Созидание, благополучие и процветание на это направлены реформы, проводимые в банковской системе страны

19 Августа 2013

Приближается славная для нашей республики дата — 22-летие независимости страны. На самом деле определенные этапы в жизни государства уместно соизмерять не годами, а проделанной работой, обновлениями и результатами реформ. И мы по праву можем гордиться успехами, достигнутыми за этот исторически короткий срок.

Действительно, за столь исторически короткий и вместе с тем сравнимый с веками период так же, как и во всех сферах, коренные реформы проведены и в банковской системе страны.

В результате реформ сформирована обоснованная в экономическом, организационном и правовом плане, полностью соответствующая международным стандартам, стабильно действующая, надежная банковская система с развитой инфраструктурой, которая в настоящее время является одним из важнейших и ключевых факторов в процессе обновления и модернизации страны.

Вне сомнения, главным критерием в этом процессе была разработанная Президентом Исламом Каримовым и признанная международным сообществом «узбекская модель» социально-экономического развития. Эта стратегическая программа основана на принципах коренного обновления государственного строительства, освобождения экономики от влияния идеологии, выполнения государством задач главного реформатора страны, то есть инициатора и координатора реформ, обеспечения приоритета закона, ведения сильной социальной политики, поэтапной и по­следовательной реализации реформ.

Целенаправленное и последовательное решение актуальных задач

Подводя итоги прошедших лет, осознаешь, насколько сложным был путь устранения тоталитарной, централизованной, командной, планово-распределительной системы и формирования в корне новой экономической модели, основанной на свободных рыночных отношениях. На этом пути пришлось стойко преодолевать серьезные проблемы, препятствия и противостояния. Читая книгу Президента «Узбеки­стан на пороге достижения независимости», еще глубже осознаешь значение этой разумной политики, предпринятой во имя счастья и великого будущего узбекского народа.

Действительно, вспомним положение страны двадцать два года назад. В тот период наряду с ликвидацией централизованной, основанной на планировании системы экономических отношений, формированием и утверждением развитых рыночных институтов и механизмов, достижением экономической независимости, на повестке дня стояли такие жизненно важные задачи, как социальная защита населения, недопущение сбоев в обеспечении населения необходимыми услугами и продовольствием.

После достижения независимости в целях развития новых перспективных отраслей были поставлены такие задачи, как реорганизация действующей структуры экономики, разумное использование природных богатств, направление основного внимания на зарабатывание собственными силами свободно конвертируемой валюты путем налаживания производства соответствующей мировым стандартам, качественной и конкурентоспособной продукции.

Для решения этих сложных задач прежде всего было необходимо достичь нефтяной и зерновой независимости, развития нефтяной и газовой, текстильной, электротехнической, продовольственной промышленности и автомобилестроения.

Только в течение 1994 года страной было закуплено нефтяной продукции на 674 миллиона и зерна на 430 миллионов долларов США. На тот период это составило соответственно 25 и 16 процентов от общего объема импорта.

Если принять во внимание последующий довольно высокий рост цен на нефть и зерно и затраты на перевозку продукции через территории государств СНГ, то станет очевидной значимость политики нефтяной и зерновой независимости, обеспечившей прочную основу для экономии огромных средств государства.

За счет кредитных вложений Центрального и коммерческих банков начали действовать сотни предприятий, была заложена основа для развития новых для Узбекистана промышленных отраслей. Среди них можно отметить Бухарский и Ферган­ский нефтеперерабатывающие предприятия, Шуртан­ский газохимический комплекс, автомобильный завод «GM Узбекистан» в Асаке, ряд химических и других предприятий, которые по праву считаются флагманами нашей экономики.

Кровеносная артерия общества

Совершим небольшой экскурс в историю.

До 1991 года Узбекистан не обладал независимой банковской системой и возможностями для самостоятельного ведения денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика в республике проводилась на основе норм и указаний, определенных Государственным банком бывшего Союза. При этом денежно-кредитная политика носила закрытый характер, информация о ней не предавалась гласности. Эмиссия денег проводилась центром и затем на основе установленных лимитов распределялась по республикам.

