Центральным банком разработаны основные направления денежно-кредитной политики на 2021 год и период 2022-2023 годов.

22.10.2020
На заседании Правления Центрального банка, состоявшемся 22 октября 2020 года, утверждены «Основные направления денежно-кредитной политики на 2021год и период 2022-2023 годов».

Основные направления денежно-кредитной политики отражают комплекс мер, которые будут реализованы Центральным банком в ближайшие годы, в том числе меры, которые будут предприняты в денежно-кредитной сфере в контексте изменения внешних и внутренних макроэкономических условий, а также применяемые принципы и инструменты.

При разработке основных направлений, в первую очередь, сделан акцент на исполнение задач, определенных Законом Республики Узбекистан «О Центральном банке Республики Узбекистан» по обеспечению стабильности цен и Указом Президента Республики Узбекистан «О совершенствовании денежно-кредитной политики с поэтапным переходом на режим инфляционного таргетирования» по приведению денежно-кредитной политики в соответствие стандартам режима таргетирования инфляции, достижения целевых показателей инфляции ниже 10% в 2021 году и 5% в 2023 году.

В Основных направлениях нашли свое отражение меры, принятые в 2020 году Центральным банком в рамках возложенных задач и ожидаемые их результаты, а также приоритетные направления действий Центрального банка в разных сценариях макроэкономического развития.

2020 год был очень сложным для нашей страны и мировой экономики. Кризис, начавшийся под влиянием глобальной пандемии, характеризуется одновременным ухудшением как внутренних, так и внешних экономических условий и колебаниями спроса и предложения.

В глобальной экономике и у основных внешнеторговых партнёров нашей страны наблюдаются тенденции экономического спада на фоне резкого замедления экономической активности, падения цен на сырьевые товары и нестабильности финансовых рынков.

Продолжающаяся пандемия и меры, принимаемые для борьбы с ней, создают различные колебания и влияют на экономику, что усложняет процесс оценки и прогнозирования макроэкономических показателей.

С учетом степени этих неопределенностей и особенностей каналов влияния, прогнозы макроэкономического развития были разработаны на основе 3-х различных сценариев –основного (предусматривающего постепенное восстановление экономики), оптимистичного (более быстрое восстановление) и рискового (более медленное восстановление).

В связи с этим, при разработке сценариев макроэкономического развития учитывались, прежде всего, влияние пандемии коронавируса на экономику страны и экономики внешнеторговых партнеров, цены на основные экспортные товары, а также изменения в потенциальном уровне производства.

В основной сценарий макроэкономического развития заложены те предположения, при которых ситуация с пандемией будет постепенно улучшаться. Население и бизнес продолжат свою деятельность, адаптируясь к условиям пандемии и после неё. При этом за счет постепенного восстановления экономик внешнеторговых партнеров, внешний спрос со второй половины 2022 года выйдет на докризисный уровень.

Согласно расчётам в рамках данного сценария, экономическая активность и совокупный спрос в стране приблизятся к докризисному уровню к концу 2021 года, а к 2023 году экономика вернется к своему потенциальному уровню. Доходы бюджета будут восстанавливаться. Прогнозируется снижение дефицита консолидированного бюджета до 2,5% к ВВП в 2022 г. При этом будут продолжены структурные реформы и в 2022-2023 годах будет осуществляться процесс либерализации регулируемых цен.

Согласно основному сценарию, текущие «относительно жесткие» условия денежно-кредитной политики сохранятся до конца 2021 года.

В то же время, в 2022-2023 годы исходя из изменений в регулируемых ценах, уровня и прогнозной траектории инфляции условия денежно-кредитной политики могут быть скорректированы в зависимости от ситуации.

Альтернативный (оптимистичный) сценарий макроэкономического развития, основанный на быстром восстановлении экономики, включает более быстрое улучшение ситуации с пандемией, отсутствие дальнейших карантинных мер и повсеместное применение противовирусных вакцин и лекарств со второй половины 2021 года в мире.

В связи с постепенным восстановлением экономик основных торговых партнеров, ожидается, что во второй половине 2021 года внешний спрос достигнет докризисного уровня, а цена на золото будет снижаться по мере восстановления мировой экономики.

Согласно этому сценарию, ожидается приближение внутренной экономической активности и совокупного спроса к докризисному уровню к середине 2021 года, а к 2022 году экономика достигнет своего потенциала. При этом в отличие от основного сценария, предусматривается оживление темпов роста в отраслях транспорта, услуг и туризма.

Вместе с восстановлением экономической активности доходы государственного бюджета будут расти относительно быстрее, а дефицит консолидированного бюджета сократится до 2% в 2022 году. В то же время логическое завершение процесса либерализации регулируемых цен в 2022-2023 годах и привлечение прямых иностранных инвестиций являются одними из ключевых факторов экономического роста.

