доверительных управляющих. Ранее был ратифицирован протокол об избежании двойного налогообложения с Кипром, который тоже предусматривает обмен сведениями. Таким образом, в течение 2012 года Россия получила доступ к информации двух наиболее популярных для хранения российских денег стран. Правда, процесс подготовки к этому событию был длительным, поэтому владельцы счетов и офшорных компаний успели перебраться в те страны, которые по-прежнему защищают конфиденциальность вкладчиков и собственников фирм.
По странному стечению обстоятельств в октябре выяснились многие другие детали работы российских фирм. К примеру, отечественные компании давно перестали подчинять договоры по сделкам законодательству РФ. Управляющий партнер ГК "Содействие бизнес проектам" Кира Гин-Барисявичене объясняет выбор предпринимателей просто:
- Арбитражные оговорки в контрактах о передаче спора в иностранный суд продиктованы желанием независимого и беспристрастного рассмотрения дела. К примеру, если стороны договорились руководствоваться Арбитражным регламентом Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), то конфликт может решаться тремя арбитрами. Каждая из сторон выбирает своего защитника, вместе они определяют третьего - председателя суда. В соответствии с Регламентом Арбитражного института Стокгольмской торговой палаты стороны определяют число арбитров по своему усмотрению. Российские бизнесмены верят в наличие правовой культуры в западном обществе. В то время как в России гарантии беспристрастного рассмотрения спора нет. Еще одна причина составления договоров в соответствии с зарубежным правом в том, что российский АПК предполагает публичное судебное разбирательство (ст. 2 АПК). В то время как заседание в иностранном суде может быть закрытым, что привлекательно для тех фирм, которые не собираются всех посвящать в суть своих споров.
Но устраниться и скрыть споры российским бизнесменам не удастся. Российские стратегические компании уже обязали согласовывать с правительством страны свои действия при разбирательствах с иностранными странами. Соответствующий указ подписал 11 сентября президент РФ Владимир Путин. Вопрос с остальными фирмами власти собираются урегулировать в ближайшее время. Спикер Госдумы Сергей Нарышкин на встрече с юристами 10 октября призвал повышать статус российского права. Причем делать это предлагается не путем запретов, а укреплением позиций третейских судов, которые в России не развиты. Сергей Нарышкин привел ряд примеров того, как другие страны БРИКС ограничивают работу иностранных юристов на территории своих стран, чтобы сформировать национальное правовое поле.
Проблемой для внедрения подобных мер в России является то, что компании РФ не только создают контракты в соответствии с зарубежным правом, в целях безопасности, они переносят свой бизнес за пределы страны. Нередки случаи, когда у компании в России остается только юрлицо. Собственность фирмы принадлежит иностранным "дружественным" организациям, а сама компания числится "дочкой" зарубежного юрлица, что позволяет легко выводить из страны заработанные деньги. Для того чтобы вернуть таких бизнесменов на родину, потребуется не только поставить запреты на сомнительные банковские операции и открыть третейские суды, но обеспечить безопасность ведения бизнеса в стране.
Источник: Российская газета
Усиление контроля за банковскими операциями в России ведет к увеличению оттоку капитала