Еще одной больной точкой банковской системы того периода была путаница во внутренних расчетах на территории бывшего Союза. Низкий уровень автоматизации на этом огромном пространстве порождал неудобства в системе расчетов МФО (межфилиальный оборот), расчеты между расположенными в одном городе банковскими филиалами задерживались на целые недели.

Здесь с чувством гордости уместно отметить особое внимание Президента необходимости формирования и развития кровеносной артерии общества — банковской системы. Благодаря решительности главы государства основа независимой банковской системы была заложена в тот период, когда Узбекистан все еще был в составе бывшего Союза. Дело в том, что в 1990 году в целях содействия развитию промышленности, водного хозяйства, улучшению мелиоративного состояния земель, финансированию строительных предприятий, организации и поддержке совместного и высокорентабельного производства в Узбекистане на паевой основе был образован объединенный коммерческий банк «Турон».

Проблемы и решения

Накануне и в первые годы независимости перед банковской си­стемой стояли особо сложные проблемы. В частности, это было серьезное усугубление макроэкономической обстановки, разрыв экономических связей на бывшем цело­стном экономическом пространстве, нарушение баланса между спросом и предложением в результате ощутимого снижения объемов производства и межреспубликанской торговли, осложнение денежного обращения в рублевом эквиваленте, увеличение массы наличных денег в обращении, высокий рост инфляции, отсутствие необходимых технологий и даже простой компьютерной техники, а главное — дефицит местных высококвалифицированных банковских руководителей и специалистов, способных эффективно работать в новых условиях. И все эти задачи были успешно решены только благодаря вниманию и заботе Президента.

Подводя итоги проведенной в годы независимости работы по формированию современной банковской системы и ее развитию в соответствии с международными нормами, можно отметить, что в 1991—2000 годах на первом и втором этапах реформирования сферы проведены следующие важные мероприятия:

Во-первых, создан Центральный банк Республики Узбекистан — единый орган, упорядочивающий и контролирующий денежно-кредитную и банковскую систему, резервное и эмиссионное учреждение государства, принят Закон Республики Узбекистан «О Центральном банке Республики Узбекистан», полностью соответствующий требованиям международных стандартов.

При Центральном банке для реализации одной из главных его функций — политики денежной эмиссии — образованы вспомогательные предприятия: Бумажная фабрика, Печатная фабрика, Монетный двор, Агентство по драгоценным металлам и Республиканская служба инкассации.

Во-вторых, принят Закон Республики Узбекистан «О банках и банковской деятельности» об организации и упорядочении деятельности коммерческих банков и сформирована двухступенчатая банковская система. В стране начали действовать коммерческие банки с различными формами собственности, а также совместные и иностранные банки. В рамках закрепленных законом полномочий Центральным банком Республики Узбекистан разработаны нормативно-правовые документы по упорядочению деятельности банковской системы.

В-третьих, введен в обращение сум — национальная валюта, символ независимости государства, знак суверенной страны. Это позволило разработать и реализовать эффективную денежно-кредитную политику.

В-четвертых, вместо старой платежной системы, основанной на почтовой передаче платежных документов клиентов из одного банковского учреждения в другое, в Узбекистане в числе первых среди стран СНГ начала действовать электронная система платежей, всесторонне удобная, способная проводить платежи в режиме реального времени независимо от числа транзакций и межбанковских дистанций.

В-пятых, полностью были упразднены централизованные нормативные документы по упорядочению деятельности банковской системы бывшего Союза, разработанные на основе требований системы централизованной плановой экономики и сформирована прочная нормативно-правовая база, основанная на законах о принципах рыночной экономики и требованиях международных стандартов по упорядочению каждого направления банковской деятельности.

В-шестых, ликвидированы процентные ставки, снижающие заинтересованность, препятствующие повышению эффективности и расширению масштабов финансового посредничества и ограничения в виде лимитов по размерам кредитов, и внедрены косвенные инструменты упорядочения деятельности банков.

В-седьмых, в коммерческих банках был полностью автоматизирован бухгалтерский учет, внедрены соответствующие международным стандартам системы бухгалтерского расчета, отчета и финансовых отчетов. Для упорядочения и контролирования банковской деятельности в практику введены методы лицензирования банковской деятельности, регистрации банков, дистанционного контроля и проверок на местах.

