Дальнейшие перспективы развития межбанковской платежной системы «Uzkart»

12.05.2011

Доклад «Дальнейшее развитие МПС «Uzkart» через смену технологической платформы на семинаре «Совершенствование Законов «Об электронных платежах» и «Об электронной коммерции»: практика, проблемы и решения» в рамках Ежегодной национальной выставки банковских технологий, оборудования и услуг BANKEXPO-2011».

Сегодня к Межбанковской платежной системе «UZKART» подключены 28 коммерческих банков республики. Количество карточек, выпущенных в обращение банками-участниками МПС «UZKART», превысило 8,6 млн., установлено более 96 тыс. терминалов. Темпы ежегодного увеличения количества карточек и терминалов превышают 30%, а общая сумма платежей по карточкам более чем удваивается по сравнению с предыдущим годом.

Сфера применения пластиковой карточки тоже постоянно расширяется – теперь она является не просто инструментом для оплаты товаров или услуг в магазине, аптеке или в других пунктах розничной торговли. С помощью карточки через банкоматы и инфокиоски в режиме самообслуживания можно оплатить все виды коммунальных услуг, за мобильный телефон или доступ к интернет

В ближайшей перспективе коммерческие банки внедряют ряд новых проектов, связанных с использованием пластиковых карточек. Например, Национальный банк внешнеэкономической деятельности планирует внедрить систему быстрых денежных переводов, а в банке «Асака» создается возможность погашения потребительских кредитов – и все это через сеть банкоматов и инфокиосков. А мобильные терминалы «Ипотекабанка» используются для проведения коммунальных и других платежей, как в наличной форме, так и по пластиковым карточкам, прямо на дому.

Очевидно, что такие показатели развития непременно должны сопровождаться и качественными изменениями самой системы. Существующая технологическая платформа (DUET), при всех ее преимуществах, не справляется с возрастающими объемами данных, не обеспечивает оперативного внедрения новых функций, что приводит к справедливой критике и нареканиям в адрес платежной системы «UZKART».

Выводы, вынесенные из критики, показывают назревшую необходимость внедрения собственной – национальной – платформы для платежной системы, объединяющей достоинства офф-лайн технологии (повышенная защита информации на чипе и отсутствие коммуникаций) и мировые стандарты (интеграция с международными платежными системами, новые разработки), в то же время обеспечивающей необходимый уровень защиты информации и противодействия мошенничеству.

Единым Общереспубликанским Процессинговым Центром более года ведется работа по подготовке к миграции платежной системы «UZKART» на новую технологическую платформу. На сегодняшний день приобретено и установлено серверное и коммуникационное оборудование, в том числе и во всех областных центрах, установлено соответствующее программное обеспечение, начаты работы по тестированию системы и созданию соответствующих интерфейсов с автоматизированными банковскими системами (АБС).

В рамках проекта миграции с 1 мая будут производиться и выпускаться в обращение только карточки EMV. Для параллельной работы двух систем на время короткого переходного периода обновляется и модернизируется программное обеспечение существующего парка терминального оборудования, включая POS-терминалы, банкоматы и инфокиоски, чтобы обеспечить прием как карточек DUET, так и новых карточек стандарта EMV. Дальнейшее расширение эквайринговой сети UZKART будет осуществляться исключительно за счет устройств с EMV-совместимым программным обеспечением.

Начало пилотной эксплуатации системы, основанной на новой платформе, запланировано до конца I полугодия текущего года, с завершением масштабирования по всей республике до конца года. При этом финансирование проекта осуществляется исключительно за счет ЕОПЦ, без привлечения средств коммерческих банков.

Переход на новую технологическую платформу МПС «UZKART» позволит решить ряд задач, стоящих перед платежной системой.

Первая задача – ускоряется прохождение платежей, т.к. все филиалы банков, а также терминалы, банкоматы и инфокиоски подключаются к единой базе данных, исключаются промежуточные серверы обработки информации.

Вторая задача – обеспечивается должный уровень защиты информации и предотвращения неправомерного использования карточек. Решение этой задачи, в свою очередь, включает в себя следующие составляющие:
а. четкое разграничение полномочий по электронной обработке информации о платеже (ЕОПЦ) и процесс формирования финансовых проводок (коммерческий банк). Параллельный учет и ежедневная сверка движения средств и остатков по счетам в обоих системах укрепляет надежность и безопасность платежей;
б. применения он-лайн авторизации для отдельных видов операций (снятие наличных средств, покупка дорогостоящих товаров и т.д.) и получение информации о неправомерной операции в режиме реального времени;
в. поддержка практически любых объемов стоп-листа и различных лимитов, а также многозначных ПИН-кодов.