В случае оптимистичного сценария текущие «относительно жесткие» условия денежно-кредитной политики будут сохранены. При этом уровень инфляции в 2021-2022 годах будет формироваться несколько ниже, чем в базовом сценарии. Это, в свою очередь, позволит достичь целевых показателей инфляции без значительных изменений в условиях денежно-кредитной политики.

При альтернативном (рисковом) сценарии макроэкономического развития, основанном на повышении внешнеэкономических рисков, закладывается вероятность, что глобальная ситуация с пандемией ухудшится и глобальные ограничения продолжатся в 2021-2022 годах.

Прогнозируется, что экономика внешнеторговых партнеров будет восстанавливаться медленно, внешний спрос выйдет на докризисный уровень только во втором квартале 2023 года, а динамика роста цен на золото, как безопасный актив, сохранится.

При рисковом сценарии внутренняя экономическая активность и совокупный спрос, по прогнозам, выйдут на докризисный уровень только к концу 2022 года, экономика достигнет своего потенциального уровня после 2023 года, а дефицит консолидированного бюджета останется на уровне 6-7%.

В условиях этого сценария процесс либерализации регулируемых цен, вероятно, будет отложен на 2023 год.

В этом сценарии давление на инфляцию со стороны факторов спроса снизится, а отклонение инфляции от прогнозной траектории позволит «немного смягчить» денежно-кредитные условия. В то же время, как и в 2020 году, инструменты денежно-кредитной политики будут использоваться для достижения баланса между целями поддержания экономической активности и достижения стабильности цен.

Следует отметить, что в рамках каждого сценария, исходя из тенденций развития и ожидаемых изменений, будут определяться денежно-кредитные условия на 2021-2023 гг. и набор денежных инструментов, соответствующих сценариям. При этом характеристики каждого сценария оцениваются с точки зрения характера и формирования факторов инфляции, и, соответственно, разрабатывается система мер реагирования.

Следует отметить, что во всех трех сценариях целевой показатель Центрального банка инфляции на уровне 5% к концу 2023 года и постоянные цели по обеспечению стабильности банковской и платежной систем останутся неизменными.

В целях совершенствования операционного механизма планируется внедрить операции «тонкой настройки» от 2 до 13 дней с целью повышения гибкости управления ликвидностью в банковской системе.

Кроме того, планируется обеспечить эффективное перераспределение ликвидности на межбанковском денежном рынке и постепенно снижать роль Центрального банка.

В дальнейшем планируется увеличить объемы выпуска облигаций Центрального банка с более коротким сроком погашения. В то же время будут разработаны механизмы для повышения прозрачности выпуска облигаций, публикации их графиков в начале каждого квартала и предварительного определения объема выпусков исходя из ситуации с ликвидностью в банковской системе.

Вместе с тем, дальнейшее совершенствование внутреннего валютного рынка повысит гибкость обменного курса к внутренним и внешним факторам, а также роль участников рынка в определении курса.

Кроме того, информация о целевых показателях инфляции, характере решений в денежно-кредитной сфере и работе, проводимой для разработки операционного механизма, будет регулярно публиковаться для широкой общественности в ходе реализации новой коммуникационной политики.

Следует отметить, что обеспечение макроэкономической стабильности и достижение высоких темпов экономического роста в среднесрочной перспективе во многом зависит от структурных реформ, а также от привлечения внутренних и иностранных частных инвестиций в экономику.

Это, в свою очередь, тесно связано с эффективностью и практической значимостью мер, направленных на реформирование государственных предприятий, развитие конкурентной среды в экономике, создание благоприятных институциональных условий для ведения бизнеса и повышения совокупной производительности.

При этом в центре внимания Центрального банка будет стоять задача по обеспечению скоординированности структурных реформ и мер макроэкономической политики с целевыми показателями инфляции, а также поддержанию финансовой стабильности.
Trastbank Акционерный биржевой банк «Трастбанк», созданный в 1994 году, является одним из ведущих банков Республики Узбекистан. Банк предоставляет весь спектр банковских продуктов и услуг.
Источник: Trastbank
Похожие новости
Платёжный стикер AVO: удобство и безопасность рядом

20.11.2024

Платёжный стикер AVO: удобство и безопасность рядом

Push30 дарит возможность начать новый год с ярких впечатлений!

14.11.2024

Push30 дарит возможность начать новый год с ярких впечатлений!

AVO bank: укрепление позиций на финансовом рынке страны

06.11.2024

AVO bank: укрепление позиций на финансовом рынке страны



Система Orphus