В-восьмых, при сотрудничестве с лицеями, колледжами, высшими учебными заведениями и их кафедрами, а также Банковско-финансовой академией и Академией государственного управления, зарубежными учебными заведениями сформирована эффективная система подготовки, переподготовки и регулярного повышения квалификации банковских специалистов и руководящих работников.

В целом, в 1991—2000 годах на первом и втором этапах экономических реформ в банковской системе в Узбекистане сформированы организационные, правовые основы и прочная инфраструктура банковской системы. Возникла соответствующая международным стандартам система лицензирования, упорядочения и регулирования банковской деятельности.

Либерализация, совершенствование и условия стабильности

В 2001—2010 годах на третьем и четвертом этапах реформ проведены важные мероприятия по дальнейшей либерализации банковской системы, совершенствованию работы банков, обеспечению стабильности и повышению потенциала банковской системы, развитию состава и инфраструктуры банковско-финансового сектора.

Прежде всего проведена дальнейшая либерализация банковской деятельности, утратили силу нормативные документы, поэтапно регулирующие банковские операции, в частности, кредитование, коммерческим банкам предоставлены полномочия в определении финансового состояния клиентов, перспективности бизнес-планов, ликвидности обеспечения кредитов и других требований, усилена ответственность совета и правления банка за финансовое состояние коммерческих банков.

В результате оптимизированы и упрощены процессы кредитования в коммерческих банках, возросли ответственность, роль и значение акционеров в управлении банком, качественно улучшилось управление банками. В свою очередь в сфере усилилась конкуренция и, соответственно, возросли объемы кредитования экономики.

Усовершенствованы рыночные механизмы упорядочения экономики, расширились масштабы использования косвенных инструментов монетарной политики, направленной на обеспечение сбалансированного товарно-денежного обращения. В целях увеличения видов ценных бумаг, используемых в операциях на открытом рынке, на этом этапе Центральным банком в обращение выпущены облигации для физических и юридических лиц.

Кроме этого, усовершенствованы механизмы упорядочения обращения наличных денег, усилены законодательные требования по полной инкассации в банковские кассы наличных денежных поступлений от торговой деятельности и предоставления услуг и обеспечению востребованности наличных денег предприятиями и населением по их первому требованию. Сформирована эффективная система мониторинга этих процессов и оперативного решения возникающих проблем.

В соответствии с международными стандартами усовершенствована деятельность первичных основных опорных структур, обеспечивающих финансовую стабильность и ликвидность кредитных организаций, органов корпоративного управления банком, служб внутреннего аудита и внутреннего надзора, расширены их полномочия и усилена ответственность.

Поэтапно совершенствовалась система лицензирования, регулирования и контроля деятельности кредитных организаций. Финансовая стабильность таких организаций, своевременное и полное исполнение ими своих обязательств в строгом порядке контролировалось Цент­ральным банком. Вместе с тем в целях обеспечения полного возврата банковских депозитов населения в 2002 году был создан Фонд гарантирования вкладов граждан в банках и введен механизм возвращения депозитных вкладов граждан в банках, утративших платежеспособность, за счет средств этого фонда.

В соответствии с принятым Законом Республики Узбекистан
«О банковской тайне» все известные банку сведения о клиентах стали относиться к категории тайны банков, и третьим лицам запрещено пользоваться ими в любых, не отмеченных законом целях. Для информирования хозяйствующих субъектов и населения о состоянии банков и предоставления им возможности выбора кредитными организациями в средствах массовой информации публиковалась подробная информация о своей деятельности. Так, для обеспечения прозрачности банковской деятельности банки обязаны публиковать в СМИ финансовые отчеты, утвержденные аудиторскими организациями.

Предоставляемые гарантии приумножили доверие населения и хозяйствующих субъектов банковской системе и способствовали высоким темпам роста объема их депозитов в банках.

Либерализована и усовершенствована валютная политика, приняты обязательства по договорным статьям Международного валютного фонда о конвертации национальной валюты по текущим международным операциям.

