JET: Являются ли игры Hamster Kombat и Notcoin законными? Подробнее

Комментарий к Указу Президента «О дополнительных мерах по либерализации условий и обеспечению гарантий вкладов населения в коммерческие банки»

03.04.2008

 

За годы независимости в стране проведены глубокое реформирование и либерализация банковской системы на основе принципа «Банк – для клиента, а не клиент для банка».

В настоящее время в республике действует около 30 банков. Клиент вправе сам выбирать банк, хранить денежные средства на счетах в нескольких банках и получать свои средства из любого филиала банка, независимо от его месторасположения. Достаточно сказать, что обслуживанием клиентов сегодня занимается более 8000 филиалов и подразделений коммерческих банков во всех регионах и населенных пунктах страны.

При этом, если на одно банковское учреждение в Российской Федерации и Казахстане приходится более 20 тысяч жителей, то в Узбекистане – 5000 жителей, практически столько же, сколько в развитых странах (около 4000 жителей). Такая разветвленная сеть позволяет максимально обеспечить банковскими услугами все население страны, гибко реагировать на его потребности в денежных средствах.

Только за последние годы коммерческими банками внедрено более 200 привлекательных видов депозитов с рыночными процентными ставками, развивается система расчетов на основе пластиковых карточек, в результате чего с 2000 года средства населения в коммерческих банках выросли в 55 раз и превысили 1 трлн сумов.

Принимаются меры по укреплению доверия населения к банковской системе, гарантируются сохранность вкладов, банковская тайна, обеспечение беспрепятственной выдачи средств со счетов клиентов по первому их требованию, создан Фонд гарантирования вкладов населения в банках.

В то же время у некоторых людей по-прежнему сохраняются старые стереотипы настороженного отношения к банковской системе, глубоко укоренилось стремление хранить деньги вне банков. Этот психологический стереотип сложился в условиях прежней системы, когда был только один государственный банк-монополист, не всегда удобно было получать деньги, а нередко в банке не было средств. В результате у населения существовал комплекс недоверия к хранению денег в сберкассах, и значительные сбережения населения хранились на дому.

Следует отметить, что в целях повышения доверия населения к банковской системе и вовлечения денежных средств из теневой экономики в реальный сектор в ряде стран проводилась легализация капиталов. В частности, в таких странах, как Российская Федерация, Казахстан, Швейцария, были проведены разовые акции по амнистии капиталов.

Принятый Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по либерализации условий и обеспечению гарантий вкладов населения в коммерческие банки» направлен на дальнейшее укрепление доверия населения к банковской системе и стимулирование вовлечения свободных денежных средств населения во вклады в коммерческих банках.

Многое уже сделано в этом направлении, создана современная законодательно-правовая база, утверждены соответствующие процедуры действующего законодательства, однако они еще в полной мере не отвечают современным требованиям.

В соответствии с принятым указом Президента Республики Узбекистан любой человек может в период с 1 апреля 2008 года по 1 апреля 2009 года открыть свой депозитный счет в банке, положить на него любую, без ограничения, денежную сумму в национальной или иностранной валюте без предоставления документов, подтверждающих источники их происхождения.

Важно отметить, что вкладчик может внести средства как на свой именной счет, так и на счет на предъявителя, то есть анонимно, а сами средства могут быть внесены как в наличной форме, так и путем перечисления с персональных счетов вкладчика в зарубежных банках.

Следует подчеркнуть, что не только не требуется предоставления декларации и документов об источниках вносимых средств, но и категорически запрещено их запрашивать. Причем такие запросы запрещены не только банкам, но и органам власти на местах, правоохранительным, налоговым и другим контролирующим органам. Более того, любые требования по предъявлению вкладчиком справок и другой информации об источниках происхождения денежных средств будут считаться незаконными, что обеспечивает строгое и неукоснительное соблюдение законодательства о банковской тайне.

Еще одним важным положением указа является то, что денежные средства, внесенные физическими лицами в банки в период с 1 апреля текущего года по 1 апреля 2009 года, не подлежат проверкам налоговых органов – ведь они освобождены от всех видов налогов и других обязательных платежей.

Большое внимание в указе уделено вопросам обеспечения надежных гарантий соблюдения банковской тайны, применения мер строгой ответственности к должностным лицам за ее разглашение.

Реализация принятого указа позволит укрепить партнерские доверительные отношения между банками и населением, значительно увеличить поступления свободных денежных средств в национальной и иностранной валюте во вклады в коммерческие банки, использовать их как инвестиционные ресурсы для дальнейшего развития экономики и последовательного повышения уровня жизни населения страны.

Источник: УзА , 21.02.2008

Похожие новости
Утверждена инструкция о банковских счетах, открываемых в банках Республики Узбекистана

11.05.2009

Утверждена инструкция о банковских счетах, открываемых в банках Республики Узбекистана

Утвержден "План счетов бухгалтерского учета в кредитных союзах"

01.05.2009

Утвержден "План счетов бухгалтерского учета в кредитных союзах"

Положение "О порядке применения налоговых и таможенных льгот для предприятий,  специализирующихся на выпуске непродовольственных потребительских товаров"

29.04.2009

Положение "О порядке применения налоговых и таможенных льгот для предприятий, специализирующихся на выпуске непродовольственных потребительских товаров"



Система Orphus