Третья задача – ускоряется производство карточек и терминалов за счет применения в рамках системы комплектующих и чип-модулей любых альтернативных производителей, отвечающих общепризнанным мировым стандартам.

Четвертая задача – полная интеграция системы УзПромстройбанка с МПС «UZKART». Карточки, выпущенные этим банком, не только будут приниматься на терминалах и банкоматах других банков, но и дальнейшее развитие и поддержка системы УзПромстройбанка, например, обновления программного обеспечения и внедрение новых услуг, будут осуществляться одновременно со всеми другими банками-участниками МПС «UZKART».

Пятая задача – создание возможности применения карточек для электронной коммерции. С использованием общепринятых стандартов эта возможность для держателей карточек реализуется без каких-либо ограничений или покупки и установки дополнительных устройств. А банкоматы и инфокиоски позволят с легкостью, круглосуточно и в режиме самообслуживания, преобразовать средства, находящиеся на карточке, в электронные деньги или наоборот, зачислить деньги с электронных платежных систем на карточку.

Кроме того, хотелось бы подчеркнуть еще четыре важных момента.

1. С внедрением новой технологической платформы, которая имеет оптимальный интерфейс с АБС, банки получают возможность полноценного учета и контроля операций по карточным счетам. Сегодня в некоторых филиалах банков из-за нехватки вычислительных мощностей АБС учет операций по карточкам ведется на консолидированных счетах, с детализацией операций только в карточной, вторичной, системе. Это противоречит стандартам бухгалтерского учета и усложняет последующий контроль и аудит операций по карточным счетам. Но с внедрением новой платформы детализация операций как в системе банка, так и в карточной системе, осуществляется в разрезе каждого клиента, с ежедневной сверкой движения и остатков средств по счетам.

2. Очень важным условием стабильной работы и развития любой информационной системы является вопрос ее сопровождения и поддержки. И новая технологическая платформа позволяет в будущем осуществлять сопровождение и поддержку МПС «UZKART» исключительно силами местных специалистов.

3. При внедрении проекта особое внимание уделяется вопросу плавного перехода и сохранению инвестиций, направленных на создание инфраструктуры по обслуживанию пластиковых карточек. Практически все оборудование, закупленное банками за последние 5-7 лет, будет использовано в рамках новой технологической платформы. К примеру, специально для платежной системы «UZKART» разработана новая схема распределенной персонализации карточек EMV, которая позволяет использовать существующие в банках персонализаторы Evolis и выдать карточку клиенту сразу же после открытия счета. А программное обеспечение карточки предусматривает предавторизованный «кошелек», который позволит осуществлять операции в привычном режиме офф-лайн.

4. Внедрение платформы на базе общепризнанных мировых стандартов позволит подготовить техническую базу для дальнейшей интеграции МПС «UZKART» с международными платежными системами, в том числе для приема международных карточек (VISA, MasterCard и т.д.) всеми терминалами МПС «UZKART».

В заключение хотелось бы отметить, что внедрение новой технологической платформы отразится на развитии всей банковской системы республики в целом. Потому что это, с одной стороны, создает возможности к внедрению новых банковских услуг, таких как электронная коммерция, SMS-информирование и т.д., а с другой, позволяет внедрить новые, электронные, каналы банковского обслуживания, без которых невозможно представить современный розничный банк. А карточка послужит в качестве идентификатора личности в банкоматах, инфокиосках и других устройствах самообслуживания.

 

Источник: UZKART

Похожие новости
ЧАБ "Трастбанк": Взаимовыгодное сотрудничество по развитию экспорта

13.09.2019

ЧАБ "Трастбанк": Взаимовыгодное сотрудничество по развитию экспорта

Trastbank

В Ташкенте открылись новые центры банковских услуг - «Next» и «Бешкайрагоч»

10.09.2019

В Ташкенте открылись новые центры банковских услуг - «Next» и «Бешкайрагоч»

Trastbank

Сотрудникам “Трастбанка” вручены почетные грамоты

10.09.2019

Сотрудникам “Трастбанка” вручены почетные грамоты

Trastbank



Система Orphus