Сокращен список документов, представляемых хозяйствующими субъектами в полномочные банки для конвертации сумов на внутреннем валютном рынке. В результате увеличился объем экспортной продукции, возрос объем международных резервов, обеспечивающих стабильность национальной валюты. В настоящее время объем наших международных резервов в несколько раз превышает требования Международного валютного фонда. Либерализация внутреннего валютного рынка обеспечила налаживание широкого сотрудничества банков Узбекистана с такими финансовыми организациями, как Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития, Исламский банк развития и национальными финансовыми институтами США, Германии, Японии, Великобритании, Швейцарии, Бельгии, Турции, Китая, Индии, Республики Корея.

Семь раз отмерь, один раз отрежь

Результаты проводимых в стране экономических реформ можно наглядно проследить на показателях, достигаемых в макроэкономике. В частности, темпы экономического роста нашей республики в 2012 году составили 8,2 процента, а в первой половине текущего года — 8 процентов. Объем экспорта возрос на 11,6 процента, 70 процентов экспортоориентированной продукции составили готовые товары.

В период, когда все еще не устранены диспропорции в странах, столкнувшихся с проблемами внешних долгов и дефицита бюджета в результате последствий мирового экономического кризиса 2008 года, общий внешний долг нашей республики по состоянию на 1 января текущего года составил всего 16 процентов от объема валового внутреннего продукта. Это, по заключению экспертов Международного валютного фонда, является одним из самых низких показателей в мире. А выполнение Государственного бюджета с профицитом в отношении ВВП с 2005 года свидетельствует об эффективном выполнении фискальной политики в стране.

Здесь уместно будет привести высказывание о внешнем долге главы нашего государства на Х сессии Верховного Совета Республики
Узбекистан XII созыва 2 июля 1992 года, что мы наладили связь с мировым рынком, мировыми банками, коммерческими фирмами. Это очень деликатный вопрос. Какое государство, сколько и на каких условиях предоставит нам инвестиции и средства в долг? Не будет ли у дающего средства в долг государства политических условий? Взяв в долг, не попадем ли мы на крючок должника? Не будут ли они оказывать давление на нас? И не повиснут ли на нас взятые долги и кредиты тяжелым грузом?

Пришлось искать и находить ответы на тысячи подобных вопросов. Взять в долг очень легко, это известно всем, но его надо рано или поздно возвращать. Мы должны думать не только о нынешнем, но и о завтрашнем дне, о будущих поколениях. И будет большим грехом, если сегодня мы совершим ошибку, не будем учитывать возможные будущие сложности для наших детей.    

Правдивость этих предположений, высказанных главой государства в год, когда наша страна еще не отметила и годовщину независимости, обоснованность глубокого осмысления выдвинутых в них идей подтверждается нынешним этапом развития. Ибо, мы, отказавшись от временного успеха за счет долгов, избрали путь коренного преобразования и активного развития экономики.

Реализованные целевые меро­приятия по укреплению финансовой стабильности банковской системы в течение последних десяти лет обеспечили рост совокупного капитала банков более чем в 9 раз, в последние три года — более чем в 2 раза. В первом полугодии 2013 года объем совокупного капитала банковской системы возрос на 23,6 процента относительно этого же периода прошедшего года. В результате в настоящее время уровень достаточности капитала банковской системы составляет 24,3 процента, что в 3 раза превышает общепринятые международные стандарты.

Показатели ликвидности банковской системы в последние годы составили более 65 процентов (по состоянию на 1 июля 2013 года — 65,5 процента), что в 2 раза превысило требуемый минимальный уровень (30 процентов). В свою очередь позитивные результаты в экономике республики, в том числе деятельность банковской системы, высоко оцениваются мировым сообществом и международными финансовыми организациями.

В частности, в заявлении миссии Международного валютного фонда, пребывавшей в Узбекистане с 28 ноября по 7 декабря 2012 года, отмечено, что:

«Банковская система Узбекистана продолжает демонстрировать высокие показатели. Исходя из международных стандартов, коэффициент достаточности капитала банков сохраняется на высоком уровне.

