«Кредитных уловок» в РФ больше не будет?

13.09.2010

Многолетняя борьба между Федеральной антимонопольной службой России и банками за раскрытие полной процентной ставки вступила в решающую фазу. В сентябре 2010 года в Государственную думу РФ внесены поправки к действующему закону «О рекламе», в соответствии с которыми кредитные организации будут обязаны информировать потенциального заемщика обо всех платежах, связанных с займами.

Причем не мелким шрифтом на последней странице договора, а в хорошо читаемом виде на всех рекламных материалах. Готовятся также поправки в законодательные акты, регулирующие деятельность банков и микрофинансовых организаций.

Со времен расцвета рынка потребительских ссуд появилось множество так называемых «кредитных уловок», которые неприятно удивляли заемщика, но позволяли банкирам неплохо заработать.

Формула расчета процентов несложная, да и кредитный калькулятор несложно найти в Интернете. Ознакомившись с рекламой, потенциальный заемщик высчитывал свои предполагаемые расходы и отправлялся в банк за необходимой сумой денежных средств. И только когда договор уже был заключен, выяснялось, что расчеты учитывали далеко не все предстоящие платежи. Единовременная комиссия при снятии наличных, регулярные платежи за ведение счета, запрет досрочного погашения и тому подобные «мелочи» существенно увеличивали фактическую стоимость заемных средств.

А вот еще один ловкий рекламный ход, способный поставить в тупик даже специалиста. Красочный плакат обещает займ всего под два процента в месяц! Ученик средней школы мог бы сказать, что это будет всего 24% годовых. Но в банке работают не школьники. Поэтому в рекламе есть приписка, сделанная очень мелким шрифтом. В ней сказано, что весь срок действия договора оплата взимается с первоначальной суммы, а не с остатка задолженности. Многие заемщики даже не подозревают, во что в действительности им обойдется это заманчивое предложение. К сожалению, простой арифметикой здесь не обойтись. А вот функция СТАВКА в программе Excel показывает, что фактически стоимость ссуды будет почти в два раза больше. Понятно, что такое «доступное» предложение больно ударит по семейному бюджету.

Центральный банк и раньше делал попытки сделать тарифы более прозрачными для клиентов. На некоторых сайтах появились кредитные калькуляторы, позволяющие рассчитать эффективную процентную ставку. Однако многие учреждения продолжали пользоваться экономической безграмотностью населения. Теперь же внесение изменений в три федеральных закона практически не оставит банкирам возможности хитрить.

Представители Федеральной антимонопольной службы считают, что набранная крупным шрифтом информация о полной стоимости ссуды должна размещаться на первом листе договора и занимать не менее 5% площади листа.

Многие эксперты согласны, что подобные меры не окажут существенного влияния на рынок потребительского кредитования. Банки, ориентированные на ведение прозрачного для клиентов бизнеса, дополнительно получат неплохую имиджевую рекламу.

А вот рекламщикам придется изрядно потрудиться, чтобы их продукция не стала похожа на текстовую листовку, ведь коротко описать действующие во многих учреждениях плавающие процентные ставки и другие нюансы кредитования достаточно проблематично.

Остается надеяться, что в выигрыше от этих нововведений останутся рядовые заемщики

Похожие новости
АҚШдаги Capital One Financial Corp банкига киберҳужум уюштирилди

31.07.2019

АҚШдаги Capital One Financial Corp банкига киберҳужум уюштирилди

Кредит на открытие собственного бизнеса

19.02.2019

Кредит на открытие собственного бизнеса

Виды кредитов для малого бизнеса

29.01.2019

Виды кредитов для малого бизнеса



Система Orphus