…Устойчивая банковская система, низкий уровень государственного долга и осмотрительный подход к внешним заимствованиям оградили страну от отрицательных последствий мирового кризиса».

Еще одно большое признание принадлежит консалтинговой компании «Мейплкрофт» из Великобритании, занимающейся анализом рисков. В объявленном этой престижной организацией рейтинге привлекательности долгосрочных инвестиций стран мира Узбекистан внесен в состав первой двадцатки среди 175 государств.

Подобные высокие оценки, весомые результаты развития экономики и банковской системы страны указывают на верность и эффективность разработанных под руководством главы нашего государства «узбекской модели» развития и программы антикризисных мероприятий. Стабильное развитие банков­ской системы подтверждается и международными рейтинговыми компаниями. Имеющим высокий авторитет в мире международным рейтинговым агентством «Moody`s» в последние три года перспективы развития банковской системы республики оценивались на уровне рейтинга «стабильно». Банковская система нашей страны высоко оценена и поднята на один рейтинговый уровень и агентством «Стандарт энд Пурс». Стабильное развитие банковской системы страны признано и агентством «Фитчс рейтингс».

Если в 2010 году оценку «стабильно» от международных рейтинговых агентств получили 13 коммерческих банков республики, то в настоящее время такой рейтинговой оценки удостоены все 29 действующих в нашей стране банков.

Уместно отметить, что согласно последним исследованиям Международного валютного фонда Узбекистан лидирует среди стран СНГ по числу банковских учреждений на каждые 100 тысяч человек взрослого населения.          

Близкий помощник, верный партнер

В настоящее время в республике действуют 29 коммерческих банков, 832 филиала коммерческих банков, более 4 тысяч мини-банков и специальных касс. Стабильное состояние банков страны, возрастание доверия к банковской системе, рост реальных доходов населения служит прочной основой для привлечения на депозиты свободных денежных средств юридических и физических лиц.

В течение последних 10 лет объем депозитов хозяйствующих субъектов и населения в банках увеличился в 30 раз, в том числе объем вкладов населения — в 41 раз. За последние три года общий объем депозитов в банках увеличился в 2,6 раза, в том числе объем вкладов населения — в 2,4 раза. В результате объем привлеченных коммерческими банками депозитов по состоянию на 1 июля 2013 года достиг 23,1 триллиона сумов.

Укрепление доверия банковской системе подтверждается и результатами социального исследования Общественного центра «Ижтимоий фикр». По результатам последнего социального опроса 95 процентов участников дали высокую оценку степени доверия системе и хранят вклады в банках. Постепенный рост капиталов банков и объема привлеченных депозитов в свою очередь служит развитию экономики республики, расширению инвестиционной деятельности банков.

В 2012 году совокупный актив банков увеличился более чем на 30 процентов, в течение последних 10 лет этот показатель увеличился более чем в 11 раз, за последние 3 года — в 2,3 раза и по состоянию на 1 июля 2013 года составил 37,1 триллиона сумов. Объем кредитных вливаний коммерческих банков, направленных в реальный сектор экономики, возрос на 30,9 процента относительно этого периода прошедшего года и по состоянию на 1 июля 2013 года составил 21,3 триллиона сумов.

В результате качественного преобразования структуры кредитного портфеля банков доля долгосрочных кредитов в общих кредитных вложениях достигла 79,2 процента. Долгосрочные кредиты сроком на 3 и более лет увеличились на 30,9 процента и составляют 76,8 процента от общего кредитного портфеля. В целом, общий объем кредитных вложений, направленных в реальный сектор экономики за последние 10 лет, увеличился в 9 раз, в течение последних трех лет — в 2,4 раза. В свою очередь объем кредитных вложений коммерческих банков, выделенных на инвестиционные цели, составил 5,7 триллиона сумов. За по­следние пять лет объем инвестиционных кредитов возрос в 4 раза, за последние три года — в 2,2 раза.

Активное участие коммерческих банков республики в реализации ряда крупных инвестиционных проектов стратегического и важного социально-экономического значения путем предоставления кредитов заслуживает особого внимания. В целях модернизации, технического и технологического обновления производства, организации производства конкурентоспособной продукции на основе современных технологий в течение первого полугодия 2013 года банками выделены инвестиционные кредиты в объеме 3,45 триллиона сумов (в 1,31 раза больше относительно этого периода прошедшего года).

Цель определяет средства

Необходимо особо отметить, в банковской системе в рамках Антикризисной программы проводится целенаправленная работа по поддержке предприятий реального сектора экономики. Объем годовых льготных кредитов, выделенных коммерческими банками экспортирующим предприятиям для пополнения оборотных средств, составил 362,5 миллиарда сумов. Предприятиям по производству продовольственной продукции выделены кредиты в объеме 690,1 миллиарда сумов, то есть, в 1,2 раза больше относительно 6 месяцев 2012 года; на закупку современного технологического оборудования, сырья и материалов для расширения производства непродовольственной продукции — в объеме 740,1 миллиарда сумов, то есть, в 1,3 раза больше относительно первого полугодия 2012 года.

Возрастает вклад банковско-финансовой системы Узбекистана в поддержку реального сектора экономики, обеспечение стабильной деятельности базовых отраслевых предприятий, восстановление и модернизацию деятельности экономически несостоятельных предприятий.

На основании Указа Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему повышению финансовой устойчивости предприятий реального сектора экономики» от 18 ноября 2008 года в течение прошедших лет на баланс коммерческих банков приняты в общей сложности 170 экономически несостоятельных предприятий. В целях восстановления и модернизации производства в эти предприятия инвестированы средства в объеме 429,2 миллиарда сумов.

За счет этих средств проводится их оснащение современными высокими технологиями и оборудованием германского, японского, американского, китайского, итальянского и швейцарского производства.

В результате эффективной работы коммерческих банков по восстановлению деятельности экономически несостоятельных предприятий 123 предприятия с восстановленной производственной деятельностью проданы за 995,5 миллиарда сумов новым инвесторам. Вместе с тем на 33 из 47 предприятий, оставшихся на балансе коммерческих банков, налажена производственная деятельность, и в настоящее время ведется работа по их продаже новым инвесторам.

Уместно отметить, предприятиями с восстановленной деятельностью произведена продукция стоимостью почти 2,2 триллиона сумов, часть продукции стоимостью 601,5 миллиона долларов США экспортирована. Это в свою очередь способствует широкомасштабному производству потребительских и промышленных товаров на восстановленных банками предприятиях, пополнению внутреннего рынка, экспорту и приумножению валютного резерва республики.

Инвестиции во имя благоустроенной жизни

Коммерческими банками нашей республики уделяется особое внимание исполнению Государственной программы «Год благополучия и процветания». В рамках данной программы населению выделены потребительские кредиты в объеме 320 миллиардов сумов, в том числе 81 миллиард сумов 15 тысячам молодых семей. Эти средства значительны тем, что в целях улучшения социально-бытовых условий и повышения уровня жизни населения направляются на приобретение мебели, бытовой техники и другой продукции местного производства, рассчитанной на продолжительные сроки использования. В целом, общий объем выделенных населению потребительских кредитов в течение последних трех лет возрос более чем в 2 раза, в том числе выделенных молодым семьям — в 2,4 раза.

Из мирового опыта известно, что одним из эффективных путей удовлетворения потребностей населения в жилье является выделение гражданам ипотечных кредитов коммерческими банками. По инициативе главы государства эта сфера стала одним из приоритетных направлений социальной политики страны и для этого заложена необходимая организационно-правовая основа. В подтверждении этого был образован «Кишлок курилиш банк». Со времени начала действия этого банка в течение прошедших четырех лет 23,6 тысячи частным застройщикам из сельской местности выделены ипотечные кредиты в объеме более 1 триллиона 400 миллиардов сумов.

Как известно, 16—17 апреля нынешнего года в нашей стране на высоком уровне прошла международная конференция «Современное жилищное строительство как локомотив комплексного развития и преобразования села, улучшения качества жизни населения». Участники конференции — руководители престижных международных организаций, зарубежные специалисты дали высокую оценку проводимым в Узбекистане системным мероприятиям по преобразованию облика села, повышению качества жизни населения и особо отметили высокие достижения в этой отрасли.

Поддержка малого бизнеса и предпринимательства

Финансовая поддержка малого бизнеса и частного предпринимательства является одним из важнейших направлений банковской деятельности и масштабы этой работы все более расширяются. В первом полугодии 2013 года коммерческими банками выделены кредиты в объеме 3,8 триллиона сумов, что в 1,3 раза больше по сравнению с этим периодом 2012 года.

В частности, «Микрокредитбанком» в приоритетном порядке адресно поддерживаются субъекты малого бизнеса и частного предпринимательства. Объем предоставленных в этом направлении микрофинансовых услуг в течение первого полугодия 2013 года составил 125,4 миллиарда сумов и возрос в 1,2 раза относительно этого периода прошедшего года. На финансирование инвестиционных проектов субъектов малого бизнеса по линии льготных кредитов международных финансовых институтов в течение января — июня 2013 года выделены кредиты в объеме 60 миллионов долларов США. Кроме этого, за счет средств Фонда льготного кредитования коммерческих банков на финансирование проектов субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства в отдаленных районах и городах с большими трудовыми ресурсами в течение первого полугодия текущего года выделены льготные кредиты в объеме 23,7 миллиарда сумов. Это в 1,4 раза больше относительно показателя за соответствующий период 2012 года.

Молодое поколение с высоким потенциалом — ключ к успеху

Анализ экономических реформ показывает, что успех в этом направлении во многом зависит от кадров, их профессионализма и осознания ими важности реформ и значения рыночных отношений. Здесь уместно вспомнить высказывание главы государства о том, что успех проводимых в стране реформ в конечном результате зависит от кадров и кадрового вопроса.

В этих целях в стране проводятся системные мероприятия на основе уникальной Национальной программы по подготовке кадров, в результате которой для сферы подготавливаются соответствующие высоким современным требованиям, по-новому мыслящие молодые специалисты, которым с уверенностью можно доверить судьбу страны.

В частности, в целях обеспечения исполнения этой программы Кабинетом Министров постановлением «О предоставлении образовательных кредитов для обучения в высших учебных заведениях на платно-контрактной основе» от 26 июля 2001 года утверждено Положение о предоставлении образовательных кредитов для обучения на платно-контрактной основе в высших учебных заведениях. В соответствии с требованиями данного документа только в течение первого полугодия текущего года коммерческими банками республики 7 197 студентам, обучающимся в высших учебных заведениях на платно-контрактной основе, выделены льготные образовательные кредиты в объеме 19,5 миллиарда сумов, то есть, в 1,8 раза больше относительно первого полугодия 2012 года.

Это, естественно, является весомой материальной поддержкой для молодых людей, для занятия ими достойного места в обществе. В соответствии с Указом Президента «О дополнительных мерах по вовлечению выпускников образовательных учреждений в предпринимательскую деятельность» от 28 июля 2010 года расширены возможно­сти для предпринимательской деятельности молодежи, выпускники профессиональных колледжей обеспечиваются работой. На финансирование бизнес-проектов выпускников коммерческими банками республики в первом полугодии 2013 года выделены кредиты в объеме 54,1 миллиарда сумов ( в 2,4 раза больше относительно соответствующего периода 2012 года).

Современные технологии — на службе у населения

В результате широкомасштабных мероприятий по совершенствованию системы расчетов обеспечена непрерывность предоставления финансовых услуг и в платежном обороте возрастает доля безналичного расчета по пластиковым карточкам.

В соответствии с постановлением главы государства «О дополнительных мерах по стимулированию развития системы расчетов с использованием банковских пластиковых карточек» от 19 апреля 2010 года в 2012 году начала действовать межбанковская розничная платежная система «Узкарт».

Коммерческими банками повышается качество предоставляемых населению банковских услуг, активно развиваются системы дистанционного управления банковскими счетами. Так, по состоянию на 1 июля 2013 года число пользователей системами дистанционного управления банковскими счетами превысило 190 тысяч человек. Из них число пользователей услугами интернет-банкинга и программного комплекса «Банк-Мижоз» составило 46 124, а число пользователей услугами «мобиль-банка» и «СМС-банка» — 144 тысячи человек.

В настоящее время банками активно внедряются выгодные для клиентов виды услуг, позволяющие при помощи мобильных и электронных средств связи получать сведения о личных расчетных счетах в режиме реального времени. В конце прошедшего года число пользователей этими видами услуг превысило 92 тысячи человек, что в 1,6 раза больше, чем годом ранее.

На состоявшейся по инициативе Президента в апреле 2010 года Международной научно-практической конференции «Эффективность антикризисных программ и приоритеты посткризисного развития (на примере Узбекистана)» представители международных организаций и финансовых институтов, государственные и общественные деятели зарубежных государств, ученые-экономисты, бизнесмены и эксперты признали верность избрания основанной на пяти принципах «узбек­ской модели» экономического развития и дали высокую оценку результатам, достигнутым в ходе ее реализации.

В мае 2010 года в ходе проводившегося в нашей стране 43-го ежегодного заседания Совета управляющих Азиатского банка развития представители международных организаций, многих крупнейших финансовых институтов мира позитивно отозвались об экономике Узбекистана, в частности, о стабильности развития банковской системы страны.

В настоящее время, когда продолжающееся в мире снижение объемов глобальных финансовых вливаний, углубление проблемы недостаточности ресурсов для банковской системы и усиление долгового кризиса в ряде стран представляют серьезную угрозу мировой экономике, требуется продолжение политики капитализации банковской системы республики и расширения базы внутренних ресурсов. Исходя из этого, приоритетными направлениями развития банковской системы остаются дальнейшее укрепление финансовой стабильности банков, усиление капитализации, депозитной базы, ликвидности и инвестиционной активности.

Основным программным документом в этом направлении служит постановление Президента «О приоритетных направлениях дальнейшего реформирования и повышения устойчивости финансово-банковской системы республики в 2011—2015 годах и достижения высоких международных рейтинговых показателей» от  26 ноября 2010 года.

Таким образом, проводимые по инициативе главы нашего государства широкомасштабные реформы, процессы обновления и модернизации, как и во всех сферах жизни общества, находят свое отражение и в финансово-банковской системе. А это, естественно, служит дальнейшему процветанию страны, стабильному повышению благосостояния народа даже в условиях мирового финансово-экономического кризиса. Ибо благодаря независимости и вниманию, уделяемому Президентом развитию банковской сферы, в стране сформирована соответствующая международным стандартам прочная и современная банковско-финансовая система. Дальнейший прогресс страны, вне всякого сомнения, обеспечит более интенсивное развитие банковской системы Узбекистана. Твердую уверенность в этом придают реформы, проводимые в сфере в настоящее время.

 

         Ф. МУЛЛАЖОНОВ,
Председатель Центрального банка
Республики Узбекистан,
заслуженный экономист Узбекистана

Источник: ЦБ

Центральный банк В соответствии со статьей 3 Закона Республики Узбекистан «О Центральном банке Республики Узбекистан» Центральный банк является юридическим лицом и находится в исключительной собственности государства, осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Центральный банк принимает решения в пределах своих полномочий и функций независимо от других органов государственной власти и управления. В соответствии со статьей 4 Закона Республики Узбекистан «О банках и банковской деятельности» Центральный банк Республики Узбекистан является государственным органом, регулирующим сферу банковской деятельности и осуществляющим полномочия по лицензированию, регулированию и пруденциальному надзору.
Похожие новости
Сообщение Центрального банка Республики Узбекистан касательно снятия наличных средств с международных платёжных карт физических лиц

26 Сентября 2019

Сообщение Центрального банка Республики Узбекистан касательно снятия наличных средств с международных платёжных карт физических лиц

Bank.uz

Обзор банковских микрозаймов Узбекистана

13 Сентября 2019

Обзор банковских микрозаймов Узбекистана

Bank.uz

Рассмотрены новые законы, регулирующие банковскую деятельность

9 Сентября 2019

Рассмотрены новые законы, регулирующие банковскую деятельность

Bank.uz



Система Orphus